Калининградская область пока лишь мечтает принимать суда с туристами из Европы

Региональные чиновники разных уровней и просто инициативные люди уже не первый год говорят – области нужно развивать водный туризм. Вернее, развивать надо туризм любой, но водный – в особенности. Прежде в Восточной Пруссии действовала хорошо отлаженная система внутренних вод. Минуло более полувека, местные реки и каналы засорились, пройти там можно разве что на рыбацком катере, на судах покрупнее не развернуться. Соседняя Европа, однако, времени даром не теряла. Система внутренних вод там всё равно

что сеть автодорог – удобно, продумано и, скажем так, гладко. Под парусом можно из той же Франции добраться, например, до польских Мазурских озёр. Оттуда и до Калининградской области рукой подать. Однако наш регион для европейских яхт-сменов и водных туристов – белое пятно. Пунктов пропуска у нас единицы, механизм проверки не отработан, инфраструктуры нет. Тем не менее региональные власти не оставляют давней задумки – привлечь в область максимум туристических парусов. О том, как это сделать, речь шла в минувшую среду в областной думе на специальном расширенном совещании.

Есть всё, но нет ничего

Руководитель правительственного отдела туризма Марина Друтман обрисовала весьма печальную картину перспектив отдыха на воде. Для этого у нас вроде бы есть всё – многочисленные реки (некоторые входят в международные маршруты Е-70 и Е-41, начинающиеся в Роттердаме и Клайпеде соответственно), заливы и даже море. Но этого мало – нужны оборудованные причалы с заправками для моторных судов и погранпереходы. Это если по минимуму. А если брать в качестве образца соседнюю Польшу или Германию, то список требуемых инфраструктурных объектов расширится.

В результате складывается не очень хорошая ситуация. Калининградская область интересна европейским туристам, и они бы хотели бросить у нас якорь. В 2006 году 22 судна намеревались зайти в наши порты с несколькими тысячами туристов на борту, но сделать этого не сумели. Аналогичная история повторилась и в 2007-м. Область ежегодно теряет десятки миллионов рублей, которые туристы могли бы оставить у нас в качестве платы за рестораны, экскурсии, развлечения, сувениры, ночлег.

Казалось бы, ситуация постепенно улучшается – между Россией и Литвой подписано соглашение об открытии судоходства по Куршскому заливу. Идут аналогичные переговоры с Польшей по Калининградскому (Вислинскому) заливу. Однако улучшение - только на бумаге. В реальности же дело доходит до абсурда. Куршский залив, казалось бы, открыт – так гласит межправсоглашение. Но на деле там нет погранперехода – следовательно, плыть нельзя. «Мы направили запрос в Пограничное управление ФСБ России с вопросом – а где в нынешнем сезоне оформляться тем, кто идёт по Куршскому заливу? Ответ: «В Советске!» - сообщила Друтман. Какому туристу нужны такие сложности? Впрочем, этим они не исчерпываются. Даже если судно пройдёт на нашу территорию, то дальше Рыбачьего его не пустят. К Зеленоградску или к Полесску ему подойти не удастся, потому что ведущие к ним водные пути относятся к внутренним, а они в российско-литовском межправсоглашении не значатся…

Инициатива снизу

Сидеть сложа руки, конечно, не стоит. За пример для подражания можно взять польские Мазуры – там на озёрах «прописано» около 40 тысяч парусников. У нас же маломерных судов с учётом всех рыбацких лодок - около 14 тысяч. Имеются кое-где и причалы – но настолько убогие, что привыкшего к комфорту европейца туда пускать не следует. Надо строить новые – а один причал обойдётся минимум в 300 тысяч рублей.

Некоторые, понимая, что водный туризм может принести неплохой доход, начинают вкладывать деньги уже сейчас. Музей Мирового океана в Калининграде получил в своё распоряжение участок земли, где планирует оборудовать причал на 20-30 яхт. В Мамоново собираются обустроить яхтенную марину «Краснофлотская гавань» площадью в три гектара. Сверху эта гавань напоминает половину штурвала или перевернутый якорь. Чем-то похожа на знаменитые дубайские искусственные насыпные острова-пальмы, но масштабом, конечно, поменьше. Мамоновские власти рассчитывают, что туда будут причаливать парусники с туристами, к услугам которых – гостиница, рестораны, аквапарк и даже три бассейна с подогреваемой морской водой.

Другая затея в Пионерском: проект обустройства яхтенного причала согласован, есть инвесторы – известный многим калининградцам рыбный бизнесмен Юрий Синельник и французская компания. Архитектурный проект амбициозен – предполагается обустроить лучший на Балтике причал.

У властей Правдинска замах поскромнее. «Мы деньги нашли сами – семьсот тысяч рублей выделили на обустройство причала. Есть уже инвесторы, которые готовы вложиться в береговую инфраструктуру, построить гостиницы, кафе и прочее», - рассказывает глава Правдинска Пётр Седов. По его словам, единственная проблема в том, что пока так и не принято решение об открытии там погранперехода. Он уверяет, что польская сторона готова даже сделать его совместным, только бы он был.

Погранпереходы – отдельная и сложная тема. На совещании в облдуме дошло до смешного – представитель пограничной службы на полном серьёзе спрашивал у яхтсменов, где им проводить свой погранконтроль. В Пионерский парусники практически не пускают, там места мало. В Балтийске раньше яхты проверялись у 81-го причала 3-го бассейна. Но сейчас и там сложности, парусники, по сути, оттуда выдавливаются. «Летом пойдут иностранные яхты, что нам с ними делать? Для престижа Калининградской области будет не очень красиво, если мы их завернём. Нужен отдельный яхтенный причал», - сказал пограничник. Все всё понимают, но сделать на местном уровне, увы, ничего не могут.

«Почему нас гонят?»

Проект концепции развития водного туризма в регионе уже имеется. Его разработали в областной федерации парусного спорта. Представитель этого объединения яхтенный капитан Сергей Жадобко считает, что регион вполне сможет принимать до 10 тысяч парусников с примерно четвертью миллиона туристов в месяц. Для сравнения: пока область за весь год посещают около 400 тысяч отдыхающих. «В Европе на яхтах в основном ходит молодёжь. Они устраивают между собой регаты, купаются, к вечеру причаливают к какому-нибудь городку, там идут в рестораны, кафе, дискотеки, ночью на своих судах отсыпаются. На следующий день - к другому городку, где всё повторяется», - рассказал Жадобко. Идиллическая, конечно, картинка. Несложно представить, что будет с неместными весёлыми иностранцами, если они попадутся под горячую руку шпане в каком-нибудь калининградском городке. Не ровен час им окажут такой «жаркий» приём, что туристам придётся во все паруса драпать к себе домой. Нет у нас пока культуры гостеприимства, отсутствует инфраструктура отдыха в маленьких городках, да и в крупных выбор невелик.

Об иных проблемах рассказал другой член федерации Игорь Багров. Он привёл несколько конкретных примеров наплевательского отношения властей к яхтсменам. Пограничники, например, не отвечают на позывные иностранного парусника, а потом арестовывают его якобы за нарушение госграницы. Багров говорил очень эмоционально – чувствовалось, такое отношение властей к яхтингу его сильно задевает. «Нас отовсюду гонят, нам создают кучу проблем и постоянно говорят, что мы мешаем. Как так?» - возмущался он. Другие яхтсмены рассказывали, что не считаются с ними и портовые власти. «Портовики говорят – мол, причал вы получите только при условии, что место под него нам укажет пальцем лично губернатор», - жаловались они.

Есть и иные иллюстрации – например, развод мостов для прохода парусников. Во всей Европе мосты разводят по расписанию, доступному для любого желающего. Это делается в строго оговоренное время и, что важно, бесплатно. У нас же другая история. КЖД, например, требует 14 тысяч рублей за разводку своего железнодорожного моста над Преголей – это можно сделать лишь в ночное время. Плюс надо подать заявку за три дня. Какой турист станет тратить столько времени и денег?

Увы, но пока всё связанное с водным туризмом у нас расценивается как нечто второстепенное. И если в Калининграде ошибочность такого мнения начинают осознавать, то в столице, кажется, мыслят ещё старыми категориями.

Вода под камень

Калининградцы уже не первый год пытаются доказать федеральному центру, что местный водный туризм можно и нужно вывести на нормальный европейский уровень. Вроде как нас слышат: соглашения с Литвой и Польшей - тому подтверждение. Но есть и другой пример – перед началом нынешнего туристического сезона Россия увеличила стоимость захода в свои порты в два раза. Круизные туристические компании отреагировали на это негативно. По оценке регионального правительства, на ближайшие три-четыре года Калининградская область серьёзного потока туристов может не ждать – их переориентируют туда, где дешевле. Например, в литовскую Клайпеду, где обслуживается турсудов на порядок больше, чем у нас, или в польскую Гдыню. Некоторые, кстати, считают, что соседи специально не торопятся помогать Калининградской области в деле налаживания совместных водных маршрутов и открытии погранпереходов. Чем больше проблем у нас, тем меньше туристов поедет к нам – обычная конкуренция.

Станет ли Калининградская область привлекательной для иностранных туристов под парусом, зависит от Москвы. Для этого требуется многое - внести нормальные (отражающие реальное положение дел) поправки в федеральное законодательство, открыть морские погранпереходы в поселках Краснофлотское и Рыбачий, в городах Пионерский, Балтийск, Советск и возле Правдинска. А кроме того – разрешить транзитное плавание маломерным судам под иностранным флагом по внутренним водным путям Калининградской области.

Пока все усилия региональных чиновников, туроператоров и парусников в их стремлении достучаться до Москвы кажутся борьбой лилипутов с гигантскими ветряными мельницами. Но надо продолжать биться, доказывать, отстаивать – как известно, вода камень точит, и именно по ней к нам смогут приплыть туристы.

Вадим СМИРНОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.