«Питер нас не слышал»: что даст переподчинение областной таможни Москве

Андрей Бельянинов. Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
Все новости по теме: Проблема-2016
Решение переподчинить Федеральной таможенной службе Калининградскую областную таможню, которая ранее подчинялась Санкт-Петербургу, положительно скажется на работе регионального бизнеса, полагают калининградские предприниматели. Между тем, по мнению некоторых, это не решит всех проблем эксклавного региона. Точки зрения бизнеса и чиновников выяснял корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов своим приказом вывел Калининградскую областную таможню из подчинения Северо-Западного таможенного управления и переподчинил ее непосредственно ФТС России. Структурные изменения начнут действовать с 1 октября 2014 года. Калининградская областная таможня станет десятым таможенным органом, который подчиняется непосредственно ФТС. Помимо московских и центральных таможен этой чести также были удостоены Крымская и Севастопольская таможня.

«Калининградские бизнесмены последние два года говорили о необходимости переподчинения областной таможне непосредственно ФТС. Эта тема также поднималась во время встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с калининградским бизнес-сообществом. В протокол поручений по итогам совещания вопрос не вошел, но в итоге он решился, — рассказали корреспонденту „Нового Калининграда.Ru“ в пресс-службе Калининградской торгово-промышленной палаты. — Переподчинение необходимо было по нескольким причинам. Бизнес отмечал, что у областной таможни есть желание пойти навстречу региональным предпринимателям, но бюрократическую машину раскрутить было сложно, а наша областная таможня подчинялась Северо-Западной».

«Строили, строили и, наконец, построили. Вода камень точит, в итоге удалось этого добиться. Это ведь не собственная инициатива федерального центра, об это просил и губернатор Николай Цуканов, и бизнес-сообщество, — прокомментировал решение Бельянинова глава КТПП Алексей Зиновьев. — Теперь некоторые вопросы будут решаться на региональном уровне, поскольку наша областная таможня в иерархии становится выше. Это, к примеру, вопросы той же таможенной стоимости, они будут рассматриваться тут». Также, по мнению Зиновьева, эта ситуация подает пример другим регионам. «С бытовой точки зрения, в обычной жизни, может быть, изменения и не будут сильно заметны. Но несколько позитивных кирпичиков мы закладываем», — отметил он.

Кроме того, по мнению бизнесменов, отмечалось некое соперничество со стороны Санкт-Петербурга, поэтому там выстраивались удобные логистические схемы для бизнеса, упрощенные варианты работы, а Калининград в этой ситуации оставался на задворках. «Это полный нонсенс, когда есть дополнительное плечо в таможенном управлении между Калининградом и Москвой в виде Северо-Западного таможенного управления, — прокомментировал ситуацию генеральный директор ОАО „ДСВ-Транспорт“ Леонид Степанюк. — Мы обсуждаем какую-то проблему с региональной таможней, находим понимание, а потом документы уходят в Санкт-Петербург, где перерабатываются, либо Санкт-Петербург оказывается не согласен с той или иной постановкой вопроса».

По словам Леонида Степанюка, также предприниматели обращали внимание на разные тарифы на таможенные услуги, который действовали в Калининграде и Санкт-Петербурге. «Эту тему мы обсуждали еще в 2010 году, когда приезжал глава ФТС Андрей Бельянинов. Я тогда понимал тему как вице-президент регионального Союза промышленников и предпринимателей. Почему-то в Санкт-Петербурге тарифы были ниже. Получается, что благодаря какому-то лоббированию грузы уходили в Питер, потому что там удобнее и тарифы ниже».

По мнению Леонида Степанюка, переподчинение областной таможни напрямую Москве позволит в 2 раза облегчить всю работу, доводить до ФТС пожелания и предложения регионального бизнеса. «А Питер нас не слышал, им это не надо было», — отметил предприниматель. Леонид Степанюк полагает, что не только таможню нужно переподчинить Москву, но и другие федеральные структуры, к примеру, порты и полпредство президента в Калининграде. «Кроме того, я полагаю, что и губернатор Калининградской области должен входить в российское правительство, иметь там ранг не ниже министерского», — считает глава «ДСВ-Транспорт».

По словам министра промышленности Дмитрия Чемакина, три четверти решений, которые должны приниматься в сфере транспортного регулирования, касаются вопроса с таможней. «На наш взгляд, переподчинение позволит в несколько раз сократить сроки принятия решений, в них не будут вноситься мнения наших коллег из Санкт-Петербурга, не до конца порой понимающих проблематику Калининградской области. Северо-Западный регион большой, и решения по Калининграду не всегда оказывались в первой очереди, — отметил министр. — Между тем, у нас довольно сжатые сроки принятия решений в связи с наступающим 2016 годом (когда заканчивается срок действия переходного периода ОЭЗ — прим. „Нового Калининграда.Ru“) и предстоящими играми Чемпионата мира по футболу 2018 года, который также потребует большой работы с таможней». Чемакин напомнил, что в протокольном поручении, подписанном премьер-министром Медведевым по итогам совещания в Калининграде, две трети вопросов были связаны с перевозками. «Кроме того, мы всегда были конкурентами с Санкт-Петербургом», — добавил министр. Он напомнил, что Калининградское таможенное управление было реорганизовано и переподчинено Санкт-Петербургу в середине 2000-х годов. «Бизнес неоднократно поднимал вопрос о том, чтобы вернуть центральное подчинение. Я этим вопросом занимаюсь последние четыре года», — отметил он.

Бизнес-консультант Олег Скворцов рассказал «Новому Калининграду.Ru», что переподчинение таможни — давняя мечта калининградских транспортников. «Когда Андрей Бельянинов приезжал, еще при Боосе (Георгий Боос, экс-губернатор Калининградской области в 2005–2010 годах — прим. „Нового Калининграда.Ru“) этот вопрос поднимался. Калининградские транспортники считают, что Северо-Западное таможенное управление ущемляет интересы калининградского бизнеса в пользу Ленинградской области и Санкт-Петербурга, развивая тот же порт Усть-Луга, в то время, как наш порт остается незагруженным, — рассказал Олег Скворцов. — Но я особых иллюзий по этому поводу не испытываю. Все же Федеральная таможенная служба более загружена работой, и может случиться так, что Калининград затеряется среди огромного документооборота». По мнению бизнес-консультанта, проблемы калининградского бизнеса может решить не администрирование, а более существенные вопросы — грузовой и пассажирский транзит через соседние государства. «Это то, что приводит к удорожанию транзита. Если эта проблема не будет решаться, то и остальное не будет иметь значения», — отметил он.

Слова Олега Скворцова подтвердил генеральный директор Калининградского торгового порта Владислав Дорофеев. «Я абсолютно согласен с тем, что администрирование поможет решить ряд проблем портового комплекса, — сообщил Дорофеев. — Не секрет, что таможня имеет мощные рычаги управления, и ими пользуются наши конкуренты из Санкт-Петербурга». В то же время, по словам руководителя порта, переподчинение таможни — только один из, как минимум, 10 пунктов, которые требуется исполнить, чтобы в порты пошли грузы. «Основной момент — это, конечно, тарифная политика», — отметил Владислав Дорофеев.

Напомним, 13 мая 2014 года Дмитрий Медведев провел в Калининграде совещание по развитию ОЭЗ, по итогам которого дал 12 поручений различным ведомствам. Сроки исполнения поручений — от 1 июня до 15 июля.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.