Первые результаты таможенной реформы не внушают оптимизма

«С недавних пор мы (как, впрочем, и большинство наших коллег) полностью переключились на «большую» Россию, – проинформировал вчера корреспондента «Калининградской правды» директор одной из самых крупных автотранспортных организаций области в сфере международных перевозок грузов. По его словам, на неопределенное время «порвать» с регионом наши дальнобойщики были вынуждены лишь потому, что с 1 апреля здесь упал уровень спроса на их услуги.

То, что дела обстоят, увы, столь печально, подтвердил весьма высокопоставленный источник в таможенных органах. При этом он подчеркнул, что для нынешнего спада деловой активности ориентированных на импорт и экспорт предприятий области нет каких-либо серьезных экономических причин. И что негативная ситуация – следствие новых, еще до конца не «устаканенных» реалий таможенного дня, вызывающих опасения участников ВЭД.

Для тех, кто не в курсе: эти самые реалии обозначились в минувший вторник. Тогда по распоряжению из Москвы разом прекратили свое существование все оформительские таможни области – Калининградская, Неманская и Багратиновская. На их развалинах возникла громоздкая и трудно управляемая структура, подобия которой, как уверяют местные таможенные ветераны, ранее никогда в нашей стране не существовало. Речь идет о Калининградской областной таможне.

Чем именно новорожденный гигант уже успел так сильно обидеть предпринимательское сообщество? «Прежде всего бюрократизмом и неразберихой. К примеру, даже мне, человеку, который много лет занимал руководящие должности в таможне, пришлось два дня ходить по их кабинетам, чтобы завизировать пустяковые бумаги, – поделился начальник профильного отдела крупного завода. – К тому же раздражали постоянные компьютерные сбои – программисты по ошибке «забили» в программу коды и банковские реквизиты уже несуществующих таможен...».

Расположенный в областном центре завод, на котором работает этот менеджер, взял эскпортно-импортный тайм-аут до 10 апреля в надежде на то, что к этому дню объединенная таможня встанет на ноги. Однако не все предприятия могут позволить себе такой отпуск.

«То, что происходит с 1 апреля, не укладывается ни в какие рамки, – делится наболевшим один из тех, на ком «шлифуется» процесс таможенного оформления - предприниматель из Багратионовска Вячеслав Даниелян, занимающийся ввозом колесной техники, как принято говорить, на область. – Скажем, если раньше под меры обеспечения контроля доставки от границы до пункта оформления в Калининграде попадали только легковые автомобили, то теперь это требование распространено на любой вид транспортных средств, включая строительную технику. Значит, нужно либо брать гарантийное обязательство банка, либо заказывать конвой. Первое обойдется в пять процентов от суммы, указанной в обязательстве. Плюс банк потребует положить на депозит деньги, которые в случае чего с лихвой перекроют эту сумму. Второе же «встанет» в тысячу рублей на каждую подконвойную машину. И то лишь в том случае, если дорога занимает менее 50 километров. Если же более – плати три тысячи. Причем сначала нужно оформить в главном офисе таможни заявку на сопровождение, и только потом вам выделят сопровождающего. Кстати, заявки подписывают только в рабочие дни до 18 часов». Таможенники требуют в обязательном порядке присовокуплять к ввозимой из-за рубежа «бэушной» импортной технике российское подтверждение ее «подержанности» (в Калининграде такой документ стоит две тысячи «рэ»). Плюс необходимо «добровольное» экспертное заключение о мощности двигателя любой, не имеющей немецкого техпаспорта машины (за него просят тоже почти две тысячи) – это другие неприятные новации, о которых поведал бизнесмен.

Заметим, похожей весьма доходной для служивых «добровольностью» в свое время вовсю грешила Госавтоинспекция. До недавних пор на общих основаниях легализовать в нашей области иномарку можно было в том случае, если у вас на руках имелся акт коммерческой экспертизы номера кузова, изготовленного в дружественной стражам дорожного порядка фирме.

Как утверждает Вячеслав Даниелян, он уже направил письмо начальнику Калининградской областной таможни Александру Чебаеву с настоятельной просьбой дать юридическую оценку «сомнительным требованиям» его подчиненных.

По некоторым данным, аналогичные по духу письма в адрес первого таможенника области готовят предприниматели из Багратионовска и Черняховска. Они недовольны тем, что теперь вынуждены растаможиваться не так, как раньше, по месту своей дислокации, а за тридевять земель – в областном центре или Советске. «Это ощутимо увеличит наши расходы и соответственно отразится на «конечной» цене товаров. В итоге пострадают потребители», – предупреждают периферийные коммерсанты.

«Проблемы, с которыми столкнулись, в частности, черняховцы, на мой взгляд, не высосаны из пальца, – дает оценку событий председатель комитета по малому и среднему предпринимательству облдумы Алексей Зиновьев. – Их обсуждению будет посвящен очередной «круглый стол» в нашем комитете с участием начальника Калининградской таможни Александра Чебаева, который предполагаем провести через две недели. К этому мероприятию ассоциация Черняховских предпринимателей обещала подготовить соответствующую аналитику. Однако удастся ли сразу найти цивилизованное и законное решение, не берусь предсказывать. Могу лишь констатировать: на прошлом «круглом столе» господин Чебаев продемонстрировал свою открытость и готовность к конструктивному диалогу. Это внушает определенный оптимизм...».

Андрей ГОРБУНОВ
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.