Прибалтика и Европа давят на Россию

Еврокомиссия требует от России уменьшить железнодорожные тарифы в направлении прибалтийских портов

Как заявила вчера заместитель госсекретаря Министерства экономики Латвии Зайга Лиепиня, по мнению Еврокомиссии, нынешние российские железнодорожные тарифы в направлении прибалтийских портов должны действовать не дольше 12-18 месяцев, в то время как Россия намерена применять их еще 5-6 лет. Прибалтика никак не может смириться с тем, что сегодня везти грузы в российские порты на Балтике значительно дешевле, чем в иностранные. Выравнивание тарифов даже является одним из главных условий вступления РФ в ВТО. Однако Латвии не стоит надеяться на скорое снижение российских железнодорожных тарифов – для этого еще необходимо кардинально изменить тарифную политику РЖД. Но самое интересное – не исключено, что выравнивание тарифов, которого так добиваются прибалтийские порты, ничего им не даст. По мнению экспертов, в этих условиях прибалты могут просто не выдержать резкого роста оборотов.

По данным еженедельного бюллетеня SeaNews Weekly, в прошлом году грузооборот портов Прибалтики увеличился на 3,58% и составил 113,996 млн т. Крупнейшими из прибалтийских портов на сегодняшний день являются Таллин (37,42 млн т грузов в 2004 г.), Вентспилс (27,81 млн т), Рига (23,99 млн т), Клайпеда (20,3 млн т) и Лиепая (4,47 млн т). По итогам 2004 г. показатели перевалки Риги выросли на 10,41%, Таллина – на 7,17%, грузооборот Вентспилса увеличился всего на 1,67%, а перевалка в Клайпеде и Лиепае снизилась на 4,2% и 7,89%, соответственно. На сегодняшний день 90% поставок в адрес прибалтийских портов осуществляется железнодорожным транспортом, причем не самая последняя роль там отводится «Российским железным дорогам». Но для РЖД направления на Прибалтику и Финляндию являются одними из самых дорогих. Разница железнодорожных тарифов при перевозке грузов в направлении российских и иностранных портов на Балтике в зависимости от грузов и станций отгрузок может варьироваться от 10% до 30%. Латвия, Литва, Эстония и Финляндия уверяют, что такие тарифы мешают развитию их портов, и уже несколько лет пытаются добиться их снижения. Однако до сих пор переговоры по этому вопросу ни к чему не привели.

Проблема высоких железнодорожных тарифов России обсуждалась и на состоявшемся вчера в Риге очередном заседании Совета портов республики. Заместитель госсекретаря Министерства экономики Латвии Зайга Лиепиня сообщила, что, по мнению Европейской комиссии, существующие сейчас железнодорожные тарифы должны действовать не дольше 12-18 месяцев. Г-жа Лиепиня отметила, что сейчас Латвия на всех форумах активно участвует в дискуссиях по этой проблеме, и ситуация выглядит вполне обнадеживающей. Позицию Латвии в вопросе скорейшего выравнивания тарифов поддерживает большинство стран – участниц Европейского союза, включая Швецию, Данию, Великобританию, Австрию. Как известно, снижение железнодорожных тарифов в направлении иностранных государств является одним из главных условий вступления России в ВТО. Для улаживания проблемы с ценами Россия попросила у ВТО переходный период сроком на 5-6 лет, однако Еврокомиссия, по всей видимости, не хочет ждать так долго.

Позицию прибалтов вкупе с Еврокомиссией можно понять. Члены Совета портов отметили, что действующие сейчас российские железнодорожные тарифы создают для латвийских портов неравные условия конкуренции. По словам экспертов, проводимая Россией политика в сфере железнодорожных тарифов напрямую влияет на грузооборот латвийских портов – из-за нее объемы перевалки в них нефти и нефтепродуктов, черных металлов и других дорогих грузов снизились. Ведь многочисленные отправки грузов из Юго-Восточной Азии могли бы тоже пойти через Прибалтику, а не только морем или через Брест. В то же время российским портам выравнивание тарифов ничего хорошего не сулит. Как пояснил RBC daily независимый транспортный эксперт Сергей Ащеулов, в последнее время большую часть обрабатываемых в латвийских портах грузов составляет каменный уголь, который легко может быть переключен на другие порты Прибалтики.

Однако, по мнению опрошенных корреспондентом газеты экспертов, Латвии не стоит надеяться на скорое снижение российских железнодорожных тарифов в направлении прибалтийских потов. Дело в том, что в настоящее время решение этого вопроса зависит не от РЖД. Транспортные тарифы определяет Федеральная служба по тарифам (ФСТ), а «Российские железные дороги» только вносят туда свои предложения. «Полное выравнивание тарифов на этом направлении невозможно до тех пор, пока не изменится тарифная политика РЖД. На это потребуется, конечно, не пять-шесть лет, но до ее смены невозможно ничего сделать в принципе, – сказал RBC daily директор проектов информационно-аналитического агентства (ИАА) SeaNews Алексей Безбородов. – Пока ценообразование в транспортной отрасли в целом будет непрозрачным, конфликт по поводу тарифов продолжатся».

Мало того, некоторые специалисты не исключают даже, что портам Латвии и других прибалтийских государств снижение тарифов, о котором они так много говорят, не поможет исправить сложившуюся ситуацию и увеличить грузопоток. «Для прибалтийских портов полное выравнивание тарифов ничего не даст, – говорит Алексей Безбородов. – Скорее всего, прибалты не выдержат возможного в этом случае резкого роста оборотов. Кроме того, нельзя забывать, что у прибалтийских портов могут возникнуть серьезные проблемы из-за деятельности собственных властей. Как, например, Рига, которая за четыре месяца текущего года снизила оборот контейнеров на 40%, и весь поток ушел в Клайпеду и Калининград».
Источник: РБК

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.