На границе фуры ходят хмуро

Все новости по теме: Соседи
Несмотря на официальные заявления МИД и оптимистический комментарий калининградских властей, польско-российское сотрудничество остается в плену политических стереотипов

Х польская национальная выставка "POLEXPORT- Калининград 2005" начала работу во вторник. В ней участвуют около 70 иностранных компаний и фирм. Однако это не означает, что критическая ситуация на российско-польской границе в Калининграде, о которой в пятницу говорил глава МИД РФ Сергей Лавров, каким-то образом разрешилась. К сожалению, акции, которыми обмениваются стороны на этом участке границы, всегда имеют большой резонанс и, как правило, далеко не разовый характер.

По словам польского вице-министра экономики и труда Мирослава Зелинский, проведение "Полэкспорт-2005" в Калининграде свидетельствует о том, что вступление его страны в Евросоюз не снизило интереса национального бизнеса к России и Калининградской области. Напротив - с начала этого года товарооборот между двумя странами увеличился практически вдвое. Вторит Зелинскому и вице-губернатор Калининградской области Михаил Цикель, который заявил, что наблюдается рост экономического сотрудничества региона с воеводствами Польши и что сегодня в области работают около 600 предприятий с участием польского капитала. Значительный вклад вносят соседи и в реализацию Федеральной целевой программы развития области, участвуя в таких крупных проектах, как строительство погранпереходов и ТЭЦ-2, подчеркнул вице-губернатор.

Таким образом, стороны не упомянули о заявлении Сергея Лаврова, которое глава российского внешнеполитического ведомства сделал в пятницу. В частности, министр заявил о том, что направил своему польскому коллеге письмо, в котором призвал его срочно разобраться с ситуацией на границе и устранить "препятствия для передвижения граждан". В последнее время россияне, по словам Лаврова, направляющиеся из Калининградской области в Польшу, сталкиваются с рядом трудностей: дополнительные проверки со стороны польских пограничников и таможенников ведут к отказу во въезде. Грузовые фуры досматриваются с точки зрения технической годности. С начала года поляками были аннулировано уже более 300 виз.

Между тем вопрос с транзитом не может разрешиться уже в течение многих лет. Начать с того, что граница в Калининграде всегда крайне оживлена, буйно развивается приграничная торговля, которая кормит не только так называемых челноков, но и жителей региона. Поэтому акции, которыми обмениваются стороны на этом участке, всегда имеют большой резонанс и, как правило, далеко не разовый характер. Нынешние проблемы на российско-польской границе в Калининграде, в связи с которыми вынужден был выступить министр Лавров, начались с того, как российские власти попытались ужесточить правила въезда для многочисленных польских "челноков", которые занимаются контрабандой бензина, сигарет и спиртного из Калининграда в Польшу. Этот откровенно бессмысленный бизнес с точки зрения властей региона, который не приносит в бюджет ни налогов, ни других отчислений и откровенно "подсаживает" ситуацию на границе (из-за огромного количества "челноков" там наблюдаются многочасовые очереди - Страна.Ru), давно бы следовало регулировать. Однако для этого, безусловно, необходима политическая воля не только Москвы, но и Варшавы. К сожалению, в настоящее время подобных властных решений из польской столицы не наблюдается.

В результате польские власти решили в ответ "поприжать" российских въезжающих, и ситуация стала объектом рассмотрения внешнеполитического ведомства, перейдя из разряда экономической в политическую. Собственно, в отношениях между Москвой и Варшавой, которые заметно охладились в год 60-летия Победы над фашизмом, политическая составляющая стала, к сожалению, ведущей. Из-за этого страдают остальные сферы, в которых двусторонние контакты могли бы быть успешными.

Даже если взять для примера открывшуюся выставку "Полэкспорт-2005" - вероятней всего, в скором времени она просто прекратит свое существование. Вылетающая в копеечку экспозиция, которую оплачивает польская Палата восточных рынков, не приносит ощутимой выгоды ее участникам. На это, кстати, жалуются сами польские организаторы. Им все хуже удается экспортировать свои товары в Россию - сравнительно низкого качества, они не могут конкурировать по цене с российской продукцией, не говоря уже о, например, китайской. Возможно, поляки хотели бы рассматривать выставку в Калининграде, как выход на рынки России и СНГ, но в этом случае, как заявил корреспонденту Страны.Ru один из участников "Полэкспорта-2005", они "выбрали немного не то место".

С другой стороны, российская сторона, которая все чаще отказывается от польских товаров (в основном, продукции пищевой и легкой промышленности - Страна.Ru) по вышеуказанным причинам, усиленно предлагает полякам воспользоваться льготами свободной экономической зоны, статус которой имеет Калининград, и уделить больше внимания организации совместных предприятий, однако это предложение пока не находит понимания в Варшаве. Одно дело - "сбрасывать" на восточные рынки товары, которые не выдерживают конкуренции в Единой Европе, и другое - налаживать долгосрочное партнерство, при котором неизбежен процесс примирения с бывшими "врагами".
Источник: Страна.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.