Владимир Егоров: Необходимо решать транспортные проблемы

Все новости по теме: Калининградский транзит
без решения транспортной проблемы Калининграду не добиться экономического прорыва

На этой неделе Калининград отметит свое 750-летие. О том, как город и область готовятся к юбилею, а также об основных проблемах самого западного российского региона обозреватель "Эксперта С-З" беседует с губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым.

- Как бы вы охарактеризовали первый год жизни области в кольце стран Евросоюза? Что изменилось в жизни калининградцев за этот год?

- Европейский союз еще в преддверии своего расширения начал оказывать серьезное влияние на социально-экономическое развитие Калининградской области. Поэтому ко многим вещам и экономика региона, и его жители успели адаптироваться. Вряд ли в России найдется другой субъект Федерации, в котором более половины жителей имеют заграничные паспорта, где в таких масштабах ведется приграничная торговля и мигрирует рабочая сила, где бы значительная часть промышленной продукции и товаров выпускалась и продавалась под иностранными брендами. За это время в области создано более 2,5 тыс. предприятий с участием иностранного капитала (одно предприятие на каждые 400 жителей).

Эти процессы были вполне ожидаемы. Меры, заблаговременно принятые федеральным центром и администрацией области, значительно ослабляли негативное влияние меняющихся геополитических условий и позволяли сохранять положительную динамику экономического развития. По крайней мере среднегодовые темпы роста ВРП в 2001-2004 годах составили 9,1% - это выше, чем в любой стране Балтийского моря.

Готовились мы и к очередному радикальному изменению внешней среды, связанному со вступлением 1 мая 2004 года Литвы и Польши в ЕС. Но как бы ни готовились, нельзя отрицать того, что этот процесс оказал заметное влияние на все стороны нашей жизни. Это удорожание и усложнение грузового транзита, обязательное наличие заграничного паспорта для проезда на основную территорию России, ужесточение правил поездок калининградцев в соседние страны. Сейчас, спустя год, некоторые вопросы усилиями федеральных министерств и ведомств и администрации области удалось если не снять, то в значительной мере урегулировать. Калининградцы тоже начинают приспосабливаться к новым условиям. Но, как показывает практика, к этим вопросам еще придется возвращаться неоднократно.

Чтобы полностью задействовать потенциал, который дает геополитическое положение региона, необходимо в ближайшее время принять закон об особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области, привести в соответствие с ним федеральное и региональное законодательства, реализовать проекты Федеральной целевой программы, особенно в части развития топливно-энергетического и транспортного комплексов. И наконец, нужно заключить специальное соглашение России с Евросоюзом по Калининградской области.

- Сейчас законопроект об ОЭЗ в Калининградской области находится на рассмотрении в Госдуме. В чем принципиальное отличие режима ОЭЗ, прописанного в новой редакции федерального закона? На каких позициях областным властям удалось настоять при рассмотрении закона правительством РФ, на каких - нет?

- Новый закон станет серьезным шагом на пути реализации имеющихся и потенциальных возможностей. Он создаст более благоприятные условия для инвестиционной активности в регионе, обеспеченные стабильными гарантиями. Срок действия закона - 25 лет.

Для инвесторов, реализующих проекты с объемом вложений не менее 150 млн рублей, предусмотрены серьезные налоговые и таможенные льготы. В частности, предполагается полное освобождение от налога на прибыль на шесть лет и 50-процентное - на следующие шесть лет. Крупные инвесторы освобождаются также от уплаты налога на имущество. В отличие от действующего закона, новый законопроект гарантирует, что условия ведения бизнеса в Калининградской области в случае изменения российского налогового законодательства не ухудшатся. Предусматривается, что все иные нормативные акты, включая Налоговый, Таможенный и Бюджетный кодексы, будут приведены в соответствие с законом об ОЭЗ в Калининградской области.

При подготовке проекта Закона об ОЭЗ предложения администрации области в основном были учтены, а по ряду вопросов найден компромисс. В частности, мы настояли на том, чтобы действие закона распространялось на всю область, порог объема инвестиций был снижен с 300 млн до 150 млн рублей. И что особенно важно, для предпринимателей, работающих сейчас по условиям действующего Закона об ОЭЗ, вводится переходный период на 10 лет - в течение этого срока для них сохранится порядок налогообложения, введенный в 1996 году.

По нашим оценкам, после вступления в силу нового Закона об ОЭЗ в регионе уже в ближайшие два-три года начнется реализация 15-20 крупных проектов. Конечно, в первую очередь мы ожидаем значительных вложений от наших традиционных партнеров - "ЛУКОЙЛа", РАО "ЕЭС России", "Газпрома", Северо-Западной лесопромышленной компании, "Лесобалта". Есть предложения и от иностранных инвесторов. По нашим оценкам, ежегодный рост промышленного производства может составить 10-15% и, как следствие, доходы населения к 2010 году возрастут в два раза.

- Что еще нужно предпринять властям, как федеральным, так и областным, чтобы по-настоящему раскрыть инвестиционный потенциал области?

- Помимо принятия Закона об ОЭЗ области необходимо решить две ключевые проблемы - обеспеченности энергоресурсами (электроэнергией и газом) и развития транспортного комплекса. Ни одно крупное производство не может работать без ритмичных поставок электроэнергии и газа. В ноябре будет введена в строй Калининградская ТЭЦ мощностью 450 МВт - такая же по мощности и внедряемым технологиям, как Северо-Западная ТЭЦ в Санкт-Петербурге. Эта ТЭЦ должна будет "закрыть" 60% потребностей области в электроэнергии. Но для ее работы требуется ежегодно почти столько природного газа (600 млн кубометров), сколько потребила в прошлом году вся область (636 млн кубометров). Поэтому совместно с "Газпромом" мы ведем большую работу по модернизации газопровода и других технологических систем как на территории Литвы, так и в Калининградской области.

Но это только первая часть "газовой проблемы". Вторая - обеспечение газом всех остальных потребителей, и промышленных, и населения. В поставках газа крайне нуждаются, например, наши целлюлозно-бумажные комбинаты, жилищно-коммунальный сектор. В области из 22 муниципальных образований только 10 обеспечены газом, и то частично.

Газ пришел в область всего за шесть лет до распада Советского Союза, и сейчас 94% поставляемого в регион газа потребляет Калининград. Остальные районы, особенно восточные, не имеют доступа к природному газу. И, как следствие, в некоторых районах - только вдумайтесь - нет ни одного промышленного предприятия!

А ведь без некоторых видов производств экономика региона просто задыхается. Например, имея в области прекрасные глины, мы вынуждены завозить кирпич из других регионов России и из-за границы, так как не можем из-за недостатка энергоресурсов организовать собственное производство. А потребности области в кирпиче составляют как минимум 50 млн штук в год.

Региону необходимо также всестороннее решение проблемы развития транспорта - воздушного, морского и наземного. Сейчас активно идет реконструкция аэродрома Храброво. На модернизацию взлетно-посадочных полос и наземной части аэропортового комплекса уже направлено 400 млн рублей. Еще примерно столько же понадобится для совершенствования светосигнальной системы и системы управления аэропорта. Только после этого аэропортовый комплекс Храброво сможет полностью соответствовать российским и международным требованиям.

Если говорить о морском транспорте, то в этом году на линии Балтийск - Усть-Луга будет введена в строй железнодорожная переправа. Сейчас на линии Балтийск - Санкт-Петербург работают один грузопассажирский и четыре грузовых парома. А 25 июня этого года открылась грузопассажирская паромная линия Балтийск (Россия) - Клайпеда (Литва) - Карлсхомн (Швеция).

Третий блок транспортных проблем связан с развитием автомобильного и железнодорожного транспорта. Требуются значительные вложения в строительство новых железнодорожных веток, современных автодорог, соответствующих европейскому уровню, таможенно-пограничных переходов, которые позволяли бы избежать потерь времени на границе.

- Что еще, помимо слабой инфраструктуры, мешает притоку иностранных инвестиций в экономику региона?

- Иностранные инвестиции действительно составляют лишь 10% в объеме вложений инвесторов. В прошлом году российские компании инвестировали в свои производства на территории Калининградской области 18,5 млрд рублей, а иностранные - 62 млн долларов. Я не вижу в этом трагедии и, если говорить честно, являюсь сторонником отечественных инвестиций. А как только пойдут вложения российских инвесторов, увеличится интерес иностранных.

Но уже сейчас предприятия с участием западного капитала развиваются на территории области очень успешно. Так, в июле будет введена в строй третья очередь завода по производству продуктов питания из мяса птицы. Это предприятие создано с участием хорватского капитала. Объем вложений составил 50 млн евро. Около 300 тонн продукции завода ежедневно поставляется на основную территорию России.

Литовцы вложили 15 млн евро в завод по рыбопереработке и производству крабовых палочек. Продукция предприятия поставляется на экспорт в 36 государств. Еще один пример удачного капитального вложения литовских инвесторов - завод, выпускающий холодильники стоимостью 17 млн евро и производительностью 500 тыс. в год. Словом, поток иностранных инвестиций скромным я бы не назвал. Но, конечно, решение энергетической и транспортной проблем, а также вступление в силу Закона об ОЭЗ будут нам большим подспорьем. Без этого экономического прорыва не добиться.

- Каков уровень готовности Калининграда к празднованию 750-летия?

- Город готов к проведению праздничных мероприятий. Ключевые объекты уже приняты. Должен отметить, что все уровни бюджетов - федеральный, областной и местный, а также спонсоры полностью выполнили свои обещания по финансированию объектов. Город в значительной мере преобразился - это отмечают и жители, и гости Калининграда.

Мы ждем прибытия президента и иностранных гостей. В рамках юбилейных мероприятий пройдет заседание Госсовета. Это большая честь для Калининграда. Первый опыт выездного заседания этого органа, как вы помните, был в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, и проведение Совета за пределами Москвы становится хорошей традицией.

- Сейчас многие губернаторы, даже те, срок деятельности которых далек от завершения, просят президента Владимира Путина подтвердить их полномочия. Ваш губернаторский срок заканчивается в ноябре. Не намерены ли и вы предпринять такую инициативу?

- Я готов работать столько, сколько нужно калининградцам. Когда шел на выборы, то считал, что уровень моего знания проблем области достаточно высок. Он действительно был выше уровня многих других кандидатов, но все равно несравним с нынешним. Могу сказать одно: опыт управления регионом, который наша администрация приобрела за эти годы, очень ценен, он позволяет видеть проблемы с разных сторон, решать их в тесном сотрудничестве с федеральными структурами.

Если президент сочтет удовлетворительными результаты, достигнутые в социально-экономическом развитии области за четыре с половиной года нашей работы, то я готов ее продолжить.
Источник: Эксперт Северо-Запад

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.