Об упущенных возможностях

Бюджетные деньги должны быть не средством латания дыр, а эффективным способом кооперирования крестьян и стимулом для привлечения дополнительных ресурсов в сельское хозяйство

В свое время Восточную Пруссию не без оснований называли житницей Германии. В 1943 году на территории, ныне занимаемой Калининградской областью, сопоставимой по численности населения, было произведено 693 тыс. тонн зерна, 787 тыс. тонн картофеля, 770 тыс. тонн молока. В хозяйствах имелось: 541 тыс. голов крупного рогатого скота, 478 тыс. голов свиней, 119 тыс. голов овец и коз. При этом следует отметить, что восточно-прусские результаты были получены при помощи техники и технологий своего времени, с применением большой доли ручного труда и конной тяги. Нельзя не учитывать и тот факт, что шла война.

Попытки в советский период догнать Восточную Пруссию, несмотря на применение современных технологий и большие капиталовложения, не увенчались успехом. В 1990 году удалось произвести 489,2 тыс. тонн зерна, 204,2 тыс. тонн картофеля, 546,1 тыс. тонн молока. В 1991 году во всех категориях хозяйств насчитывалось 467,5 тыс. голов крупного рогатого скота, 270,5 тыс. голов свиней, 42,4 тыс. голов овец и коз. Рыночные реформы сельского хозяйства в отечественном исполнении еще больше увеличили разрыв. В 2004 году на той же территории было произведено только 287,4 тыс. тонн зерна, 133,9 тыс. тонн картофеля, 190,5 тыс. тонн молока. Хозяйства всех категорий имели 101,2 тыс. голов крупного рогатого скота, 38,6 тыс. голов свиней и 36,1 тыс. голов овец и коз.

Приведенные сравнения лишь подчеркивают тот факт, что сельскохозяйственный потенциал Калининградской области используется не более чем на 15-20%.

К 1998 году объем промышленного производства в Калининградской области упал до 29% по сравнению с 1990 годом, но с 1999-го промышленность стала расти темпами более высокими, чем в среднем по России. К сожалению, этого нельзя сказать о сельском хозяйстве: производство сельскохозяйственной продукции, упав в 1998 году до 46,9% по сравнению с 1990-м и достигнув в 2000 году 50%, в 2001-м упало до самой низкой за всю историю Калининградской области отметки - 46,5%. До сего дня 50-процентный барьер так и не преодолен.

Нельзя сказать, что действующая власть не уделяла внимания сельскому хозяйству. В июне 2002 года администрация области выпустила постановление "Об утверждении основных направлений развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2002-2005 годы". Из текста видно, что документу придавалось исключительное значение: "Обеспечение продовольственной безопасности области сегодня целиком зависит от... сроков принятия и успеха реализации основных направлений развития АПК, определяющих не только тактику, но и стратегию развития сельского хозяйства области".
Было - стало

Приоритетом аграрной политики провозглашалось животноводство, в первую очередь - молочное. Под большие планы были выделены серьезные деньги. Предполагалось увеличить финансирование из областного и федерального бюджетов с 80 млн рублей в 2000 году до 290 млн в 2004-м. В том числе в рамках Федеральной целевой программы ежегодно выделяется по 50 млн рублей на техническое перевооружение сельского хозяйства области. Если суммировать все источники финансирования АПК, то видно, что эти цифры почти выдерживаются. С такой финансовой поддержкой надеялись примерно в два раза увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства и фактически достигнуть уровня 1990 года.

Сегодня, когда до выполнения программы осталось лишь несколько месяцев, очевидно, что целей, за исключением рапса, уже не достичь. А показатели по мясу, молоку, яйцу и картофелю оказываются даже ниже 1996-2000 годов, несмотря на то что за последние три года на субсидии животноводству было выделено более 111 млн рублей. Быстро улучшить результаты в животноводстве не удастся, так как за истекшие четыре года поголовье крупного рогатого скота сократилось с 150,3 тыс. голов до 101,2 тыс. - на треть, а поголовье свиней - с 68,9 тыс. до 38,6 тыс. голов, т.е. почти наполовину. Фактически сегодня все поголовье свиней области можно разместить в одном крупном комплексе. А поскольку животноводство является наиболее капиталоемкой отраслью сельского хозяйства, его восстановление займет не один год.
О налогах и стимулах

Приведенный анализ показывает, что ситуация в сельском хозяйстве региона сложная, и эта оценка во многом обоснованна. Внешними проявлениями кризиса стали массовые выступления крестьян в начале этого года и быстрый рост цен на продовольствие. Крестьяне, вырастив в прошлом году неплохой урожай зерна, вложив много труда и материальных ресурсов, до настоящего времени не могут его продать. Это лишает зерновую отрасль стимулов для развития. Какой смысл производить, если нельзя продать?

Многие хозяйства оказались лишенными средств, необходимых для приобретения топлива, удобрений, запчастей. А это значит, что в нынешнем году может пострадать качество весенне-полевых работ.

Розничные цены на основные виды продовольствия в регионе за последние четыре года выросли в два-три раза. Парадокс в том, что закупочные цены по сравнению с розничными росли гораздо медленнее, а зерно подешевело в два раза. Крестьяне же от этого (за исключением роста цен на свинину) ничего не выигрывают. Розничные цены стали одними из самых высоких в России, где средняя зарплата выше на 15%. Цены на продовольствие в Калининградской области теперь сравнимы с ценами в Литве и Польше. Правда, там зарплаты и пенсии выше в разы. Совпав по времени с монетизацией льгот и реформой ЖКХ, рост цен на продовольствие стал дополнительным фактором, ухудшающим положение значительной части населения.

Совершенно очевидно, что сложившаяся в сельском хозяйстве ситуация стала следствием неверных управленческих решений. В первую очередь это касается механизмов распределения бюджетных средств. Интересная картина: оказывается, часть сельскохозяйственных предприятий официально платит своим работникам минимальную заработную плату 600 рублей. Остальное составляет "черный нал". Основная часть налогов при уплате единого сельскохозяйственного налога ложится на фонд оплаты труда, где значительная доля приходится на налог на доходы физических лиц и отчисления в пенсионный фонд. Поэтому уход от налогов подрывает бюджетную политику государства и грубо нарушает права работников. Те руководители сельскохозяйственных предприятий, которые проводят вышеназванную учетную политику, и те региональные политики, которые в силу понимаемой ими политической целесообразности поддерживают подобную систему, обездоливают не только будущих, но и нынешних пенсионеров.

Между тем существовавшие ранее механизмы распределения бюджета позволяли получать из него больше средств тем предприятиям, которые платили меньше налогов. Такое положение дел противоправно и аморально. Но попытка областной администрации и части депутатов областной Думы внести изменения в этот порядок вызвала истерику у отдельных депутатов-бизнесменов и политиков-конъюнктурщиков: видимо, цена вопроса была немалой. И эту цену ради интересов узкой группы аграрных бизнесменов в ущерб развитию сельскохозяйственной отрасли вынуждено было платить все общество.
Поиск механизма

Если исходить из целей, продекларированных в федеральной целевой программе и стратегии развития Калининградской области - "достижение уровня жизни населения региона, сопоставимого с уровнем жизни сопредельных государств", то и механизмы исполнения бюджета должны работать на эти цели. На наш взгляд, при получении бюджетных средств было бы целесообразно ввести коэффициент платности. Принцип простой: хочешь больше получать из бюджета - больше плати. Коэффициент платности практически не зависит от личных взаимоотношений и пристрастий чиновников и предпринимателей.

Его можно рассчитать делением суммы ежегодно уплаченных по отрасли налогов на сумму, направляемую на развитие отрасли из федерального и областного бюджетов. Аналогичный подход следует применить к перерабатывающим предприятиям, претендующим на получение дотации процентной ставки по кредитам. Областная дума вынуждена была принять меры - получателями бюджетных средств в 2005 году могут быть предприятия, где среднемесячная зарплата в прошлом году была не менее 1500 рублей. В будущем стоимость "входного билета" следует увеличить до величины прожиточного минимума. Учитывая слабую оснащенность отрасли современными средствами производства, также следует поощрять предпринимателей на инвестирование финансов для обновления и создания основных средств.

Средства, направляемые на программу социального развития села и дотирование муниципальных бюджетов, также следует выделять с учетом уплаты налогов. Это будет стимулировать органы местного самоуправления содействовать развитию реального производства. Для личных подсобных хозяйств надо за счет предпринимателей, областного и местного бюджетов создавать инфраструктуру по производству и сбыту сельскохозяйственной продукции. Это может быть, например, система охлаждения молока. Сегодня хозяйства несут значительные потери при определении сортности молока. Бессмысленно тратить бюджетные деньги на компенсацию потерь. Лучше помочь крестьянам скооперироваться и приобрести охладители, чтобы впоследствии дотации действительно увеличили доходы. Бюджет должен стать не средством латания дыр, а эффективным способом кооперирования крестьян и привлечения дополнительных ресурсов в сельское хозяйство.
О сбыте

Однако для увеличения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо решить и другие задачи. В первую очередь это касается реализации продукции. Каждому товаропроизводителю надо четко представлять себе, куда и по какой примерно цене он будет сбывать продукцию. Для того чтобы не повторилась ситуация нынешнего года с зерном, Главное управление сельского хозяйства должно давать систематическую информацию об агропродовольственных рынках и прогноз рыночной конъюнктуры по крайней мере на текущий сезон. Кроме того, исходя из ситуации должны разрабатываться меры по продвижению продукции.

Помимо насыщения регионального рынка вполне реально выглядят возможности выхода на емкие агропродовольственные рынки Северо-Запада. Требуют разрешения вопросы оформления прав собственности на землю и имущество и связанная с ними проблема залога. Остаются и другие перезревшие проблемы АПК - доступ к кредитным ресурсам, особенно мелких и средних товаропроизводителей, обновление основных фондов, подготовка руководителей и специалистов для работы в условиях рыночной экономики, создание консультационной службы. Нужна иная динамика их решения. В противном случае, как у нас часто бывает, правильные цели останутся красивыми словами, а Калининградская область еще долго не превратится в житницу России или хотя бы Северо-Западного региона.
Источник: Эксперт Северо-Запад

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.