Борьба за рынки: транзит электроники из Калининграда через Белоруссию закрыт

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Машины с электроникой, произведённой в Калининградской области, почти три недели стоят на границе Литвы и Белоруссии. Региональные власти подключили к решению проблемы федеральные органы власти, но результатов пока нет.

Транзит закрыт

Таможенные органы Белоруссии перекрыли транзит в Россию электроники из Калининградской области. Об этом сообщает агентство «ТАСС» со ссылкой на директора по маркетингу российского производителя телеприставок холдинга «GS Group» Андрея Безрукова и гендиректора завода электроники «Телебалт» Виктора Борисенко.

«Таможенные органы Белоруссии закрыли транзит через страну продукции компании „GS Group“. В целом закрыт транзит для всей электроники, произведенной в Калининградской области, под запрет попала, в том числе, и наша продукция. Руководство компании не получало никаких уведомлений от представителей таможенной службы Белоруссии, машины просто перестали пускать через границу, никаких причин отказа в пропуске не называлось», — цитирует «ТАСС» Безрукова.

По его словам, в данный момент «GS Group» готовит официальный запрос в белорусскую таможню. «Формально таможенные органы могут остановить груз на проверку, но фактически за все время прохождения грузов через таможню ни одного такого случая не было. Действия таможенных органов Белоруссии не должны быть связаны с выплатой таможенных сборов — мы со своей стороны сборы платим в установленном законом порядке», — заявил Безруков. Он отметил, что вся продукция произведена на заводе в Калининградской области.

Таможенные органы Белоруссии закрыли транзит через страну продукции компании «GS Group». В целом закрыт транзит для всей электроники, произведенной в Калининградской области, под запрет попала, в том числе, и наша продукция. Руководство компании не получало никаких уведомлений от представителей таможенной службы Белоруссии, машины просто перестали пускать через границу, никаких причин отказа в пропуске не называлось.

Андрей Безруков, директор по маркетингу российского холдинга «GS Group»

Виктор Борисенко сообщил, что машины «Телебалта» задержаны с 3 декабря на литовско-белорусской границе на Ошмянской таможне. «Они уже размещены на складе временного хранения, мы вынуждены платить за хранение нашего товара. Сейчас на границе стоят 6 машин на общую сумму товара в 45 млн рублей», — сказал «ТАСС» Борисенко. По его словам, компания направила запросы в таможню и в Генпрокуратуру Белоруссии, но пока ответа не получила. Представитель Государственного таможенного комитета Белоруссии к моменту написания материала не ответил на запрос «ТАСС».

Не только экономика, но и политика

В минувшую пятницу во время заседания общественно-политического совета губернатор Николай Цуканов сообщил, что отправил министра Дмитрия Чемакина в Белоруссию лично решать проблемы калининградских производителей. «Жёсткая конкурентная борьба за рынки сбыта будет только ужесточаться, — сказал Цуканов. — При этом у них преференции свободной экономической зоны лучше, чем у нас сегодня. Они лучше расположены — тот же Казахстан, Белоруссия. Я общался во время встречи с президентом Александром Лукашенко, и он предложил выйти на Таможенный союз с инициативой закрыть ОЭЗ в Калининградской области. Я был вынужден не согласиться сказать, что у Минской СЭЗ преференции лучше, чем у Калининградской. Они будет работать до 2017 года, я предложил закрыть её уже сегодня — таким образом ответил шуткой на шутку».

Тем не менее, по словам Цуканова, на литовско-белорусской границе по-прежнему стоят фуры с калининградской техникой. «Это продукция, произведенная в России, она шла на территорию России. Якобы кто-то где-то её отвёрточно производит… Но это проблемы России!» — отметил губернатор. По его словам, региональные власти известили о проблемах МИД РФ, Правительство РФ, Федеральную таможенную службу. «Мы занимаемся этим каждый день. Но не там не только экономика, но и политика», — заключил Николай Цуканов.

Жёсткая конкурентная борьба за рынки сбыта будет только ужесточаться.При этом у них преференции свободной экономической зоны лучше, чем у нас сегодня. Они лучше расположены — тот же Казахстан, Белоруссия. Я общался во время встречи с президентом Александром Лукашенко, и он предложил выйти на Таможенный союз с инициативой закрыть ОЭЗ в Калининградской области. Я был вынужден не согласиться и сказать, что у Минской СЭЗ преференции лучше, чем у Калининградской. Они будет работать до 2017 года, я предложил закрыть её уже сегодня — таким образом ответил шуткой на шутку.

Николай Цуканов, губернатор Калининградской области

0NV_9164.jpg

Напомним, что ранее глава Белоруссии Александр Лукашенко также говорил политической подоплеке решения Россельхознадзора ввести ограничения на поставку ряда белорусских товаров. По мнению белорусского лидера, Москва пошла на этот шаг, потому что Минск не присоединился к продовольственному эмбарго в отношении Запада. «Абсолютно убежден, что это и есть политика. Вот мы ввели санкции, а тут вот белорусы к ним не присоединились. Так мы и не обещали, что присоединимся», — заявил Лукашенко. И уточнил, что Россия не гарантировала никаких компенсаций Белоруссии в случае потерь из-за присоединения к санкциям в отношении западных поставщиков, да и вообще не предлагала поддержать ее в этом шаге. При этом претензии Россельхознадзора к качеству белорусских продуктов президент Белоруссии посчитал «непорядочным лоббизмом со стороны отдельных структур», которые занимаются переработкой молока и мяса.

По всей видимости, в таких условиях калининградским производителям только и остаётся, что ждать. Или искать другие пути транспортировки товаров на территорию остальной России. Андрей Безруков, директор по маркетингу российского холдинга «GS Group», сказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что компания рассматривает разные варианты альтернативной транспортировки, но о конкретных решениях на этот счёт пока ничего сказать не может. «Это может быть вода, авиационная доставка, порт. Но пока ничего не могу сказать», — отметил он.

Хронология конфликта

Проблемы на границе у калининградских производителей электроники начались в начале декабре. При этом официальных претензий власти соседней республики не предъявляли. Однако перед тем как машины стали задерживать, на телевидении Белоруссии вышел сюжет о фальшивых заводах в Калининграде. В сюжете «Белтелерадиокомпании» утверждалось, что «Евразийское пространство становится притягательным не только для порядочного бизнеса, но и для разного рода жуликов», и «прачечную», придуманную американским гангстером Аль Капоне, съемочная группа ТВР нашла в Калининградской области. Белорусские журналисты утверждали, что привезенные в Калининград из Азии телевизоры и микроволновые печи уже через сутки после выгрузки «становятся российскими». В сюжете приводились комментарии представителей белорусских компаний-производителей техники, которые утверждали, что «произведенные в Калининграде телевизоры российского производства — это в чистом виде Китай» и на самом деле в регионе ничего не производится. По мнению белорусских производителей, это пример недобросовестной конкуренции.

Министр промышленности Дмитрий Чемакин, комментируя две недели назад ситуацию на литовско-белорусской границе, отмечал, что возмущен позицией белорусских коллег и видит в ней или непрофессионализм журналистов, или проявление конкуренции российских и белорусских производителей на российском рынке.

«Это никакие не фирмы-однодневки. Эти предприятия работают у нас как минимум с 2006 года — они попадают под „переходный период“, поэтому зарегистрированы до 1 апреля 2006 года. В частности, это компания „Телебалт“, у которой еще остались производственные мощности на территории региона. Калининградская торгово-промышленная компания каждое производство описывает основательно, у всех есть документы, — сказал Чемакин. — Но самое главное — эти грузы идут через Белоруссию транзитом, и идут они из России в Россию. Да, мы будем благодарны нашим белорусским коллегам, если они найдут какие-то нарушения, и будем разбираться. Но зачем держать транзитные грузы на границе?».

После этого о серьёзных проблемах на литовско-белорусской границе корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» рассказал директор ООО «Мегабалт» Андрей Шелест. По его словам, информации у производителей минимум, белорусы их ни о чем не информируют и отказываются говорить по телефону. «Со слов водителей, таможенники проводили досмотры, полностью выгружали наши машины. Единственное, они нашли расхождения в весе в районе 100 граммов на один телевизор. Но, опять же, это ни на что абсолютно не влияет. Как таковых претензий у них нет, но и товар они не отпускают, ссылаясь на то, что у них идет просто проверка», — пояснял Андрей Шелест.

Как уточнил директор компании, таможенники пугали водителей тем, что весь товар будет изъят вместе с автомобилями. «Там в миллионах рублей товара, — добавил Шелест. — Непосредственно от нашей компании — ООО „Мегабалт“ — стоит 5 машин. Там есть и компания ООО „Телебалт“, и ООО „ПКВ“. Общаться с нами не хотят, претензий официально не предъявляют, но, тем не менее, груз задержан. Машины стоят у нас уже вторую неделю». Шелест также отметил, что некоторые водители уже вернулись в Калининград на поезде, свои автомобили они оставили в Белоруссии.

Ранее жена одного из водителей, Татьяна Смирнова рассказывала корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что калининградские дальнобойщики, застрявшие на границе, не имеют даже элементарных удобств. «Муж мой вез телевизоры, он стоит на границе уже 8 суток, — рассказывала Татьяна десять дней назад. — Есть такие, кто стоит уже больше 10 суток. Вообще, не имеют права больше 10 суток задерживать, но вчера муж сказал, что задержали их еще на 20 суток, причем с полным досмотром. И выгрузка, и конвой за счет водителя». 

Кроме того, по ее словам, застрявшие на границе дальнобойщики были лишены даже элементарных удобств. «Муж написал, что кругом лес, забор и видеокамеры. То есть у них там нет возможности даже снять деньги с карточки. Они не могут купить что-то из еды. Питаются тем, что дают им водители вновь прибывающих фур. Никаких условий — душа, там, туалета, — конечно же нет», — заключила жена дальнобойщика. 

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.