Белорусский рывок к морю

Вчера в Минске губернатор Калининградской области Владимир Егоров предложил Александру Лукашенко построить «морской порт союзного значения», который обойдется бюджету Союзного государства Белоруссии и России в 80–120 млн. долл. Правда, пока инициатива губернатора не получила одобрения президента Белоруссии.

Хотя еще в понедельник губернатор Егоров и его делегация провели совещание в Министерстве транспорта Белоруссии и предложили два варианта кооперации. Первый потребует вложить 1 млн. долл. в модернизацию действующего торгового порта в самом Калининграде. Через него белорусы смогут переваливать не более 1 млн. тонн грузов в год. Второй – построить портовый комплекс практически с нуля в пункте «Восточный» близ города Балтийска. Главное его преимущество в том, что выход в открытое море находится всего в 4 км от порта и глубина канала составляет 11 метров. В самом Калининграде судам до выхода в море надо преодолеть 43 километра по каналу с односторонним движением, что вызывает пробки. Каждые сутки вынужденного простоя обходятся в 25–30 тыс. долл. Специалисты уже подсчитали, что комплекс в Балтийске ни в чем не будет уступать порту в Клайпеде – главному конкуренту Калининграда. Через новый порт Белоруссия сможет переваливать 8,2 млн. тонн грузов.

Тем не менее пока до конца неясно, выгоден ли Минску порт в Калининграде. Белоруссия ежегодно переваливает через разные порты 17 млн. тонн грузов, при этом на долю Калининграда приходится всего 2%. Через украинский Николаев идет 18% белорусских грузов, а остальные 80% «забирают» Клайпеда и Вентспилс. Однако доставка 1 тонны калийных удобрений до Калининграда обходится на 1,5 долл. дороже, чем в Клайпеду. Как говорят специалисты, дело в тарифах на транзитные перевозки, которые «в целях защиты своего рынка» применяет Литва. Железнодорожные тарифы в Литве составляют 6,5 долл. против 1,98 долл. по Калининградской области. Впрочем, делегация из Калининграда пообещала Минску, что убедит Вильнюс снизить тарифы. «В крайнем случае Москва будет ставить вопрос перед Брюсселем, – сказал журналистам один из участников переговоров. – Евросоюз не допустит, чтобы какая-либо страна в ущерб остальным так защищала свой рынок».

При этом надо отметить, что еще полтора месяца назад специалисты белорусского Минтранса заверяли журналистов, что «при всем уважении к братьям-россиянам строительство порта в Калининграде Минску невыгодно». Все круто изменилось во время июльской встречи президентов Путина и Лукашенко в Завидово. Белорусский лидер объявил тогда, что перенаправит грузопотоки на Калининград. Некоторое время чиновники в Минске отказывались комментировать это высказывание и только разводили руками.

Эксперты считают, что налицо чисто политическое решение, и помочь Калининграду решено было в ответ на какие-то уступки, сделанные Путиным. Речь может идти об одобрении им третьего срока президентства Лукашенко. Как сказал корреспонденту «НГ» член российской делегации, «еще неизвестно, нужен ли остальной России Калининградский порт – ведь есть Санкт-Петербург, у которого прямой выход в море и который не отделен от всей остальной страны Литвой с ее тарифами. В то же время Калининградская область – это анклав, который нужно финансировать. И направить туда белорусов с их грузами, чтобы трудоустроить местное население, а заодно построить порт за деньги Союзного государства, – вот пример взаимовыгодного сотрудничества Минска и Кремля».

Согласится ли в итоге Лукашенко на строительство порта в Калининграде, окончательно неясно. Как сказали «НГ» в президентской пресс-службе, «вопрос пока прорабатывается на уровне рабочих групп». Но очевидно, что белорусский лидер рассчитывает «пробить» масштабный проект. Косвенно это подтверждают и слова самого Лукашенко. «Белоруссии очень выгодно сотрудничество с Калининградской областью по всем направлениям. Калининградская область получила бы от такого взаимодействия самое главное – люди здесь стали бы жить в 3–5 раз богаче, чем сейчас».
Источник: Независимая газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.