После подписания соглашения о сотрудничестве с правительством области в минувшую среду глава «Автотора» Владимир Щербаков в долгой беседе с журналистами рассказал о том, как на фоне сокращения полутысячи сотрудников и
От редакции: вопреки изначальной договорённости о личном интервью с Владимиром Щербаковым, встреча была проведена в формате
О соглашении о сотрудничестве с правительством области
На 2015 год, по словам губернатора Николая Цуканова, региональные власти смогут выделить порядка 400 млн рублей, в дальнейшем программа предполагает выделение до 3 млрд рублей. «Если будет необходимость привлечь дополнительные средства, чтобы привлечь инвесторов, и мы увидим, что у инвестора есть желание вложить большую сумму… А мы понимаем, что каждый вложенный государственный рубль сможет привлекать от 3 до 10 рублей частных инвестиций… Мы готовы эту сумму увеличить, если будет необходимость строить дополнительные сети», — сказал Николай Цуканов.
…Мы сегодня подписали не инвестиционное соглашение, мы сегодня подписали соглашение о сотрудничестве и партнёрстве. Что является рамочными условиями сотрудничества. И договорились в течение максимально короткого времени — губернатор говорит, что хотя бы в июле —подготовить и подписать инвестиционное соглашение, в котором всё это закрепить.
Поэтому они, конечно, ищут всякие обтекаемые формы, они не могут быть реальными гарантами этих инвестиций. Хотя обещают сделать максимум, чтобы эта программа была профинансирована.
…Мы делаем всё в две очереди. Сейчас мы говорим об одной части территории, это первая очередь, в неё входит часть промышленной зоны, где будет реализован проект BMW, а кусок территории, где должен был разместиться автогород, переделывается под промышленную зону. На инфраструктуру для первой очереди, как говорит губернатор, он деньги найдёт.
Но есть вторая часть территории, требующая инфраструктуры — на неё сегодня денег нет. Она стоит примерно 3 миллиарда. Плюс — миллиард как минимум нужен на социальную инфраструктуру. Раз здесь есть люди, раз есть производство, должна быть поликлиника, пожарная часть, полиция — всё это бюджетные затраты. То, что их у губернатора сегодня нет, не означает, что мы в них не нуждаемся. Значит, будем искать решение. Это требуется, чтобы нормально реализовать весь проект.
…Вся проблема в том, что сегодня нельзя пойти в банк и попросить кредит. У нас кредитные линии открыты, нам кредитные линии на 600 млн евро открыл ВТБ, на 20 млрд рублей — «Сбербанк». Кредитные
Банк фактически берёт риск на себя. Он должен дать деньги, ты зароешь их в землю, а потом скажешь — извини, мол, старик, не получилось, забери трубу. А банку она зачем? Она ведёт из ниоткуда в никуда.
О механизме субсидирования таможенных платежей резидентам ОЭЗ и «ребятах-птичниках»
…Этот вопрос больше не требует дискуссии. Постановление правительства подписано в пятницу на прошлой неделе. Просто оно ещё не вышло, но оно уже подписано. Механизм там чётко закреплён, фантазий теперь уже не требуется. Другой вопрос — посмотрим, как оно будет работать в реальности. После этого, вполне возможно, потребуются
…То, что он (Николай Цуканов — прим. «Нового Калининграда.Ru») протолкнул эти решения по субсидиям для выравнивания рынка, в том числе и методику, — он дал возможность тем, кто хочет работать, базу для того, чтобы делать свой бизнес. Он сделал, что мог. Наверное, там ещё предстоит от документа до реализации большая дистанция.
Сегодня одни говорят: мы будем возвращать вам выравнивание таможенных пошлин. В это время встаёт Силуанов (министр финансов РФ — прим. «Нового Калининграда.Ru») и говорит: так, все статьи расходов режем на 10 процентов. А потом выходит и говорит: мало на 10, режем на 20! Ну так если тебе вернут только половину таможенной пошлины, это же только начало, первый год, а у нас впереди ещё годы. Значит, через
Как поведут себя калининградские предприниматели? Не берусь сказать. Важно — есть ли здесь бизнес, который хотел бы воспользоваться этим делом? Вот мы явно хотим. Мы такие. «Мираторг»,
Я убеждён, знаю, как они мыслят, что они думают. Они совершенно точно будут пользоваться этим, продвинут свой бизнес ещё раз.
О губернаторе Калининградской области Николае Цуканове
…Вы знаете, я никогда не хвалил губернатора и, тем более, не собирался выступать агитатором в его попытке выйти на выборы. Но я откровенно скажу: в моём понимании, за всю историю был первый губернатор — Маточкин, который правильный заложил с нашей помощью, с моей лично, заложил закон. Там были недостатки, которые мы не сумели исправить. Но ситуация сложилась так, что вышел закон
В моём понимании, Цуканов в этом году сделал по результатам столько, сколько остальные, если собрать их лучшее. Он денег притащил кучу, хорошо ли, плохо ли — оценивают
«В регионе непростая ситуация. К сожалению, на инвестиционной привлекательности отрицательно сказываются искусственные, но объективные причины — 2016 год. Инвесторы не понимают правил, по которым они смогут работать „за пределами“ 2016 года, — сказал Цуканов. — Хотя Правительство РФ разработало ряд мер, пока они вызывают больше вопросов, чем ответов».
…То, что мы ходили по всем кабинетам и доказывали, что это нужно — не секрет. Для того, чтобы реализовать идею кластера, чтобы Дмитрий Анатольевич Медведев сюда приехал, принял те решения, которые он здесь принял, за три года у нас было 8 личных поручений президента и четыре поручения лично Медведева. Когда он поручал найти решения, найти решения, найти решения. Ну, мы тоже этому способствовали. Часть писем, на которых стоят эти резолюции, писали по нашему вопросу, а подписывал их губернатор. Он ходил с этими письмами туда, он доказывал, мы тоже доказывали и орали на всех углах. Говорили: подумайте, чтоЯ отдаю дань губернатору, потому что мы пытались многие вопросы решать с другими губернаторами, до него — нет. Говорили, что не понимают, обещали сделать: «Давайте мне письмо, при вас подписываю, иду туда». Потом неделю ищем — где? Не бывает так, чтобы они исчезли, у нас там тоже есть своё понимание, как циркулируют письма, у нас Шипов (Виталий Шипов —
Конечно, мы быстро находим, где он был, когда был, сколько был, о чём говорил. Потому что все разговоры, которые ведутся с президентом и премьером, все стенографируются или записываются. Вопрос только один: есть у тебя возможность добраться, чтобы понять, о чём шёл разговор и как. Он может вернуться сюда и рассказывать всё, что он считает нужным. Но
Как у Высоцкого, знаете: «Кто мне писал на службу жалобы? Не ты, да? Да я же их читал!». Здесь тот самый случай. Мы совершенно точно знаем, что там происходило. Поэтому я вам откровенно говорю: губернатор приложил максимум усилий.
К нему можно предъявлять
О сокращении персонала на «Автоторе»
…Я хочу, пользуясь случаем, принести извинения не только тем, кого мы сами вынуждены были уволить. К увольнению у нас почти 500 человек, из них больше половины уже уволены по соглашению сторон, вторая часть будет уволена до 1 июня. У нас был выбор: или мы сохраняем эту численность, тогда средняя зарплата должна упасть в 2 раза, грубо говоря. Если в прошлом году средняя зарплата у нас была 30 тыс рублей, значит всех нужно было перевести на 15–17 тыс рублей. Тогда все страдают, кроме того, при такой зарплате мы не можем получить никакого качества автомобиля, все перестают относиться к труду нормально.
Поэтому мы пришли к выводу, что надо идти другим путём: надо, как ни болезненно, сократить какую-то часть работающих, за счёт этого поднять среднюю зарплату. Сейчас, выведя 250–260 человек, мы подняли зарплату примерно до 25 тыс рублей. К концу мая, когда уволятся остальные, средняя зарплата будет выходить в районе 32 тыс рублей. Это даёт нам уверенность в том, что остальные смогут нормально жить, нормально работать. И понимать, для чего они ходят на работу.
О неучастии «Автотора» в госпрограммах сохранения занятости в автопроме
На поддержку стабильности на рынке труда в этом году из федерального бюджета будет выделено около 20 млрд рублей. Четыре региона — Татарстан, Алтайский край, Самарская и Тверская области — уже получили 1,8 млрд рублей на эти цели. Средства пойдут на поддержку АвтоВАЗа, КамАЗа, Алтайского вагоностроительного и Тверского вагоностроительного заводов.
…Есть программа для заводов с очень глубокой локализацией. Я работал на двух из четырёх заводов, которые попали в эту программу. И я вам могу сказать: если бы я снова был на своей прежней должности председателя Госплана или министра экономики в сегодняшнем понимании, хотя это совсем не одно и то же, я бы поступил так же, как поступило Правительство РФ. Что такое КаМАЗ или ВАЗ? У них весь металл практически российский, все пластики российские, двигатели делают у себя, коробки перемены передач — у себя. Две тысячи поставщиков — у себя, в России. Представьте себе.И «Автотор», который закупает комплекты. Да, есть железная дорога, есть порты, 250 компаний в регионе, которые так или иначе на нас работают.
Конечно, в этой связи нужно помогать этим четырём заводам — ГАЗу, ВАЗу, КаМАЗу и УАЗу. При всём том, что мне, конечно, тоже обидно. Мы же тоже автомобилестроители. Больше того, если говорить с точки зрения экономики, то мы — вторые в России по количеству автомобилей после ВАЗа, но по объемам товарной продукции мы первые.
О падении производства на «Автоторе»
…Очень сложно говорить о реальной динамике. Но для нас это выглядит так: если, например, в 2012 году мы собрали примерно 252 тыс автомобилей, в 2013-м — 245 тыс, в 2014-м — 185 тыс, то план на этот год — пока ориентируемся на 80 тыс автомобилей.
Надежда есть всегда. Но у нас есть заказы дилеров и дистрибьюторов. Сегодня ситуация такая: тренд по рынку всё равно падает. Правительство приняло ряд постановлений, в частности — открыли автокредитование, открыли автолизинг, выделили деньги туда. Правительство думает, что эти меры существенно изменят и вектор, а не только скорость падения. Рынок вместо падения приобретёт подъём или стабилизацию. Мы — производители. Мы работаем под рынок. Пока рынок этих показателей не обнаружил. Пока мы исходим из того, что заказы у нас были, а сегодня всё ещё продолжается снижение этих заказов. Потому что рынок пока всё ещё не приобрёл другой динамики.
С начала года падение у нас, по сравнению с прошлым годом, если грубо, то примерно в два раза. Но здесь очень своеобразная вещь происходит, которая очень сильно сказывается на экономике Калининградской области тоже. Считается, что один рабочий на автомобильном производстве даёт, в классике, 7–8 рабочих мест в других отраслях.
Группа компаний «Автотор» скорректировала свои планы по развитию в Калининградской области автомобильного кластера, который должен разместиться в районе пос. им. А. Космодемьянского. К 2016 году компания намерена выйти на производство 100 тысяч автомобилей. Изначально планировалось, что к 2016 году предприятие выйдет на выпуск 200 тысяч автомобилей. По словам генерального директора ООО «Автотор Холдинг» Александра Сорокина, планы пришлось скорректировать из-за того, что произошло два кризиса подряд, сложилась непростая ситуация после воссоединения Крыма с Россией, также повлиял на ситуацию украинский конфликт. Сорокин отметил, что рынок легковых автомобилей потерял 25%.
Мы начали уменьшать объемы производства. Когда правительство отчитывается, оно показывает валовый региональный продукт. Это своеобразный показатель, для оценки деятельности правительства. Это, по существу, то, что сделано на территории Калининградской области. Но проблема в том, что перевозится, потребляется, приносит налоги не валовый региональный продукт, а товарная продукция. Ну, например, вы купили польский или литовский помидор. В валовый региональный продукт вошла только услуга магазина плюс транспортировка. Фактически — торговая наценка. А если вы этот помидор у себя вырастили, то совсем другое дело.Применительно к автомобилю это выглядит так: в валовом региональном продукте мы составляем примерно 10–12 процентов, потому что у нас не очень большой объем локализации. А в товарной продукции мы занимаем 50 процентов в Калининградской области. Вот эта товарная продукция определяет все денежные потоки. Например, когда вы берёте кредит на автомобиль, вы берёте его не на весь объем затрат «Автотора», вы берёте кредит на автомобиль. Вы перевозите не объем затрат «Автотора», а перевозите автомобиль. По этой логике получается, и мы много раз обращали на это внимание, публикуя свои отчёты, что мы не только производим 50 процентов товарной продукции во всей области, мы ещё и даём 50 процентов вагонооборота железной дороге и 70 процентов загрузки портов, Балтийского и морского, в Калининграде. И как только у нас штуки пошли вниз, сразу проявилось падение. В ВРП — на 4–5 процентов, это не является такой проблемой, правильно правительство говорит. Больше дала консервная промышленность, пойдя вверх,
…В прошлом году, даже после падения объемов, мы произвели почти на 200 млрд рублей товарной продукции. Заплатили 41 млрд налогов, в том числе 4,2 млрд — в региональный бюджет. А это, извините, 12–13 процентов собственных доходов. Второго такого налогоплательщика в области нет. А если сюда добавить ещё хотя бы железную дорогу и порты, то понятно, что 15–16 процентов регионального бюджета дала работа автомобильного производства. И тут вдруг всё это начинает рушиться, таких объемов больше нет. На следующий год региональный бюджет недополучит серьёзные деньги. Я не знаю, сколько они недополучат, но понятно, что четырьмя миллиардами даже близко не пахнет.
Об экономическом кризисе 2014–2015 годов и роли в нём Запада
…Сейчас, безусловно, тяжелее, чем в 2008–2009 году. Тогда это был чисто финансовый коллапс, временный. Всем было понятно, что это результат своеобразной политики правительства России,
Сегодня ситуация совсем иная. Сегодня изменились источники покрытия. Кроме того, нас, по существу, обнесли невидимым забором. Займов нет, финансы
Нефть уронили. Это же не результат рыночных действий, это сознательная политика на обрушение, то же самое, что проделали с Советским Союзом. Я живой свидетель этого дела и, в некотором смысле, даже участник. Что мы делали в СССР в силу того, что не могли всё производить? Ситуация была такая: примерно 10 процентов продукции шло у нас в потребление населением. Остальное — это было неконечное потребление.
Глава государства Владимир Путин считает, что пик проблем в экономике России пройден. Об этом он заявил во время прямой линии. В частности, президент упомянул, что выплачены внешние кредиты, скорректирован курс рубля. «Мы провели корректировку курса национальной валюты, и ничего не лопнуло», — сообщил Путин.
Что сделали «эти ребята»? Они посидели, подумали, проанализировали и поняли, что если перекрыть Советскому Союзу каналы ввоза продовольствия и ширпотреба, то напряжение внутри будет такое, что всё взорвётся. Потому что у нас до 70 процентов по отдельным направлениям был импорт. Например, по фармацевтике. Раньше такой практики эмбарго не было, к тому же она совсем уж бесчеловечная. Поэтому они поступили проще: они взяли, договорились с арабами и «опустили» нефть. Когда нефть с 30 долларов за баррель упала до 8 долларов за баррель, через год в нашей экономике ничего невозможно было сделать.А дальше пошёл ажиотажный спрос, люди поняли, что с продовольствием беда, начали скупать всё про запас — и пошло. И американцы все над нами смеялись: вас, русских, мол, не поймёшь: купить ничего невозможно, домой в гости к кому ни придёшь, у всех холодильник не закрывается от жратвы. Это и есть ситуация, которая создаётся искусственно.
Сегодня некоторые из них не скрывают, что хотели бы повторить ровно этот сценарий, считая, что Россия
Поэтому я оцениваю сегодняшнюю ситуацию гораздо серьёзнее, чем в 2008–2009 году. Там было ясно: провалились — да, потом напряглись, вылезли.
О новой концепции автокластера
…У области появляется большая дырка в бюджете, в собственных доходах, по крайней мере. Два варианта, как всегда, в такой ситуации, когда денег нет: или ползёшь в федеральный центр с протянутой рукой, просишь деньги —
И тогда у тебя единственный нормальный выход: ты должен найти возможность роста экономики. Никакого другого способа получить в бюджет деньги не существует. Должна расти экономика. Поэтому мы находимся в точно такой же ситуации, и мы должны нарастить свою экономику.
Поэтому наши интересы совпали, мы предложили правительству на основе того проекта автомобильного кластера, который мы разработали, преобразовать его в производственную зону областную, в которой часть территории, примерно 350 из 450 гектаров, будет зона, которой будет заниматься правительство Калининградской области, туда они будут приглашать всех инвесторов. А 100–120 гектаров будет, собственно, автомобильный кластер, где будут два новых автомобильных завода к 2017 году, где мы начнём строить заводы по производству компонентов. Естественно, возникает вопрос: в этих условиях, когда рынок падает, не авантюра ли это?
…У нас своя боль в этой ситуации. С одной стороны, очень рискованно, с другой стороны, честно говоря, у нас выбора особого нет, я не хочу это скрывать. Проблема заключается в том, что в 2017 году у BMW и у других наших партнёров начинает меняться платформа, происходит совершенно другой класс автомобилей, другая жизнь. Начиная от двигателей всяких, водородных, электрических, кончая
Понимаете, всё это становится прошлым веком. Нам нужна новая площадка или мы лишимся этого бизнеса. Поэтому, когда мы начинаем сейчас строить, мы часть будущей прибыли, которую планируем получить, берём в кредит и инвестируем сегодня, чтобы создать базу, на которой мы можем эти будущие прибыли зарабатывать. Если прибыли не будет, не будет возвратности инвестиций.
Но ничего вообще не будет, если не будет технически приемлемых условий производства. Так же, как сегодня BMW нельзя произвести в сарае, никто этого не позволит. Поэтому мы вынуждены идти на эти инвестиции. В этом смысле, конечно, очень трезво оцениваем все свои риски. Риск есть, но это рассчитанный риск — думаю, мы с этим справимся.
Об уходе General Motors из России и альтернативных партнёрах
…Мы сегодня очень активно ищем замену General Motors. У нас есть
…Мы открыли сборку с индийцами, Tata. в ближайшее время будем делать церемонию открытия с турецкой компанией очень крупной (Ford Otosan, меморандум о взамопонимании был подписан в 2014 году, тестовая сборка должна была начаться в декабре, серийное производство — в феврале 2015 года — прим. «Нового Калининграда.Ru»).
Там, понимаете как, все же хотят делать бизнес. Ну нельзя американцам с нами делать бизнес напрямую. Нельзя — и нельзя, но у американцев есть совместные предприятия в других странах, с которыми у нас другие отношения. И которые не объявляют нам эмбарго. Значит, будем работать из этих стран.
О перспективах роста автомобильного рынка в России
…Правительство считает, и они имеют основание для таких утверждений, что в 2016 году экономика пойдёт вверх. В том числе все сегодня говорят, что и рынок в 2016 году обязательно пойдёт вверх. С объективной точки зрения я верю в эти цифры. Потому что ситуация такая: дороги у нас общественные, железная дорога, авиационное сообщение, автобусное стали непомерно дороги, их просто нет в отдельных случаях. Так же, как сняли электрички, вплоть до того, что пришлось Путину под телекамеры делать всем сильное внушение.
Один транспорт остался — автомобильный, частный. А здесь ситуация такая: у американцев на тысячу человек населения примерно 1150 автомобилей. У некоторых по два автомобиля на человека в семье. В Европе, в зависимости от страны, от 400 автомобилей до 700 автомобилей. Но там есть железная дорога.
Производство легковых автомобилей в стране в январе 2015 года снизилось на 25,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответствующие данные содержатся в оценке промышленного производства в стране, опубликованной Росстатом.
…А у нас приходится 150–170 автомобилей на тысячу человек, смотря как считать, по какой статистике. Но треть из них ещё надо выбросить из «считалки», потому что это автомобили старше 20 лет.Вопрос заключается в том, будут ли у людей деньги, чтобы купить, и будет ли у банков финансовый ресурс, чтобы предоставить кредиты и лизинг. И третий вопрос — возьмут ли люди эти кредиты? Это или молодые авантюристы, или серьёзный человек, который понимает, что у него есть работа, он постепенно выплатит кредит.
Сойдётся ли это всё или нет — сказать трудно. Но объективно цифры говорят о том, что рынок обязан пойти вверх. Не бывает ничего другого.
О
…Сложный вопрос, сложный не в ответе, а в оценке ситуации. Без обид к калининградцам: мы за 20 лет работы агитировали за локализацию местные предприятия я даже не знаю, сколько раз. За последние 3–4 года на этой площадке мы провели 50–60 встреч, приглашая сюда директоров. Чемакин (министр промышленности Калининградской области — прим. «Нового Калининграда.Ru») их собирал, привозил сюда. Мы сделали им выставку, предложили: ты делаешь электрокабельную продукцию, возьми, сделай для нас хоть пучок проводов.
Рядом у нас здесь мебельная фабрика. Я пришёл туда и спросил: сколько вы делаете кресел? Говорит, очень много. Сколько? Ну, примерно тысячу комплектов, и считает, что это очень много, тысяча в год. Я говорю: буду в месяц брать тысячу автомобильных кресел. Дам заготовку, салазки — всё остальное сделай мне здесь. Буду брать в месяц тысячу штук, буду брать по цене, которая в два раза больше минимум. Потому что автомобильное кресло дороже обычных кресел. Говорит: да мы прямо завтра к тебе придём! После этого я говорил с ними ещё пять раз, собирали ассоциацию мебельщиков, привезли сюда, показали.
Знаете, чем закончилось? Тем, что приехал сюда «Лир», самый крупный производитель мебели, и организовал на нашей площадке производство сидений. А вот на другую площадку приехал кореец и тоже организовал производство под «Kia». Теперь перешли к следующему этапу — надо делать обивку дверей, что тоже не очень сложная процедура. Вы думаете, хоть
Они все в Думе, все горлопанят и рассказывают, что надо делать в политике, все ж тут такие умные, все знают, где Путин не прав, что надо делать с Литвой или с поляками. Полный край. А кресла делать никто не хочет. И все орут.
…Но если человек не хочет шить кресла! Я ему говорю: ты же заработаешь за месяц столько, сколько сегодня зарабатываешь за год. Он говорит: знаешь, мне денег не надо больше, я нормально живу, договорился, две гостиницы обставлю — мне хватит. Но у тебя же целое здание, целое производство, а работает пять калек! А ему хватает, нормально.
И чего ты ему дашь этот закон? Чего его спрашивать, что ему нужно, чтобы он делал бизнес? Он сидит, фантазирует, хмурит лоб, надувает щёки. На самом деле он — пустышка, абсолютная. Советоваться с ним — ну просто
Удочку можно дать любому. Но если этот человек не хочет идти к речке, то что ему даст эта удочка? Ничего. В моём понимании, сегодня у нас удочка, правда, с ещё не очень надёжной леской, с не очень хорошим крючком и неясным поплавком, но уже есть. Дальше каждый должен додумывать, как дотащить своё, что мы можем ещё сделать. У нас есть целый план действий по своей части. Надеюсь, что у моих коллег тоже
О «земельном конфликте» с местными властями
…Если вы видели картинки из Дейтройта — 20 лет назад и сегодня. Вот это яркий пример того, к чему мы сейчас идём. 20 лет назад Дейтройт процветал, там были GM, Ford, куча других брендов, плюс производители компонентов. Дальше устарел технический базис, в этих зданиях работать больше было нельзя, на этом оборудовании было нельзя, пошли другие автомобили. Дальше встал вопрос — производить перевооружение или начать на новом месте? Здесь большую ошибку сделал штат Мичиган, такую же ошибку сейчас делает целый ряд мэрий, включая Москву. Налоги в Москве косвенные задрали через кадастр так, что ни один завод сам себя прокормить не может, так оценили стоимость земли.
…Здесь, в Калининграде, тоже иногда лихо принимают решения по изменению косвенных налогов. И тут нашу землю начали переоценивать, мы посмотрели и сказали: «Ребята, ну это хорошо, что мы резиденты ОЭЗ, пока эти налоги не платим. Если вы их введёте, то нам что, бросать корпуса?».
О возможности зарегистрироваться и платить налоги в Калининграде
…А зачем? Я думал на эту тему и даже озадачил своих советников, чтобы они проработали этот вопрос и сказали мне, что думают. Они мне сказали: не надо этого делать. Потому что здесь, в области и в городе, порядок такой: есть хоть один человек в руководстве, декларацию которого вся остальная публика и всё остальное население области не обсуждало бы? Много он заработал в этом году или мало.
Глава регионального УФНС Ирина Сорокина предложила
генеральному директору ООО «Автотор Холдинг» Александру Сорокину зарегистрировать компанию в Калининграде, чтобы топ-менеджмент предприятия выплачивал налог на доходы физических лиц в региональный бюджет.
А в Калининграде я не знаю ни одного бизнесмена, декларация которого не была бы известна всему городу. Которую бы бурно не обсуждали. Советники пришли ко мне и спросили: «Ты очень хочешь быть предметом обсуждения?». Я на тусовки не хожу, я вообще не люблю уже это, возраст давно прошёл. Мне неинтересно, когда меня обсуждают.
И поэтому я решил: не буду я этого делать. Пока. А дальше жизнь покажет. Если обстановка здесь изменится, может быть. По крайней мере, остальные мои
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter