В ожидании стабильности: как ВРИО губернатора прислушивался к судостроению

Все новости по теме: Судостроение

В минувший понедельник Николай Цуканов совершил первую рабочую поездку в недавно обретённом статусе временно исполняющего обязанности губернатора. Темой очередного предвыборного турне стало судостроение — буквально, от мала до велика, а в ходе поездки Цуканову пришлось разнообразить спектр дежурных отговорок новым изобретением. Вместе с ВРИО главы региона настоящее и будущее судостроения изучал корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Яхты из чужой стали

Рядом с большим ангаром, где разместилось небольшое предприятие «Ушаковские верфи», в одноимённом посёлке, на живописном берегу реки Прохладной ВРИО губернатора встречали несколько министров и два изрядно ржавых малых рыболовных бота. Они зияли дырами в бортах и красноречиво свидетельствовали, что малому рыболовному флоту региона необходима срочная помощь. Чиновникам же нужно было отдохнуть; во вторник в Калининградскую область планирует прибыть премьер-министр страны Дмитрий Медведев, и вид у министров по этому поводу был немного измождённый. «Позвоните в среду, жизнь хоть как-то нормализуется», — говорил кому-то в телефон министр промышленности Дмитрий Чемакин.

«Ушаковские верфи» специализируются на строительстве моторных яхт и заявляют, что их производство уникально для Восточной Европы. Дело в том, что большинство судостроительных компаний в окружающих странах, в первую очередь Польше, делают яхты из пластика. Компания из Ушаково изготавливает суда из стали, и делает это в соответствии с голландским традициями яхтостроения. По словам гендиректора предприятия Дмитрия Гадасюка, две яхты уже завершены, одну он лично перегнал покупателю в Санкт-Петербург, а вторая готовится к отправке в Саратов. 

Удовольствие обладания подобным морским транспортом весьма недешёвое. Уже в базовой комплектации продукция «Ушаковских верфей» стоит около 280 тыс евро. Сейчас на стапелях находятся в разной стадии готовности три яхты, также идёт строительство речного трамвая, рассчитанного на 55 пассажиров. Будущий владелец, выложив около 250 тыс евро, намерен катать на нём туристов от Рыбной деревни, а в перспективе — сдавать его как чартерное судно. Всего же предприятие может строить до 12 яхт в год при среднем сроке строительства одной около 9 месяцев.

«Ушаковские верфи», как и сотни иных калининградских предприятий, менее чем через год станут жертвами «проблемы-2016». Подавляющее большинство комплектующих и материалов для строительства яхт — импортные, ввозимые сегодня без пошлин. Дмитрий Гадасюк, отвечая на вопросы журналистов о будущем, бодрился и обещал справиться, научиться работать с НДС и вообще заниматься импортозамещением. 

Однако, когда Николай Цуканов прибыл и ловко вскарабкался по стремянке на борт речного трамвая, владелец предприятия, гражданин Германии и русский по происхождению Виктор Лидер сообщил, что строят его сотрудники трамвай из русской стали, которая по качеству многим хуже импортной.

На борту трамвая Николай Цуканов немедленно принялся планировать счастливое будущее. Он сообщил, что такие трамваи будут крайне уместны на туристическом водном маршруте до Гвардейска, где он всерьёз рассчитывает (уже который год) получить в областную собственность из рук УФСИН замок Тапиау, сейчас используемый в качестве тюрьмы. Очередной министр туризма Андрей Ермак добавил к местам потенциальной эксплуатации речных трамваев строящуюся сейчас марину на реке Тростянка под Зеленоградском, а также Куршский залив. В целом, судя по амбициям чиновников, владелец «Ушаковских верфей» может уже сегодня закладывать не менее пяти таких судов. Дело лишь за малым — найти, кто же выложит четверть миллиона евро за каждый, чтобы катать радостных туристов по заливам и рекам региона.

Спустившись на землю, ВРИО губернатора ознакомился с планом развития прилегающей к верфи территории. Здесь чего только нет — и руины замка Бранденбург, и пока ещё не окончательно развалившаяся кирха, и ресторан и, соответственно, прообраз яхтенной марины. Объединив всё это, можно получить весьма интересный как для яхтсменов, так и для обычных туристов кластер. Правда, развитие акватории требует серьёзных вложений — дно из-за нагонных явлений серьёзно занесено илом и песком, и необходимы дноуглубительные работы. По словам министра инфраструктуры Елены Дятловой, на реконструкцию дамбы несколько лет назад было потрачено 26 млн рублей, однако использовать реку даже для малого судоходства сейчас невозможно. 

«Дноуглубление это федеральные полномочия», — заметила Дятлова, и ВРИО губернатора как-то сразу потерял интерес к перспективному проекту. «Соберите всех потенциальных инвесторов, проговорите с ними, как они видят в наши нелёгкие времена этот проект, — сказал ВРИО. — Если здесь есть точки роста, мы включимся».

На этом визит на «Ушаковские верфи» завершился. Руководители предприятия выглядели как люди вполне понимающие, что и зачем делают, и чиновников они ни о чём особо не просили. Иной срочной причины для визита сюда Цуканова, кроме как показать неподдельный интерес ВРИО к малому бизнесу вообще и судостроению в частности, найти было сложно. Формальным же поводом для поездки стало планируемое на четверг заседание Морской коллегии при федеральном правительстве под председательством Дмитрия Рогозина. Там Цуканову придётся докладывать о том, как судостроение региона соответствует статусу приоритетной отрасли в рамках госпрограммы развития до 2020 года.

«Рыболовный флот совсем сгнил», — показал Виктор Лидер на зияющие прорехами в металле боты у входа. Их соседствующее с верфью предприятие рыбколхоза «За Родину» отдало судостроителям на починку. Всё равно ведь выйти из устья Прохладной в залив им сейчас практически невозможно.

_NEV8239.jpg

«Модель надо думать»

На другом объекте приоритетной отрасли встретились сразу два ВРИО. Игорь Пономарёв назначен временно исполняющим обязанности гендиректора Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» менее месяца назад. Вообще, скорость, с которой меняются и.о. руководителя завода, делают его весьма похожим на некоторые министерства правительства. Точнее, «Янтарь» уверенно обгоняет их — Пономарёв уже шестой (кажется) за последние пять лет ВРИО гендиректора завода, а в правительстве на некоторых ключевых постах вроде главы пресс-службы или вице-премьера по внутренней политике за это время сменилось всего по 4 чиновника.

Несмотря на эту кадровую чехарду, сегодня на ПСЗ завершаются работы на «первой тройке» — трёх сторожевых фрегатах проекта 1135.6, которые планируется сдать в течение года. Менее очевидны перспективы «второй тройки»; оригинальные планы Минобороны предполагали строительство ещё трёх фрегатов, однако на сегодняшний день определённости нет. Причина заключается в том, что газовые турбины, которые применяются на кораблях этого проекта, производились на Украине. Она теперь находится в непонятной ситуации: с одной стороны вроде бы не хочется укреплять военную мощь государства, которое украинские власти открыто называют агрессором, с другой — деньги-то нужны. На первые три фрегата турбины были поставлены до открытой фазы конфликта между Россией и Украиной, что делать со «второй тройкой» — пока что непонятно, установка российских аналогов потребует перепроектирования кораблей и очередного переноса сроков сдачи.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что «Прибалтийскому судостроительному заводу „Янтарь“» необходимо готовиться к работе с гражданским судостроением, проявляя инициативу и поиск потенциальных заказчиков.

Осмотрев вместе с Пономарёвым новое океанографическое судно с донельзя оригинальным названием «Янтарь», Цуканов остался крайне доволен и заявил журналистам со знанием дела, что это один из лучших кораблей, построенных на заводе. «Хотелось бы, чтобы он был не последним», — оптимистично заявил ВРИО и пообещал поднять вопрос размещения оборонного заказа на «Янтаре». «Из-за определённых сложностей строительство нескольких кораблей приостановлено, но мне бы очень хотелось, чтобы наше предприятие работало системно и портфель заказов имел видимую перспективу хотя бы на 2017–2020 годы», — сказал Цуканов и пообещал поднять этот вопрос на Морской коллегии.

«Портфель заказов был сформирован достаточно большой, мы создали профессиональный коллектив, для нас и для Объединённой судостроительной корпорации очень важно сохранять набранные темпы и не снижать их», — заявил Пономарёв. Однако внятной информации о перспективах строительства «второй тройки» и импортозамещения вражеских газовых турбин нет и у него. «Мы думаем, каким образом можно применить другие компоновки энергетических систем, чтобы не сдвигать сдачу кораблей надолго», — отметил ВРИО гендиректора.

Так как поездка была для Цуканова первой в новом статусе, трудно было избежать вопроса о том, как же случилось так, что, пообещав не уходить в отставку и честно доработать губернатором до 13 сентября, он менее чем через 2 недели поступил ровно наоборот и подал заявление президенту.

Тема была непростой, но ВРИО вышел из ситуации с присущей ему недюжинной изобретательностью. «Всё, что я мог сказать по этому поводу, я уже сказал», — сообщил журналистам Цуканов. А на вопрос о том, почему полиция заявляет о хищении 130 млн рублей на строительстве очистных в Светлом, являющихся объектом ФЦП, Цуканов по обыкновению заявил, что ничего об этом не знает, но обязательно разберётся.

Совещание с участием партнёров «Янтаря» также не принесло особенных положительных эмоций. Так, кроме проблем со «второй тройкой» фрегатов, Пономарёв пожаловался на проблемы с газификацией предприятия, которое до сих пор работает на сжиженном газе. «Это что, какие-то большие деньги, что ли?» — удивлённо спросил ВРИО губернатора у ВРИО гендиректора. А представитель судоремонтного завода «Преголь» посетовал на «не самый большой объем кооперации» с «Янтарём» и пожелал «плановости» в работе, чтобы его сотрудники не выступали в качестве «пожарной команды» для ПСЗ.

Другой проблемой, с которой согласились почти все участники совещания, стала подготовка кадров. Несмотря на то, что Николай Цуканов обещал вернуть к жизни систему профессионального образования чуть ли не в первые месяцы своего губернаторского срока, сделано это, судя по всему, так и не было. «Училища не готовят монтажников», — сообщил ему один из судостроителей». «Мы же с вами вместе открывали на „Янтаре“ ресурсный центр…» — растерялся Цуканов. «Он готовит только электриков», — ответили ему. 

«Профессиональное обучение — самый простой вопрос, который мы можем решить», — сказал точно так же уверенно, как и четыре с половиной года назад, ВРИО губернатора.

Тем не менее, обеспеченность предприятий заказами остаётся первоочередной проблемой — в их отсутствие «разбегаются», как сказал сам Цуканов, и имеющиеся кадры. Губернатор посоветовал судостроителям обращать внимание на гражданские заказы, в частности — рыболовецкие суда. По словам Игоря Пономарёва, это в самом деле перспективное направление, так как многие рыбопромысловые компании сегодня хотят выходить на IPO, для чего им требуется современный флот. Правда, работать с мелкими (по сравнению с оборонными) гражданскими заказами «Янтарь» может с большим трудом, так как несёт большие накладные расходы. Так же, как и заниматься ремонтом гражданских судов. По мнению ВРИО гендиректора ПСЗ, помочь тут может создание небольших дочерних компаний, которые смогут работать более манёвренно и с меньшими накладными расходами. 

«Модель надо думать», — глубокомысленно сообщил Цуканов. И отправился рассказывать собранному в лучших советских традициях в актовом зале трудовому коллективу «Янтаря» о своих обширных планах на будущее региона, который он временно возглавляет.

Текст: Алексей Милованов , главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.