Россия и Евросоюз: колея разная, путь - один

21 мая в Москве состоится очередной саммит Евросоюз – Россия. Что бы там ни обсуждалось, эта встреча будет чрезвычайно важной, поскольку она первая после расширения ЕС, куда с 1 мая вошли сразу десять государств, большинство из которых были нашими соседями – или по СССР, или по “лагерю социализма”.

А накануне в столице в офисе ОАО “Российские железные дороги” прошел семинар “Перспективные направления гармонизации транспортных стратегий России и Европейского союза”. Было зачитано приветствие Михаила Фрадкова, где говорилось, что “ни одна страна или группа стран не могут сегодня успешно развивать свою транспортную систему, не учитывая транспортной политики соседних государств”.

Как подчеркнул на семинаре президент ОАО “Российские железные дороги” Геннадий Фадеев, “вступление наших соседей в Европейский союз не повлияло на темпы и объемы перевозок”. Железнодорожный транспорт России занимает особое место в нашей экономике и во взаимоотношениях с соседями, ведь на него приходится более 80% грузооборота страны и около 40% пассажирских перевозок. И нельзя допустить сбоя этого гигантского транспортного конвейера ни на один день.

Однако нельзя не признать, что в первые дни после расширения Евросоюза на границах возникли заторы, поскольку появились другие правила и документы, и требуется время, чтобы по обе стороны границ привыкли к новому порядку.

Расширенный Европейский союз занимает во внешнеторговом обороте России свыше 50 процентов. И мы обречены совместно устранять то, что мешает развитию транспортного сотрудничества. К тому же и Европа, и Россия заинтересованы в максимально эффективном использовании нашей страны как транзитного моста. “В качестве одной из главных стратегических задач развития компании мы рассматриваем интеграцию “Российских железных дорог” в Евроазиатскую транспортную систему”, – подчеркнул глава ОАО “РЖД” Геннадий Фадеев.

По экспертной оценке, к 2010 году объемы перевозок с учетом вступления в Евросоюз десяти новых государств составят около 160 млн. тонн. А это требует своевременной подготовки, и прежде всего в области повышения качества перевозок и развития инфраструктуры.

Так, необходимо создать железнодорожный паромный комплекс Усть-Луга – Балтийск – порты Германии.

Предлагается осуществить совместный проект железных дорог Германии, Польши, Белоруссии и России по увеличению объемов перевозок грузов и пассажиров в международном транспортном коридоре ‹2. Этим проектом намечены конкретные меры по преодолению технических, технологических и организационных барьеров, в частности решение проблемы перехода с одной колеи на другую. Ведь только одна страна Евросоюза имеет такую же железнодорожную колею, как и Россия, – это Финляндия. И при пересечении границы в ту или иную сторону приходится терять немало времени на замену колесных пар.

Россия также надеется на поддержку Евросоюзом предложения железнодорожников названных четырех стран – продлить МТК ‹2 до Екатеринбурга. Сейчас он действует только до Нижнего Новгорода. Такое продление поможет улучшить взаимодействие этого транспортного коридора с Транссибом и решить стратегическую задачу по обеспечению транспортных связей Европы с Азиатско-Тихоокеанским регионом.

В качестве положительного примера укрепления связей со странами Евросоюза Геннадий Фадеев назвал организацию нового туристического сообщения Берлин – Калининград – Санкт-Петербург с использованием поездов, оснащенных современными раздвижными колесными парами, которые позволяют автоматически переходить с европейской на российскую колею во время движения поезда.

Определенный оптимизм вызывает начавшееся развитие международного транспортного коридора “Север – Юг”, который обеспечит транспортировку грузов из Европы в страны Персидского залива по российским железным дорогам, что станет вполне конкурентным, более выгодным вариантом, чем перевозки через Суэцкий канал.
Источник: Россiя

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.