Местечко «на кладбище»: как ВРИО губернатора пытался мэра с бизнесом помирить

Все новости по теме: Малый и средний бизнес

В среду ВРИО губернатора Николай Цуканов упражнялся в медиации, собрав под крышей регионального правительства власти Калининграда и представителей малого бизнеса. Прийти к согласию эти товарищи не могут уже несколько лет. В мэрии настаивают на том, чтобы «палаточники» привели в божеский вид свои павильоны, угрожая не продлевать нарушителям сроки аренды. Бизнесмены в ответ кричат об ущемлении прав малого бизнеса.

«Надеюсь, не в Балтрайон?»

К немалому огорчению бизнеса, в самом начале встречи, сразу после пламенной речи Цуканова о «тысячах рабочих мест» и особой пользе малого бизнеса для бюджета города, мэр Александр Ярошук объявил о том, что 95 палаток точно придется убирать с «насиженных» мест по предписаниям архитекторов и ГИБДД. Сделать это необходимо для того, чтобы «очистить» центр города перед ЧМ-2018.

Взамен городские власти, разумеется, обещают предпринимателям создать на торговой карте города новые места под их ларьки и киоски. Мест таких, по словам Ярошука, уже подготовлено 94.

«Мы в первую очередь места будем выделять под те объекты, которые попали под перенос. Еще 153 договора у нас в работе, где, я думаю, мы найдем какое-то взаимодействие с представителями ГИБДД и архитектуры и оставим их, скорее всего», — сказал Ярошук.

Иными словами, еще какую-то часть объектов необходимо будет передвинуть. «Надеюсь, не в Балтрайон?» — поинтересовался Николай Цуканов. «Нет, буквально на 5–10 метров», — успокоила его глава финансового комитета мэрии Наталья Дмитриева.

Власти также обещают бизнесу 9 мини-рынков, причем 5 из них — уже в этом году. Торговать, по замыслу городских начальников, «палаточники» и «лоточники» смогут там при отсутствии каких-либо посредников.

«У меня просьба, чтобы так не получилось, чтобы все было отдано городскому Центральному рынку», — заметил губернатор. Ярошук горячо заверил, что эксплуатировать рынки «малые бизнесмены» будут самостоятельно.

Сам бизнес, однако, к любым переездам относится с долей объяснимого скепсиса.

Очень часто бывает, что нас просят убрать киоск, предлагают какое-то место альтернативное. 100, 200 вариантов предлагают. Но вот смотришь — все 200 вариантов находятся в глуши или на каком-нибудь кладбище! 


Владимир Дианов, председатель президиума Калининградской федерации малого и среднего бизнеса

Хотя отстаивать права переезжающих коллег пришедшие на встречу бизнесмены дальше не стали.

Гораздо сильнее Дианова и его товарищей сейчас волнует вопрос внешнего вида киосков. Вернее, тот факт, что их внешний вид до чрезвычайности волнует городские власти, которые не хотят продлевать договоры аренды владельцам затрапезного вида ларьков.

«Мы 9 лет боремся за одно и то же — мы просим продлить аренду киосков на разумный, человеческий срок, на который можно было бы делать инвестиции, менять киоски, делать какие-то более серьезные инвестиции», — заявил Дианов.

По дружным заверениям городских и областных властей, еще во времена губернаторства Георгия Бооса было подписано некое соглашение, по которому «палаточникам» дали 7 лет на замену своих киосков. После чего договоры обещали продлить на 24 года. На данный момент подписано всего 38 таких долгосрочных договоров.

_MG_3199.jpg

Бизнесмены, однако, утверждают, что дело обстояло не совсем так. «Результатом той встречи было немножко другое. То есть, без условий было обещано, что продлят нам договора на 25 лет. Вот то, что было, — сказал Дианов. — А сейчас получается, что не на 25 лет продлили, а всего лишь на несколько лет. И увязали это жестко к замене внешнего облика».

По его словам, когда город праздновал свое 750-летие, по кличу тогдашнего градоначальника Юрия Савенко бизнес в едином благородном порыве добровольно обновил все нестационарные торговые объекты в городе.

«А потом началась неразбериха, вплоть до того, что люди не знают, какой дизайн нужен. И что будет, если мы поменяем этот дизайн. За это время уже 3 или 4 дизайна было различных киосков, — сказал бизнесмен. — Часть предпринимателей поменяли в первую волну киоски, часть — во вторую, третью волну. У нас есть предприниматели, которые меняли каждый раз дизайн. И до сих пор у них нет уверенности, что этот договор продлят».

На что градоначальник заметил, что городские власти уже утвердили 3 варианта внешнего вида нестационарных торговых точек, они вывешены на всеобщее обозрение на официальном сайте мэрии. Правда, произошло это не так давно.


Внешний облик был окончательно утвержден только в мае этого года. То есть, 1,5 месяца назад примерно это случилось. Самое интересное, что ряд объектов, которые до этого соответствовали внешнему облику, произвели замену в течение последних 7 лет. И выяснилось, что их внешний облик уже не соответствует, их нужно опять менять. 

 Валерий Хитров, генеральный директор ООО «Стрит Фуд 39»

По словам Хитрова, замена одного киоска стоит от 600 тыс до 1 млн рублей.

Губернатор, который по ходу всей встречи старательно выступал в роли «переводчика» с языка бизнесменов на чиновничий и обратно, взял с горвластей обещание, что к прилично выглядящим киоскам «неуставного» вида придираться они не будут. Если речь идет не о протокольных маршрутах к ЧМ-2018. С последними, кстати, пока сплошные вопросы — никто эти маршруты в глаза еще не видел. Цуканов немедленно поручил опубликовать их в самое ближайшее время.

Бизнесмены также пожаловались на некоторую избирательность подхода городских властей к оценке внешнего вида каждого конкретного павильона.

«5 киосков стоит в ряд. 2 киоска — продлены договоры, с ними все в порядке, а 3 киоска по центру — не соответствуют. Менять новый дизайн? Пожалуйста, нет проблем. Но меняй, не меняй, делай инвестиции, но нет никаких гарантий, что договор продлят» — заявил Дианов.

Власти предвзятое отношение к тем или иным представителям малого и среднего бизнеса отрицают.

«Кто-то может сказать, что предвзято к кому-то лично относятся, коллеги? То есть, где-то у вас согласие, все нормально работаете, а в какой-то части с городом не получается у вас, да? Такие претензии в основном? Или есть системно — Петя Иванов, убирай свои ларьки, потому что мне твое лицо не нравится? Нет таких случаев?» — поинтересовался Николай Цуканов.

«Нет», — ответил за бизнесменов Ярошук.

Окончательно убедившись, что в вопросе необходимости придания киоскам более благородного облика городские и областные власти проявляют редкое единодушие, бизнесмены попробовали зайти с другой стороны.

Есть предприниматели, у которых палатка вот эта — она на семью одна. И они вот тянули-тянули-тянули, а потом продали. И ее купили такие же. И вот им сейчас взять где-то миллион реально очень сложно.

Игорь Каганцев, индивидуальный предприниматель

Однако попытка разыграть карту «малоимущего» бизнеса не произвела никакого впечатления на городского главу. «Ну, идите и работайте на стройке, у нас людей не хватает. Чего тогда браться, если ты не можешь и знаешь, что 21 апреля 2017 года поменять нужно? Зачем ты тогда берешь и покупаешь палатку? Для чего? Путь придет тот, у кого есть деньги», — сказал Ярошук.

Губернатор, однако, был настроен по-предвыборному благодушно, поручив врио министра по промышленной политике Дмитрию Чемакину проработать вопрос предоставления бизнесу гарантий областного правительства для получения банковских кредитов на замену киосков. Или предоставлять предпринимателям субсидии. Ярошуку было поручено подсчитать количество «небогатых» владельцев нестационарных торговых объектов.

Итогом встречи губернатор остался доволен. Никаких неразрешимых проблем в отношениях между властями и бизнесом он не увидел. Сами предприниматели, однако, губернаторского оптимизма разделить не спешат. Продления договоров аренды им так никто и не пообещал — речь идет только о праве на размещение НТО. И менять внешний вид киосков без гарантий, что их торговые места останутся за ними, спешить, видимо, не намерены.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Алла Сумарокова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.