Россия перекрыла Литве трубу

Все новости по теме: Соседи

«Транснефть» отозвала свою подпись в договоре с «КазМунайГазом», по которому казахская компания могла прокачивать до 12 млн т нефти в направлении Литвы

Вчера президент «Транснефти» Семен Вайншток сообщил, что его компания отозвала свою подпись в договоре с казахстанской компанией «КазМунайГаз» о прокачке до 12 млн т нефти в течение 10 лет в направлении литовского терминала в Бутинге. В «Транснефти» RBC daily объяснили это решение тем, что казахская сторона не выполнила своих обязательств по подписанию с российским правительством протокола к межправительственному соглашению России и Казахстана. Эксперты подозревают, что документ не удалось оформить из-за нежелания Москвы допустить «КазМунайГаз» к аукциону по продаже принадлежащей ЮКОСу Mazeikiu Nafta. Наблюдатели отмечают, что в отсутствие влиятельного конкурента основными претендентами на нефтеперерабатывающий завод становятся российские ТНК-BP и «ЛУКОЙЛ».

Летом 2005 г. торговый дом «КазМунайГаз» (дочернее предприятие одноименной национальной казахской нефтяной компании) учредил представительство в Литве. В июле на расположенный в Литве НПЗ Mazeikiu Nafta и терминал в Бутинге казахская компания поставила 750 тыс. т нефти. Тогда же стало известно о том, что «КазМунайГаз» заинтересован в приобретении 53,7% акций Mazeikiu Nafta, принадлежащих российскому ЮКОСу. На этот пакет претендуют несколько компаний, среди которых российские «ЛУКОЙЛ» и ТНК-BP. По технологии тендера, сначала ЮКОС и его консультанты выбирают лучшее предложение, после этого Литва решает, готова она работать с победителем тендера или нет. Советник премьер-министра Литвы Альгирдаса Бразаускаса Саулюс Спечюс уточнил RBC daily, что основными требованиями правительства к потенциальным покупателям актива являются наличие гарантий загрузки завода собственной нефтью, а также возможность обеспечить сбыт его продукции в Литве и за ее пределами.

Для того чтобы соответствовать требованиям литовской стороны, «КазМунайГаз» договорился с «Транснефтью» о ежегодной транспортировке в Литву 12 млн т нефти в течение 10 лет. Соответствующую информацию казахская компания распространила в начале октября. Однако вчера президент «Транснефти» Семен Вайншток сообщил журналистам, что его компания отозвала свою подпись в договоре. Он объяснил это решение тем, что «КазМунайГаз» не выполнил своих обязательств по подписанию с российским правительством протокола к межправительственному соглашению России и Казахстана. «Транснефть», подписывая соглашение с «КазМунайГазом», всего лишь гарантировала ему готовность предоставить технические возможности для прокачки этой нефти в течение указанного периода по данному направлению, однако для введения в действие договора было необходимо внести изменения в межправительственное соглашение РФ и Казахстана.

Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев пояснил RBC daily, что между «Транснефтью» и «КазМунайГазом» не было конкретного обязательства о прокачке нефти. «Наша компания лишь выразила свою добрую волю на прокачку от 7 до 12 млн т нефти», – отметил он. От дальнейших комментариев он отказался, сославшись на отсутствие информации. Получить комментарии в «КазМунайГазе» не удалось, а представитель Минпромэнерго не смог рассказать RBC daily, почему казахской компании не удалось подписать протокол к межправительственному соглашению. Однако источник RBC daily в правительстве сказал, что о вине российских госчиновников речь не может идти. «Скорее всего, «Транснефть» по своей инициативе наказала казахскую компанию за нерасторопность при согласовании документов», – предположил он.

Впрочем, эксперты не сильно верят такому объяснению. «Если бы российские власти не возражали против того, чтобы казахская компания прокачивала нефть в этом направлении, межправительственное соглашение уже давно было бы подписано», – сказал RBC daily аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. По его мнению, на самом деле Москва не хочет, чтобы «КазМунайГаз» участвовал в аукционе по Mazeikiu Nafta. Казахская компания считается одним из наиболее вероятных претендентов на победу в этих торгах. По некоторым данным, максимальное по сумме предложение продавцу Mazeikiu Nafta сделал именно «КазМунайГаз». Он готов заплатить за предприятие более 1 млрд долл., остальные претенденты – лишь по 600-700 млн долл. ЮКОСу, по сути, не важно, кому достанется НПЗ в Литве. Он вполне мог бы объявить «КазМунайГаз» победителем и представить его кандидатуру на утверждение правительства Литвы. Местные же чиновники вряд ли стали бы возражать, поскольку «КазМунайГаз» гарантировал загрузку завода собственной нефтью.

Теперь же шансы «КазМунайГаза» в борьбе за Mazeikiu Nafta становятся минимальными. «Чиновники подыграли российским компаниям – ТНК-BP и «ЛУКОЙЛу», которые также претендуют на этот актив, с тем чтобы нефтеперерабатывающее предприятие осталось под российским контролем. Кроме того, Москва демонстрировала Литве, что при желании та может с легкостью лишиться стабильных поставок нефти на расположенное на ее территории предприятие», – считает Дмитрий Мангилев. По словам аналитика Rye, Man & Gor Securities Антона Рубцова, «Транснефть», выполнив политический наказ, не останется в убытке. «Потери, которые она понесет из-за отказа прокачивать казахскую нефть, могут быть ей компенсированы за счет тех или иных уступок в отношении трубопровода ВСТО, – сказал он RBC daily. – Например, правительство более гибко подойдет к вопросу установления тарифов, за счет которых будет осуществляться часть финансирования строительства».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: РБК

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.