Экономика остаётся на особом положении

Все новости по теме: ОЭЗ
На прошедшей неделе произошло событие, которого ждали давно: Госдума приняла в третьем чтении закон об Особой экономической зоне. Постепенно вольница, которая присутствовала в региональной экономике долгие годы, уходит в прошлое. Время показало, что тотальная отмена налогов и таможенных платежей не даёт экономического чуда, а в основном служит источником для обогащения крупных предпринимателей и чиновников.

Калининград. Вид сверху. Фото Игоря Зарембо.Когда ещё в 1990 году областные власти просили руководство РСФСР о налоговых поблажках для Калининградской области, они мотивировали это необходимостью стимулирования развития экономики. В советское время область была закрытой военной базой, и вся промышленная инфраструктура была направлена главным образом на оборонные цели. Поэтому в условиях новой России требовалось создать конкурентоспособное производство. Для этих целей и предлагалось создать свободную экономическую зону "Янтарь". 3 июня 1991 года Верховный Совет РСФСР регламентировал создание первой такой зоны. Тогда Калининградская область получила статус "Свободная экономическая зона "Янтарь"". Цель законопроекта состояла в том, чтобы предоставить региону льготные налоговые и таможенные режимы, а также упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций и создания советских, иностранных и совместных предприятий. Итогом принятия первого закона стал резкий упадок развития промышленности региона - и десятки тысяч подержанных иномарок, ввезенных из сопредельных государств.
Вторым шагом в попытке создания уникальной экономической модели развития области стал Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", одобренный 5 января 1996 года. Новый закон закреплял уже сложившийся в регионе порядок экономической деятельности. В соответствии с новым постановлением был создан льготный режим инвестиций и предпринимательской деятельности. Кроме того, товары, произведенные в Калининградской области, освобождались от таможенных пошлин и других платежей. Основное отличие нового закона "Об Особой экономической зоне" от его предшественника состояло в том, что ограничениям подвергся ввоз в Россию подержанных иномарок. Впрочем, для ввозимых на территорию области машин старше 5 лет был сохранен режим "льготной растаможки".
Однако даже этот законопроект не создал комфортных условий для экономического прорыва области. Несмотря на то, что доходная часть бюджета региона с каждым годом увеличивалась, дефицит все же сохранялся.
Инициатором создания новой редакции закона об ОЭЗ стал министр экономического развития и торговли Герман Греф. Законопроект был одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года, его цель – "развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производство новых видов продукции и развитие транспортной инфраструктуры".
Кардинальное отличие нового закона состоит в том, что на территории РФ планируется создавать два типа ОЭЗ - промышленно-производственные и технико-внедренческие. Закон предусматривает создание промышленно-производственных зон на территории площадью не более 20 кв. км, технико-внедренческих - на территории площадью не более 2 кв. км. ОЭЗ создаются на 20 лет, срок их существования продлению не подлежит. На территории промышленно-производственных зон предполагается создать производство товаров с высокой степенью переработки. Также предполагается, что при заключении договора на работу в зоне данного типа инвестиции в первый год должны составлять не менее ? 1 млн., в течение 10 лет (максимальный срок действия договора) - не менее ? 10 млн. На территории технико-внедренческой зоны намечено создать производство по стимулированию и внедрению разработок продуктов научной деятельности. На полгода сохранена льготная растаможка автомобилей.
У действующих областных политиков нет единого мнения по поводу закона. Юрий Маточкин, председатель думского комитета по экономической политике области, нашёл в нём не только плюсы. По его словам, "главный недостаток закона об ОЭЗ - это исключение из режима индивидуальных предпринимателей. Мы полностью уничтожаем малый бизнес, а это неправильно". Примерно такого же мнения придерживается и депутат Областной Думы Соломон Гинзбург: "Данный закон откроет перспективы перед крупным бизнесом - мы будем иметь некий олигархический сценарий развития".
Министр промышленности Калининградской области Николай Власенко сказал, что относится к новому закону хорошо. "Для области это обстоятельство очень благоприятно. Принятие этого закона дает льготные условия для хозяйственной деятельности региона". Остался доволен и губернатор Калининградской области Георгий Боос: "Закон хороший, в нем учтено большинство пожеланий регионального руководства, нам удалось еще на полгода сохранить льготную областную растаможку автомобилей, ввозимых в регион из-за рубежа, так что калининградцы могут спокойно их приобретать. Что касается проекта строительства крупного нефтеперерабатывающего завода, то закон этого не запрещает и этот вопрос будет решаться в рабочем порядке".
Разделить позитив одних политиков или скептицизм других жители области смогут только после 1 апреля 2006 года, когда закон должен будет вступить в силу после его одобрения Советом Федерации и подписания Президентом. Будет ли Калининградская область экономическим чудом или станет источником обогащения крупных предпринимателей и чиновников – покажет время.
Источник: Westrus.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.