Будущее нефтепереработки покрыто туманом

В минувшую пятницу вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун дал понять, что компания не будет участвовать в строительстве НПЗ в Калининградской области. Самое интересное, что губернатор Калининградской области Георгий Боос опроверг высказывания господина Федуна и заявил о том, что нефтяной гигант рассматривает возможность своего участия в этом строительстве. Противоречивость таких заявлений заинтересованных сторон заставляет задуматься над тем, что же действительно происходит вокруг идеи строительства большого НПЗ в самом западном регионе России.

Еще в начале декабря губернатор Калининградской области Георгий Боос сообщил, что в проекте строительства в Калининградской области нефтеперерабатывающего завода заинтересованы "Газпром" в лице "Сибнефти", "Роснефть", "Татнефть", а также "ЛУКОЙЛ". Впрочем, последняя нефтяная компания имела самые высокие шансы на то, чтобы стать в этом консорциуме главной. Дело в том, что "ЛУКОЙЛ" представлен в регионе как никакая другая нефтяная компания, имея самую развитую инфраструктуру в области. Ради этого проекта г-н Боос отказывал компаниям, которые предлагали организовать нефтеперевалку по железной дороге. Сырьем для завода должна была стать нефть, которую доставят в регион танкерами из Приморска. НПЗ, по словам Георгия Бооса, мог бы стать "игроком номер один" на европейском рынке нефтепродуктов.
На сегодняшний день проект строительства завода находится на грани срыва. 13 января вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун на пресс-конференции заявил об отказе компании участвовать в строительстве объекта в Калининградской области. "Чтобы завод существовал, необходимы льготы, которые применяются в целом по Калининграду. Скорее всего, таких налоговых льгот у завода не будет, а значит, не будет и завода, по крайней мере с нашим участием",- заявил г-н Федун.
Несмотря на это НК "ЛУКОЙЛ" была готова начать реализацию проекта по строительству НПЗ мощностью 4-5 млн тонн в год. Именно такая мощность (не больше и не меньше), по расчетам компании, позволит заводу быть рентабельным, в то время как правительство рассчитывало на строительство НПЗ мощностью 12-18 млн тонн нефти в год.
Камнем преткновения в вопросе об участии "ЛУКОЙЛа" в реализации проекта стало предоставление налоговых льгот. Представители компании поясняют: приобретая оборудование на 1 млрд долл., нужно заплатить около 200 млн долл. НДС. "Мы в ответе перед нашими акционерами и не можем начинать проекты, которые не отвечают норме рентабельности, установленной в компании", - говорит представитель "ЛУКОЙЛа", уточняя, что эти средства можно инвестировать с гораздо большей отдачей.
Примером тому может послужить сотрудничество с крупным акционером "ЛУКОЙЛа" и одним из основных партнеров компании "ConocoPhillips".
Кроме того, компания рассматривает строительство собственного НПЗ в Калининградской области как один из вариантов наращивания своих перерабатывающих мощностей в Прибалтийском регионе, Центральной и Восточной Европе. "В этом регионе компания ищет возможность покупки или строительства нефтеперерабатывающих мощностей", - сообщил руководитель отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский.
Тем не менее, Георгий Боос опроверг информацию, что НК "ЛУКОЙЛ" отказался от участия в проекте. "Как раз наоборот, сейчас "ЛУКОЙЛ" прорабатывает вариант своего участия в строительстве НПЗ в нашей области, делает экономические расчеты по выгодам, которые сулит им этот проект",- отметил губернатор эксклава. Представители нефтяной компании отказались от каких-либо комментариев по поводу выступления Георгия Бооса, отметив, правда, что строить завод пока никто не собирается.
Ставить точку в истории с НПЗ в Калининградской области рано. Есть поручение вице-премьера Александра Жукова проработать данный вопрос и представить все необходимые документы.
Источник: Westrus.Ru

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.