Из-за недружественных тарифов Калининградская железная дорога потеряла 60% грузов

Фото "Калининград.Ru"
Благосклонная тарифная политика Латвийской и Эстонской железных дорог к российским грузам, а также дискриминационные тарифы Литовской железной дороги в отношении Калининграда приводят к тому, что у эстонских и литовских портов растет грузооборот, а у российских портов на Балтике — падает. Как сообщает портал «Делфи», Калининград потерял более 60% грузооборота, Петербург — почти 30%.  Рига и Таллинн же, наоборот, прирастают грузооборотом нефтепродуктов и угля.

«В том, что прибалтийские порты получили дополнительные объемы грузов, виноваты отчасти и наши люди. Угольщикам на северо-западе просто некуда идти, европейские контракты негде реализовывать. Мурманск по углю загружен полностью, Усть-Луга тоже, а третья очередь терминала в Усть-Луге до сих пор не запущена. А в деле расширения мощностей Мурманска еще "конь не валялся". Та же самая история по нефтепродуктам. Нужно срочно вводить новые мощности по углю, нефтепродуктам, и думать насчет тарифной политики по Калининграду», — считает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Однако, начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок департамента управления перевозками РЖД Алексей Кузнецов заявляет, что оттока грузов из российских портов нет: «Я бы не связывал положение портов прибалтийских республик и наших портов на Балтике с железнодорожными тарифами. И я не сказал бы, что прибалтийские порты отобрали какие-то наши потоки. У них есть прирост по углю и нефтепродуктам. Но и в Петербурге есть этот прирост. При этом в Петербурге было большое падение перевозок черных металлов от "Северстали" и минеральных удобрений с Урала — от "Уралкалия" и "Сильвинита".

Удобрения в целом по всем российским портам отгружаются на уровне 70% от 2008 года. То есть это все рыночные процессы: удобрения просто не везут в Петербург, черные металлы тоже, но ведь они и в Эстонию не уехали. А с Калининградом — да, есть проблема, связанная с тарифами. Белорусы и литовцы задрали тарифы. Но у нас было несколько встреч, и приняты решения об установлении скидок на некоторые номенклатуры грузов, идущих в направлении Калининграда».

Как отмечают в администрации Калининградского морского порта, за 5 месяцев текущего года общий грузооборот упал примерно на треть. «В данный момент, ситуация выравнивается, в основном за счет наливных грузов, составляющих половину всего грузооборота. Значительно упала перевалка контейнерных грузов- до 70%», - сообщили корреспонденту "Калининград.Ru" в отделе внешних связей администрации порта.

Напомним, в первом квартале текущего года значительные проблемы испытывали стивидворные компании. Так, в марте этого года "Морской торговый порт" заявлял о предполагаемой остановке деятельности, в связи с отсутствием заявок на март и апрель. Общая доля этой компании в грузообороте порта составляет около 20%.

Калининградские эксперты считают: «Проблемы Калининградского порта значительно зависят от тарифной политики соседних государств. В течение полугода область находилась в кольце задранных тарифов на транзит со стороны Белоруссии и Литвы. Проблему удалось устранить, соседние государства пошли на тарифные уступки, однако клиенты уже ушли. Слишком инертными оказались власти».

16 июня корреспонденту «Калининград.Ru» сообщили, что литовская сторона снизила на 15% стоимость транзита по своей территории газового конденсата, на 20% – фанеры, на 10% – каменного угля и кокса. Кроме того, на 20% снижен тариф на вывоз автомобилей из Калининградской области.

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.