«Янтарь» ушел из-под госконтроля

В совет директоров судостроительного завода не вошли представители государства, владеющего 51% акций предприятия

В начале этой недели стало известно, что на внеочередном собрании акционеров ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» был утвержден новый состав совета директоров предприятия. Государство, владеющее контрольным пакетом акций завода, не смогло провести в совет директоров своих представителей. Между тем представители частных акционеров завода отмечают, что участвовавшие в собрании акционеры проголосовали за трех представителей государства. По словам источника RBC daily, близкого к Росимуществу, данные люди, действительно, являются госчиновниками, но они не выдвигались в совет директоров от лица государства, а были предложены менеджментом завода. Наблюдатели отмечают, что причиной конфликта между государством и частными акционерами «Янтаря» мог стать прорабатываемый сейчас контракт на постройку трех военных судов для индийского ВМФ. По мнению экспертов, государство может еще вернуть свои позиции на заводе, но демарш миноритарных акционеров «Янтаря» может стоить ему индийского контракта.

ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» является одним из поставщиков кораблей для военно-морского флота России. По состоянию на октябрь 2005 г. в федеральной собственности находился 51% акций предприятия, 32% принадлежало компаниям, которые считаются аффилированными с ЗАО «АКБ Международный инвестиционный банк» (МИБ), еще 17% контролировали физические лица, в том числе менеджмент предприятия. В 2001 г. «Янтарь» вошел в состав ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» (КСМК), соучредителем которого является МИБ. В состав КСМК также входят ОАО «Судостроительное общество «Вымпел» (Рыбинск), ОАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре), ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» (Хабаровск), ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод» (С.-Петербург), а также ФГУП ЦМКБ «Алмаз» (С.-Петербург). В настоящее время судостроительный завод строит противолодочный корабль «Ярослав Мудрый», десантный корабль «Иван Грен», учебное судно ВМФ «Бородино» и патрульное судно «Спрут» для ФСБ России. Кроме того, «Янтарь» участвует в конкурсе на постройку трех военных судов для индийского ВМФ. Подписание контракта с Индией ожидается в течение ближайших нескольких месяцев.

Как рассказал RBC daily источник, близкий к заводу, миноритарный акционер «Янтаря» – ООО «Стигма Траст» – предложил в январе 2006 г. провести внеочередное собрание акционеров завода для переизбрания совета директоров. Однако уведомление об этом государству в лице ФАУФИ не пришло, и, в соответствии с законодательством, собрание было признано не состоявшимся и было перенесено. Но в начале этой недели на «Янтаре» все же прошло внеочередное собрание акционеров, на котором был утвержден новый состав совета директоров предприятия. По словам источника RBC daily, присутствовавшего на собрании, в совет директоров не вошли представители государства, являющегося держателем контрольного пакета акций завода. «Таким образом, государство потеряло контроль над оперативной деятельностью судостроительного завода», – пояснил он RBC daily. Как рассказал RBC daily источник, близкий к Росимуществу, в соответствии с директивой представитель государства на собрании акционеров «Янтаря» проголосовал против всех кандидатов, однако это не повлияло на результат голосования.

По информации собеседника, присутствовавшего на собрании, совет директоров «Янтаря» был полностью сформирован из числа кандидатов, близких к КСМК и МИБ, так как представители государства не были включены в список кандидатов. Как сообщила пресс-служба КСМК, на повторном собрании в состав совета директоров вошли три представителя государства: заместитель директора ФС ВТС Михаил Петухов, заместитель директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Пахомов и советник руководителя Роспрома Григорий Безюк. Однако источник RBC daily, близкий к Росимуществу, пояснил, что ранее в совете директоров завода представители государства занимали 5 из 9 мест, при этом их кандидатуры утверждались распоряжением правительства. «Дата собрания была назначена таким образом, что данное распоряжение еще не было выпущено, – отмечает собеседник RBC daily. – В настоящий момент такое распоряжение есть, и указанные люди в него не входят».

По словам опрошенных RBC daily юристов, госслужащий может стать членом совета директоров акционерного общества не как представитель государства. Проблемы могут возникнуть лишь тогда, когда он будет получать за это вознаграждение. Однако источник RBC daily, близкий к Росимуществу, считает по-другому. «Сомнительно, что госчиновник может оставаться на своем посту, став кандидатом в совет директоров от коммерческой фирмы, и, следовательно, представляя ее интересы», – утверждает он. По его словам, данным шагом менеджмент завода «засветил» своих лоббистов, перетягивающих солидный контракт на завод на самом высоком уровне. Впрочем, он не исключает, что указанные госчиновники могли даже не вполне осознавать последствия для себя, давая согласие быть представленными в совете директоров «Янтаря».

По мнению источника RBC daily, знакомого с ситуацией на заводе, не исключено, что миноритарии сознательно пошли на скорейшее проведение собрания акционеров, зная о неготовности распоряжения государства по кандидатам в совет директоров. «Таким образом, произошел беспрецедентный случай захвата контроля над предприятием», – сетует собеседник RBC daily, близкий к Росимуществу. По мнению юриста ИК «Проспект» Эльдара Назмутдинова, неуведомление мажоритарных акционеров либо ненадлежащее уведомление о предстоящем собрании акционеров – распространенная и уже ставшая притчей во языцех практика рейдеров. «Однако если во втором собрании акционеров государство участвовало, но не подало своего списка кандидатов, то формально частные акционеры правы», – отметил он RBC daily. По мнению юриста, у государства высокие шансы оспорить решение собрания акционеров. «Кроме того, государство, как акционер, может провести внеочередное собрание по своей инициативе, – поясняет Эльдар Назмутдинов. – Но если внеочередное собрание акционеров будет касаться избрания членов совета директоров, то оно должно быть проведено в течение 70 дней с момента требования о его проведении, если иное не предусмотрено уставом общества».

Между тем наблюдатели, знакомые с ситуацией в судостроительной отрасли, отмечают, что именно с этим сроком и связаны надежды миноритариев завода. «В течение этого времени уже может быть подписан контракт на постройку военных судов для Индии», – отмечает источник RBC daily, близкий к Росимуществу. По его мнению, не исключено, что действия частных акционеров «Янтаря» основаны на уверенности в том, что завод получит этот контракт, а следовательно, и значительные денежные поступления. «Менеджмент завода долгое время жаловался на плохое финансовое состояние, и на высоком уровне этот контракт рассматривался как способ ему помочь. Правда, зачем помогать частному предприятию, которое вытерло о государство ноги, это вопрос», – отметил он.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: РБК

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.