"Люди делают деньги из воздуха"

Положенные Калининграду таможенные льготы стали предметом спекуляции и наживы. По мнению местных перегонщиков, прошедший в понедельник аукцион по продаже квот на ввоз иномарок с правом льготной таможенной очистки был результатом сговора между его участниками и областной администрацией. В качестве жеста отчаяния в адрес президента России ушло открытое письмо: «Люди лишились возможности приобретать недорогие автомобили, а государство - дополнительных поступлений в бюджет».

Согласно закону «Об особой экономической зоне в Калининградской области», импортные товары - в том числе иномарки, - предназначенные для использования только в регионе, имеют таможенные льготы. Растаможка на всю Россию обходится в 2-3 тысячи долларов, калининградец тратит на эту процедуру $200-500. Но, чтобы избежать злоупотреблений, к закону была разработана система квотирования количества ввозимых в область товаров. Размер квоты определяется Минэкономразвития, контролирует процесс обладминистрация. Квоты продаются через аукционы отдельными лотами. Цену квоты надо прибавить к стоимости растаможки.

- Понятно: чем меньше размер лота, тем больше потенциальных покупателей может привлечь аукцион, а значит, больше денег в итоге получит государство, честнее будет ценовая борьба на рынке и легче потребителю, - говорит руководитель местного управления Федеральной антимонопольной службы Вячеслав Чернышев. Такова теория. На практике все иначе: с недавних пор рядовые автоперегонщики в аукционах не участвуют.

- Итоги тендеров известны заранее, - говорит лидер местного отделения Движения автомобилистов Сергей Боярских. - Схемы меняются ежегодно, итог, однако, всегда один. Например, перед последними торгами, состоявшимися в июне, председатель конкурсной комиссии вице-губернатор Савва Леонов провел закрытое совещание с участниками. В итоге квоты еще на 2000 авто были проданы на открытом аукционе всего по 110 долларов за иномарку. Ладно, пролетело государство, но, казалось, наверняка станет легче потребителю: цены на квоты, а следовательно, и на машины должны были упасть. Но произошло наоборот - цена квот для конечного потребителя к июню достигла 1700 долларов.

- У меня нет возможности участвовать в аукционе, - говорит перегонщик Сергей Новожилов. - Один лот - это право на ввоз минимум ста машин, его стартовая цена 10 тыс. баксов. Мне разрешение на ввоз ста машин не нужно, я их за год столько не куплю и не продам. Поэтому я иду к участнику торгов и кланяюсь ему в пояс: позволь растаможить машину «под крышей» твоей конторы. За это я должен отдать владельцу квот штуку-полторы «зелени».

С одним из участников торгов под гарантии полного инкогнито "Известиям" удалось переговорить.

- Я бизнесмен, машины никогда не гонял, - пояснил представительный собеседник. - Продажа тачек - дело хлопотное, с квотами все проще. Едва частник или перегонщик пересекает границу, он обращается ко мне. Стараемся работать на корпоративных началах с такими же серьезными людьми, держим оговоренный уровень цен.

Эти слова подтвердил и представитель антимонопольного ведомства.

- Среди перепродающих квоты нет перегонщиков, - согласился Вячеслав Чернышев. - Люди делают деньги из воздуха.

На прошедшем 2 августа аукционе на продажу были выставлены права на ввоз 11 600 иномарок, скомпонованных в три очень крупных лота - по 3800 разрешений в каждом.

- Да они просто захлебнутся этим объемом, - пояснил главный организатор торгов вице-губернатор области Савва Леонов. - Просто подавятся и вынуждены будут снижать цены. Им хотя бы свои деньги вернуть. Конечно, не до двухсот долларов за квоту, но до восьмисот цена точно упадет. Да и вообще области от этих тендеров ни холодно ни жарко - все доходы идут в федеральный бюджет.

- Чтобы рай длился долго, продавцы льгот решили кинуть кость в федеральный бюджет, - резюмирует итоги прошедших торгов Сергей Новожилов. - Скорее всего этому поспособствовал общественный резонанс, который мы подняли. В результате торгов средняя цена квоты составила около 410 долларов за единицу. Государство заработало четыре с половиной миллиона долларов, а самый скромный доход частника от торговли льготами составит $14 миллионов. В уникальной стране живем: денег не хватает, а государство содействует приватизации своих прав.
Источник: Финансовые Известия

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.