Стратегия развития туризма обошлась области в полтора миллиона рублей

Фото "Новый Калининград.Ru"
Все новости по теме: Туризм
Правительство региона потратило 1,5 млн рублей на разработку «Стратегии продвижения Калининградской области как туристского направления и создание конкретного плана маркетинговой и рекламной кампаний для внутреннего и международного рынков». Об этом говорится на официальном сайте конкурсного агентства регионального правительства, передает корреспондент «Нового Калининград.Ru». Бюджетный заказ выполнила московская фирма ООО «Стратеджи Партнерс».

Маркетинговая стратегия в среду была представлена на суд местной общественности – туроператоров, представителей муниципалитетов и учреждений культуры, журналистов. Нужно отметить, что разработчики стратегии слегка сместили привычные акценты. Так, наиболее целесообразно, по мнению авторов стратегии, продвигать экскурсионный туризм, активный отдых, оздоровительный туризм, событийный туризм. А вот конгресс-туризм – излюбленное направление региональных чиновников, не вошел в топ-десять рекомендуемых к развитию направлений.

Наибольший экономический эффект, по мнению разработчиков, может принести именно экскурсионный туризм, активный отдых, а также агро- и экотуризм, оздоровительный отдых. Среди самых перспективных стран-поставщиков туристов для Калининграда оказались Россия, Германия и… Украина. Правда, критериями для определения перспективности стали транспортная доступность и стоимость маркетинговых коммуникаций. Во вторую очередь исследователи поместили Латвию, Литву, Нидерланды, Польшу. В третий эшелон, при условии повышения транспортной доступности, попали Швеция и Финляндия.

Как отметила представитель «Стратеджи Партнерс» Елена Киселева, жители этих стран очень часто путешествуют в страны со схожим климатом. Киселева заметила, что наиболее активно в путешествиях по странам с прохладным климатов проявили себя Нидерланды и Калининграду стоит работать в этом направлении.

Кстати, о работе. По мнению разработчиков стратегии, над развитием туризма в регионе трудится очень небольшое количество человек – всего четверо.
«Это очень мало», - посетовала Киселева. И предложила создать новую структуру – агентство по развитию туризма, которое бы занималось, в том числе, разработкой маркетинговой политики. По мнению исследователей, продвижение региона на уровне других стран - самое эффективное, чем может заниматься региональная власть в данном случае.

Было отмечено и отсутствие ассортимента услуг на территории области – недостаточно туров, как внутри региона, так и тех, что должны объединять регион с соседями. Как стало ясно из отчета, Калининград мог бы выиграть на использовании военной тематики, присоедившись к экскурсионной программе «Замки Восточной Европы». В пример калининградцам поставили Новую Зеландию, где снимался «Властелин колец». «Благодаря съемкам фильма, территория получила большую известность, люди приезжали посмотреть на те места, где снимался этот фильм», - заключила Киселева.

По словам представителя «Стратеджи Партнерс», было бы неплохо организовать нечто подобное в Калининграде – связать город с каким-нибудь громким событием. Ведь сейчас все особенности региона достаточно спорные: «Большинство изделий из янтаря производят на территории Польши, Куршская коса более благоустроена на литовской территории», - заметила Киселева. И даже слоган региона: «Кругом впечатления» - не точен и не раскрыт полностью. О Калининграде, как считают исследователи, европейцы не знают ничего, что характеризовало бы регион как туристический объект – "только Искандеры".

При всем этом отдых в регионе дороже отдыха в Прибалтике, уровень сервиса – ниже, а вот с визами проблем достаточно. Так, оказалось, что тур выходного дня обойдется европейцу или россиянину в Калининграде в 9000 рублей в сутки, а в Прибалтике – в 7 тыс. Если же гостям вздумается остаться на 10 дней, то это обойдется одному туристу в 48 тыс рублей, а в более благоустроенной Прибалтике на 10 тыс дешевле. Вот разве что на неделю в Калининграде отдыхать выгоднее.

После рассказа представителя московской компании начались обсуждения. Стратегию представили в виде компьютерной презентации, что не очень понравилось представителям турбизнеса. «Вы знаете, мы из того поколения людей, которые больше привыкли работать с бумажными документами, - возмутилась председатель ассоциации турфирм Калининградской области Тамара Торопова. – Почему мы не получили каких-либо материалов накануне, чтобы мы могли с ними ознакомиться?»

Представительница турбизнеса заметила, что из-за того, что слайды мелькали слишком быстро, она даже не успела отследить всю нужную информацию.
«Пока стратегия не утверждена, нам необходимо ее еще обсудить и утвердить, поэтому мы не будем вешать ее в открытый доступ или на сайт, - заметила замминистра промышленности по туризму Марина Друтман. – А то потом «Калининград.Ru» или «Руград» напишут чего-нибудь. Но адресную рассылку мы устроим».

Также не понравилось представителям туротрасли и небрежность московских исследователей. Так вместо Светлогорска, представители компании предложили открыть информационный центр в Калининградской области на территории Солнечногорска, который на самом деле находится в Подмосковье. Также московская компания не могла разобраться с написанием названия противоракет, размещение которых в регионе обсуждалось в нынешнем году, – то ли "Искандер", то "Эскандер".

Присутствующие удивились и тому, что стратегия по развитию туризма не прорабатывалась ни с кем, кроме самого отдела туризма. «В муниципалитетах есть программы по развитию туротрасли, - заявил представитель БГО Виктор Кошелев. – Учитывали ли вы их?» Оказалось, что на данном этапе исследователи не обратили внимание на труды местных старателей. Такую же претензию высказал и представитель Зеленоградского района.

С министерством культуры, которое как раз в ответе за большинство объектов показа (именно в музеи посоветовали водить туристов московские исследователи), тоже никто не посоветовался. Присутствующие в зале заметили, что культурные события и экскурсии зависят как раз от коллег из минкульта и выразили недоумение – почему мнение культурного ведомства не учли.

Присутствующие на презентации выразили недоверие и качеству исследования. «Мы проводили исследования для своего музея, - заметила руководитель музея «Фридландские ворота» Светлана Соколова. – Мы опрашивали 5-6 тысяч человек. 53 человека – недостаточно для того, чтобы провести исследование для всей Калининградской области».

Действительно, как оказалось, для того, чтобы изучить положение Калининградской области на туррынке, а также разработать новую стратегию представителям компании было достаточно изучить мнения 53 человек. После того, как в ходе обсуждения директору «Стратеджи Партнерс» Елене Киселевой во второй раз попеняли на то, что выборка не репрезентативна, она заметила, что это цель исследования – показать стратегию, а для этого компания лишь собирала фокус-группу.

Напоследок Елену Киселеву спросили, сколько же туристов сможет приехать в регион, если стратегия будет воплощена в жизнь. «Это зависит от того, какие средства будут вложена в реализацию программы», - заметила Киселева. Независимый маркетолог Михаил Мельников все же попытался добиться большей конкретики: «Скажите, есть ли какие-то цифры? Получается, ваша стратегия разработана для того, чтобы привлечь хотя бы несколько дополнительных туристов?»

Киселева подтвердила предположения независимого маркетолога – привлечь бы хоть сколько. Людей, которые привлечет стратегия за 1,5 млн рублей исследователи не посчитали. Впрочем, министерство экономики ранее уже сработало за них, спрогнозировав к 2014 году 5-кратное увеличение турпотока. И безо всякой там стратегии.

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.