15 февраля, среда


Важные события среды: областной министр культуры констатировала, что Калининградская область окончательно лишилась своего уникального янтарного бренда, а губернатор считает своими непосредственными обязанностями контроль за тем, как в областном центре стоят ларьки и остановки общественного транспорта. 

Парадигма без бренда

В среду в областной Думе прошел круглый стол, посвященный перспективам туристической отрасли в Калининградской области. Впрочем, форум был посвящен уже даже и не перспективам, сколько вопросу о том, как будут реализовываться планы о 7 млн туристах в год, озвученные губернатором Николаем Цукановым в послании областной Думе. Как признал ответственный за экономическую составляющую вице-премьер правительства области Геннадий Щербаков, та модель развития экономики, которая существовала в регионе, практически подошла к исчерпанию своего потенциала. «Калининградской области требуется новая парадигма развития», — отметил вице-премьер. Он сообщил, что туризм должен занимать ведущее место в развитии региона и привел слова губернатора о том, что «лучше пригласить человека, который привезет к нам 2 тыс долларов, чем создавать производство, доходы которого будут минимизированы из-за проблем с транспортной доступностью».

От прочих многочисленных столов, посвященных туризму, этот отличался вполне определенной задачей — выработать конкретные рекомендации областной Думе, дабы она какими-то своими решениями могла бы помочь родной области перестроиться на новые экономические рельсы и заставить туристов приезжать и оставлять деньги.

И вот в очередной раз был поднят вопрос о том, что вроде как привлекательности в регионе много, но самое главное и дорогое — уникальный бренд столицы янтарного края — наша область, увы, потеряла. Более того, министр культуры Светлана Кондратьева сообщила, что поскольку наш Янтарный комбинат не может обеспечить всех желающих производителей ювелирных изделий янтарем-сырцом, этот самый янтарь начали добывать в Польше и даже Белоруссии. «Наша задача — вернуть региону бренд мировой янтарной столицы. Я подчеркиваю — именно вернуть», — отметила Кондратьева.

По моему собственному опыту общения с жителями остальной России, немногие из них знают о том, что Калининградская область имеет бренд янтарного края. Обычно, услышав про нашу область, говорят что-то типа «немцы, Кант, СПИД». Правда, последняя ассоциация в последние годы все же, к счастью, стала сходить на нет. В конце концов, почему жители остальной России обязаны знать про наш янтарь, если это не им, а нам зачем-то каждый вечер по региональному телевидению «крутят» видеоролик, в котором медведь рассказывает о том, что такое янтарь, дюны, кто такой Кант и где находится Калининградская область. Признаться, меня каждый раз этот ролик удивляет до глубины души. Зачем его показывают жителям самой области? Чтобы не забыли, где живут?

Кстати, о том что у области давно уже возникли проблемы с янтарным брендом, звучали не раз. Губернатор Николай Цуканов с завидной регулярностью отмечал, что, увы, уже Польша и Литва больше ассоциируются с янтарем, нежели Калининградская область. Подобные слова губернатора сопровождались его предложением приватизировать Янтарный комбинат

Более того, на встрече с главредами региональных СМИ в октябре 2011 года Николай Цуканов сообщил, что идею приватизации поддержал и Владимир Путин. Правда, в феврале глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин во время визита в Калининградкую область разговоры о приватизации поставил под сомнение, поэтому понять, что оно и как на самом деле, увы, как обычно не представляется возможным.

Но вернемся к бренду. В ноябре 2011 года губернатор, выступая на первом заседании новой Общественной палаты вдруг сообщил, что бренд янтарного края у Калининградской области фактически украден. При этом, отвечая на вопрос корреспондента «Нового Калининграда.Ru», губернатор затруднился уточнить, кто именно «украл бренд». «Я говорил о том, что поляки сегодня и литовцы имеют серьезные финансовые средства от продажи изделий из янтаря. Весь янтарь, который сегодня добывается в Калининградской области, фактически идет на экспорт. Небольшая его часть остается в области, для местных мастеров. И то в некоторых случаях наши янтарщики жалуются, что этот янтарь приходится покупать в Польше, либо в Литве. Наша задача — эту индустрию вернуть на территорию Калининградской области.»

Еще раз повторю — разговоры о том, что область осталась без бренда, и его чуть ли не украли, ходят давно. Увы, пока, кроме разговоров, никаких особых изменений не заметно. Если так пойдет дальше, то Калининградской области, судя по всему, придется отказаться от употребления во всех мыслимых и немыслимых названиях слова «янтарь». К чему нам дворец спорта «Янтарный», команда «Динамо-Янтарь», турниры «Янтарный перчатки» или конкурсы «Янтарная струна», если янтарем в нашей области как-то и не пахнет?

Ну, а с другой стороны, может быть, параллельно с разговорами о возвращении региону бренда «янтарного края» властям стоит озаботиться хотя бы ликвидацией пробки на КПП у Куршской Косы и оборудованием в городах туалетов для туристов? Иначе куда водить 7 млн туристов по нужде? Не в дюны же.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Цуканов, ларьки и туалет

Чем занимается губернатор обычным рабочим днем? Встречи с министрами, федеральными проверяющими, разговоры с населением, подписание постановлений, всевозможные заседания и обдумывание судеб народных… График у него, без сомнения, насыщенный, ведь под присмотром Николая Николаевича целая Калининградская область! Каждая дорога в этой области, каждый кустик и каждая торговая палаточка. Вот и во вторник Цуканову даже немного передохнуть некогда было: сразу после приема людей по личным вопросам он отправился лично разбираться с озвученными проблемами. Голыми руками, так сказать.

Вот обратилась к губернатору семейная пара из Калининграда и пожаловалась на остановку «улица Багратиона» на Ленинском проспекте. Мол, автобусы, негодяи, подъезжают, шум создают, воздух загрязняют под окнами, порядочным людям жить спокойно не дают. Калининградцы, собственно, дело предложили: перенести эту остановку куда-нибудь подальше, например, под окна соседей (давно Светка из 45 квартиры косо поглядывает, зараза этакая, и язык у нее, словно помело), пускай автобусы под их окнами гудят. И ведь Николай Николаевич прислушался к чаяниям граждан: сразу после окончания приема выехал на место, чтобы посмотреть на остановку, сообщили нам в пресс-службе областного правительства.

Посмотрел-посмотрел губернатор, да подумал, что соседи все же, могут быть недовольны переносом остановки. И пассажиры вряд ли обрадуются удалением пешеходного перехода. Впрочем, не зря же сам губернатор (!) в народ выезжал — было решено «изучить мнение жителей прилегающих к этой остановке домов и на следующей неделе обсудить проблему на совещании с участием городских властей, автоинспекции и дорожных служб». Вот какое важное решение. А так бы не поехал Николай Николаевич на остановку и не смог бы по совести решить, что делать с проблемой семейной пары.

Но что там одна остановка, Николай Цуканов во вторник целыми торговыми ларьками в Калининграде занялся. Некий предприниматель Ашот Чолакян во время приема губернатора пожаловался на размещение торговых ларьков, нарушающих эстетику областного центра. Уж как мы натерпелись мы с этими палатками: они и движение транспорта затрудняют и с точки зрения санитарии сомнительны.

И тут губернатор, как глава этого региона, включился в решение проблемы: уточнил, где туалет у палаточников, и, не найдя ответа, поручил Роспотребнадзору во всем разобраться.

В общем, насыщенный вчера был день у Николая Цуканова. И вот я иногда думаю: что бы делали мы без такого несомненного важного точечного руководства губернатора? Торговцы в палатках так и продолжали бы ходить в туалет непонятно куда, остановки бы мучили местных жителей, крыши домов бы не ремонтировались и вообще, вообще бы ничего не делалось! Сидят, значит, начальники, консультанты, ведущие специалисты в многочисленных отделах районных администраций, чаи гоняют и ни за что зарплаты получают. Причем, за счет налогоплательщиков, если вы помните. Вот разогнать бы их всех, да оставить одного губернатора. Глядишь, и порядок бы удалось в области навести — и дороги ровные, и ларьки красивые, и автобусы не гудящие. И на каждой ферме после посещения губернатора надои бы вдвое увеличивались.

Вот жизнь-то бы наступила! Может, и правда надо подумать о необходимости содержания, например, целого отдела городской эстетики в администрации Калининграда (а ведь там, согласно сайту горадминистрации, числятся аж 5 человек)? Да что там — всего комитета архитектуры и строительства! Может, намного правильнее будет сократить их под корень, а сэкономленные деньги в дело пустить? Ведь все равно толку от них, по всей видимости, никакого, если даже расположением остановок и туалетами у палаточников приходится заниматься лично  губернатору.

Мария БОЧКО, корреспондент

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.