14 марта, среда

Важные события среды: затея раскрасить все дома в Калининграде гармонично-элегантно разбивается об алчность застройщиков, попытка обложить налогом богатых и порадовать тем самым бедных кажется все менее реальной, а специалисты крайне широкого профиля в органах власти никак не могут увеличить число узких профессионалов на производстве.

house.jpgХарчевый цвет
А давайте помечтаем. Представим, что Калининград вдруг невероятным образом преобразился: дороги ровные и чистые, фасады домов отремонтированные, аккуратные, да еще и сочетаются между собой по цвету. Вот исторические здания на Советском проспекте обрамляют новостройки в благородно серых и красно-коричневых тонах, а улица Горького, допустим, радует зелеными фасадами. И, главное, никакой тебе кислотно-розовой рекламы на билбордах, все сдержанно, элегантно, но, в то же время, жизнеутверждающе. Может быть, эти фантазии когда-нибудь станут реальностью, пока же дело о единой привлекательной цветовой палитре Калининграда лишь на бумаге да в головах архитекторов. В среду эти мечты и надежды в очередной раз были озвучены, но в очередной же раз никакого продуктивного продолжения обсуждение не получило.

14 марта в администрации Калининграда прошли публичные слушания на тему цветового климата города. Александр Зубарев, директор ООО «Град и СО», выигравшей торги на право разработки цветовой схемы за 400 тыс рублей, долго и довольно скучно рассказывал, как проходило исследование городской среды, какие цвета превалируют в том или ином районе Калининграда и от чего, грубо говоря, надо «плясать» при выкрашивании зданий. Суть его доклада сводилась к тому, что город должен быть единым целым, а не лоскутным одеялом, и что за ориентир при создании цветовой гаммы желательно брать историческую застройку.

Без сомнения, сотрудники ООО «Град и СО» провели огромную по объему работу, за что 400 тыс из бюджета даже отдать не жалко (чего стоили хотя бы многочисленные таблицы с различными цветами и оттенками, отображающие цветовое разнообразие города). Однако уже в завершении заседания всем выступавшим хотелось задать один вопрос: кому все это нужно? Ведь на самом деле, какими бы красивыми не получились слайды у архитекторов и какими бы многообещающими не казались исследования, пока в городе нет ни одного закона, позволяющими реализовать эти предложения. То есть, конечно, власти могут рекомендовать застройщику, подписывая разрешение на строительство, сделать дом, к примеру, светло-оранжевым, а вот только бизнесмен на это только усмехнется, и будет прав: у муниципалитета просто нет механизмов контроля за цветом фасадов зданий.

Вчера на оперативном совещании в администрации Калининграда председатель комитета архитектуры и строительства Сергей Мельников заявил, что с этим вопросом уже разбирается рабочая группа, созданная из представителей администрации и депутатов Калининграда. Этот орган как раз и должен создать нормативную базу, чтобы можно было на законных основаниях окрашивать Калининград во все цвета радуги. Однако, судя по всему (по крайней мере, по тому, что вопрос цветового климата обсуждается уже не первый месяц), Калининграду не стоит ожидать каких-то преобразований не только в ближайшие 3–4 года, но в десятилетие такими темпами городские власти могут не уложиться.

На самом деле, проблема не только в отсутствии законодательных механизмов. По словам директора ООО «Град и СО» Александра Зубарева, чтобы город заиграл новыми красками, нужна еще соответствующая культура в обществе. Он сравнил это с правилами дорожного движения: мол, даже при отсутствии ПДД у участников дорожного движения должна быть простая культура и понимание вовлеченности в процесс. «Не проблема перекрасить, проблема в другом. У Малевича приходилось читать крайне интересные работы. У него тезис такой: художники — это те, которые на себе вытаскивают развитие будущего. Если пользоваться только полит-экономической, „харчевой идеологией“, мы никуда не продвинемся. На уровне харчевой идеологии — это бессмысленно. Если мы чуть-чуть приподнимаемся над ней, поймем, что человек не только жует, то мы тогда этот вопрос можем решать», — сказал он.

И в этом, наверное, есть луч истины. К сожалению, до сих пор застройщики, возводящие уродливые, но дешевые здания, рекламодатели, заказывающие кричащую и безвкусную рекламу, думают лишь о прибыли, а не о том, как будет выглядеть город. И пока в мозгах будет сидеть «харчевая идеология», никакие проекты цветового климата, отдай за них хоть 400 тысяч, хоть 4 миллиона, не сделают город привлекательнее, интереснее и уютнее.

Мария БОЧКО, корреспондент

posled.jpgРоскошная затея
В среду налоговое ведомство России высказало свою позицию по отношению к идее налога на роскошь — ФНС написала письмо Российскому союзу промышленников и предпринимателей, в котором указала, что не поддерживает идею введения налога на престижное потребление. По мнению замеситетиля руководителя налогового ведомства Татьяны Бондарчук, которая подписывала письмо, налог на роскошь вовсе не обязателен, поскольку со следующего года будет введен налог на недвижимость и можно усовершенствовать транспортный налог. И этого, по словам налоговиков, пока достаточно.

Были еще и критерии роскоши, разработанные Минэкономразвития РФ, о которых в феврале говорила глава ведомства Эльвира Набиуллина. По ним, роскошью предложили считать квартиру площадью больше 1 тыс «квадратов» и машину дороже 3 млн рублей. Оказалось, что по этим критериям даже в Москве насчитывается всего 18 квартир, пишет газета «Известия». Выходит, что облагать налогом практически некого. Людей, владеющих роскошью, в стране практически нет — 0,02% недвижимости.

Впрочем, тут еще отдельный вопрос критериев роскоши. С одной стороны, введение прогрессивного налога на собственность или отдельного налога на роскошь — вопрос довольно-таки честный. Вероятно, это была бы очень популярная и эффективная мера: имеешь больше других — заплати больше. Но есть некоторый риск, что вся роскошная затея превратится в профанацию. По данным «Московского комсомольца», в России на данный момент зарегистрировано всего лишь 4 яхты и 1 самолет бизнес-класса. Можно изменить критерии роскоши на те, что предлагает, например, бизнес — все тот же РСПП. Но будет ли эта идея жизнеспособной в стране, где огромное количество «серых» зарплат и прочих схем ухода от налогов? Или владельцы стопроцентной роскоши все же найдут способы уйти от налога, а пониженные критерии роскоши или суровый прогрессивный налог вдарят, в итоге, по жидкому среднему классу и малому бизнесу?

Есть еще одна не дающая покоя мысль. Идея налога была предложена премьером и избранным президентом Владимиром Путиным в ходе съезда «Единой России» в ноябре 2011 года. Она была очень предвыборной, что ли, подкупающей своей популярностью — если не сказать популизмом. Посудите сами: есть такое понятие — медианная зарплата, то есть показатель, который делит на равные части общую массу людей по обе стороны от него. Этот показатель в 2011 году, согласно данным Росстата, составил у нас в стране около 16 тыс рублей. То есть половина людей в стране зарабатывают меньше. Возможно, конечно, у всех из них серые зарплаты и в носках по чуланам весят горы наличности. Но нет ничего невозможного, есть только маловероятное. И если у человека такого носка нет, то он будет очень радоваться, что богачи будут платить много. А если носок есть — радоваться, что как раз ему-то платить ничего не надо. В итоге, налог на роскошь представляет из себя массовую радостную перспективу и очень удобен в предвыборный час.

Кстати, «МК» пишет сегодня со ссылкой на данные ВЦИОМ, что большинство населения очень хорошо осведомлено об идее Владимира Путина ввести дополнительный налог на престижное потребление. При этом в среднем 70% опрошенных по всей стране за новый налог, а среди богатой части опрошенных таковых чуть более 48%. Но уже нет предвыборных кампаний — они кончились. Теперь предостоит работа, морок начинает рассеиваться и предстоит взглянуть на вещи реально. Идея налоговикам не показалась жизнеспособной и они выступили, по сути, против позиции премьер-министра и практически уже президента. Вот и начинается самое интересное: инициатива, скорее всего, все равно начнет реализовываться, но будет ли она жизнеспособной?

Наталья КАЛУГИНА, корреспондент

svar.jpgЧеловек с местом
В среду на заседании социального комитета областной Думы глава агентства занятости населения Калининградской области Наталья Валуйкина рассказывала депутатам о ситуации с безработицей в регионе. Ситуация это, по словам главы агентства, не так уж и плоха — официальный уровень безработицы составляет 1,7% от экономически активного населения, что вполне стабильный показатель для России. Правда, в Северо-Западном федеральном округе этот показатель ниже, чем в Калининградской области. Но, по словам Валуйкиной, 4 место в общем списке — тоже вполне приемлемо.

Она также отметила, что по-прежнему в области требуются квалифицированные рабочие — каменщики, бетонщики, машинисты и т. д. Но 7 тысяч вакансий как-то особо не заполняются. «Конечно, мы хотим уменьшить показатель безработицы, чтобы достойно выглядеть среди других регионов», — отметила глава агентства.

Депутатам многое в докладе Натальи Валуйкиной не понравилось — в частности, они не увидели конкретной заинтересованности агентства в том, чтобы трудоустраивать людей. «Ведь если всех трудоустроить, чем тогда будет заниматься ваше агентство?» — поинтересовался депутат-коммунист Юрий Галанин. А вице-спикер-единоросс Сергей Юспин вообще внес предложение сделать работу сотрудников агентства сдельной. Мол, сколько людей на работу устроят, столько денег пусть и получают.

Шутки шутками, но если вспомнить, каково личное отношение к такой работе, как трудоустройство, у нынешней главы агентства Натальи Валуйкиной, то можно, наверное, многое понять. В 2004 году она была избрана главой Гвардейского района. Особыми успехами район при ее правлении не отличился. Более того, назначенный в 2005 году губернатором Георгий Боос называл ее в списке глав с неким «антирейтингом» у населения. Тем не менее, Наталья Валуйкина все же отработала положенный ей срок, но на новые выборы не пошла. Население избрало выдвинутого КПРФ, но не коммуниста Ивана Кавуна.

Внезапно в должности главы агентства занятости Валуйкина появилась уже после того, как губернаторский пост получил Николай Цуканов. По всей видимости, глава региона, будучи руководителем ассоциации муниципальных образований, разглядел в Наталье Валуйкиной некие черты хорошего управленца, которые, по всей видимости, были качественно скрыты и не заметны остальным. А возможно, что и просто не дал пропасть своему бывшему товарищу по муниципальному цеху, предложив правительственный пост. Вообще кадровая политика, при которойлюдей назначают на некие посты, к которым они никогда в жизни не то что не имели никакого отношения, но даже и рядом с ними не стояли, уже, наверное, не удивляет, поскольку направо и налево реализуется на федеральном уровне. Традиционно она объясняется тем, что тот или мной человек, поставленный на ответственный пост, на самом деле является хорошим управленцем, и уж точно отстроит работу своего ведомства так, как надо.

Назначали же министром внутренних дел Бориса Грызлова, который специализировался на разработке космических систем связи. А министр обороны Анатолий Сердюков вообще был в начале карьеры заведующим секцией магазина. Да что там столица — в нашем правительстве тоже министры как-то вдруг начинают осваивать новые для них специальности. Учитель физики Светлана Кондратьева вполне себе руководит культурой, к примеру. Возможно, что на самом деле управленческий талант позволяет руководящим чинам разбираться в любой теме, даже если они до этого слышали о ней мельком по телевизору. Может быть, именно поэтому у нас который год никак не снижается дефицит рабочих специалистов. Может быть, именно поэтому я лично уже от третьего губернатора слышу обещания ввести профориентацию, разработать некую программу кадров, необходимых для нашей экономики, а не только юристов и экономистов обучать. Но уже который год «грамотных управленцев» в креслах правительства хоть отбавляй, а вот работать на заводах некому.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.