5 апреля, четверг

Важные события четверга: город тихой сапой вернулся к застройке, которую вполне можно назвать неприятным словом «точечная», головоломка из старых дорог и новых грузовиков никак не хочет складываться, а безопасность в стране, кажется, могут обеспечить только полицейские из других миров.

meln.jpgВозвращение к точечной застройке
В повестке дня комитета по бюджету окружного Совета Калининграда, заседание которого прошло в четверг, значился малоприметный вопрос «О согласовании списания и сноса объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке по адресу: г. Калининград, ул. Пионерская, 59». В процессе заседания выяснилось, что речь идет о строениях, расположенных на бывшей базе МУП «Чистота». И на самом деле хоть эти помещения и имеют официальный адрес «ул. Пионерская», фактически они находятся около дома по ул. 9 апреля в начале площади Василевского.

Напомню, что МУП «Чистота» перевели на базу бывшего муниципального автобусного предприятия по ул. Мусоргской. Строения на бывшей территории предприятия, располагающейся практически в историческом центре города неподалеку от Литовского вала, планировалось снести, чтобы «прорубить» на ее месте дорогу от 9 апреля до пл. Василевского и ул. Невского от второго эстакадного моста. Но, как оказалось, депутатам предлагалось обсудить вовсе не радостный момент предвкушения строительства второй очереди эстакады в виде новых дорог и развязок (которую, по словам замглавы администрации Сергей Мельникова, предполагается сдать до декабря), а выделение земельного участка коммерческой фирме «ЕвроСтройКом», которая год назад вырубила зеленый сквер в районе Красной-Пацаева-Маркса, буквально в нескольких шагах от бюста основателю марксизма и нескольких метрах от регионального отделения партии «Единая Россия». Фирме дают участок, а она сносит здания на нем за свой счет.

Как сообщил журналистам Сергей Мельников, оказывается, было принято решение «обменять» участок по Красной на участок по Пионерской (точнее, ту его часть, которая не нужна для строительства дороги), и в итоге фирма «ЕвроСтройКом» сможет использовать его по своему усмотрению — хоть поле для гольфа там сделать, хоть здание построить.

Стоит напомнить, что в свое время история с вырубкой сквера на Красной наделала много шума. К борьбе с застройщиками (а учредителями фирмы оказались бизнесмены из Москвы) подключилась не только городская администрация, но и губернатор Николай Цуканов. Губернатор грозил подать в суд на застройщиков и т. д. и т. п. В общем, попиарились на этой теме все, кто хотел.

В свою очередь, горадминистрация утверждала, что у застройщиков вроде как все в порядке с документами, ибо участок они получили еще в 2003 году, поэтому новый глава города никакого отношению к этому вопиющему факту точечной застройки не имел.

В итоге, как это ни удивительно, но сторонам удалось договориться. «Мы выделяем инвестору другой участок, а на пересечении Красной — Пацаева — К.Маркса „Евростройком“ восстановит сквер. Высадит деревья и кустарники, проложит дорожки, установит скамейки», — сообщил Ярошук в программе «Главный час» в сентябре 2011 года. Месяцем позже в сквере даже начали сажать деревья, что не может не радовать.

Вроде бы все закончилось тихо-мирно, без скандалов, к обоюдному удовлетворению. Однако, почему-то, только на заседании комиссии Окрсовета в четверг «всплыла» информация о том, что землю застройщик получит на Пионерской, точнее, почти на площади Василевского, рядом с жилыми домами. Вполне определенно, что в данном конкретном случае выбор оставался за застройщиком, который вроде как честно получил все свои документы на прежний участок. Но есть большие сомнения, что городские власти спросили у местных жителей, согласны ли они, чтобы рядом с их домами появилось некое сооружение. Что это может означать? Новый всплеск волны протеста против точечной застройки, на этот раз со стороны жителей улицы 9 апреля и окрестных домов. 

Впрочем, можно надеяться, что властям удастся избежать народных волнений. Но сам факт, что решение о выделении земли принимается без какого-либо участия жителей областного центра (даже депутаты, как оказалось, не должны были согласовывать этот документ) наводит на подозрения о том, что нормативная база позволяет городским властям по своему усмотрению выделять землю для точечной застройки. И это не исключает вероятности, что завтра вдруг некие сооружения могут появиться и около других домов.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

rolbi.jpgДорожно-гордиевы узлы
В очередной раз грузовые компании Калининграда столкнулись со сложностями: на этот раз «виновником» неприятностей оказался федеральный закон, принятый более 10 лет, и попытки его соблюдения со стороны властей. Ситуация сложилась действительно пародоксальная: правильный по сути закон в регионе был забыт на долгое время, а внезапное желание его исполнить обернулось убытками для предпринимателей и разрастанием коррупции.

С недавнего времени в регионе стали строго следить за тем, чтобы владельцы и водители грузовые автомобили соблюдали знаки, касающиеся весовых ограничений на дороге. Казалось бы, дело хорошее. Но предприниматели тут же встали на дыбы. С одной стороны, уже закуплены и давно работают автомобили, способные перевозить более тяжелые грузы. С другой стороны, транспортировка теперь обходиться дороже, а покупатели не спешат оплачивать доставку грузов по повышенному тарифу. К тому же, не обошлось и без традиционной российской коррупции: строгими запреты оказались не для всех, и некоторые до сих продолжают грузить «по полной», уменьшая себестоимость и нечестно конкурируя с коллегами.

Проблему обсудили в Торгово-промышленной палате, но, кажется, дело оказалось настолько серьезно, что без вмешательства Самого не обойтись. В четверг бизнес собрали в общественной приемной пока-еще-премьер-министра и избранного президента Владимира Путина. Попытки «пролить свет» на историю с грузоперевозками выявили целую кучу «тараканов» как со стороны бизнеса, так и со стороны власти. Появилось даже решение проблемы — правда, возможность его исполнения вызывает большие вопросы.

Министр инфраструктуры Александр Рольбинов попытался объяснить зачем вообще был принят подобный закон. Дороги, как малым детям растолковывал он предпринимателям, тоже имеют определенную пропускную способность. Если по ним возить такие грузы, для которых они не приспособлены, то, в конце концов, они просто будут уничтожены. Ремонтировать трассы — дорого, а уж если по ним возить что попало и сколько попало — они и вовсе придут в негодность, на капитальный ремонт денег не наберешься. Примерно так, только чуть более бюрократично, говорил министр. Почему закон не вступил в фактическое действие раньше — осталось за скобками. Министр продолжал приводить разумные аргументы: смотрите, знаки-то висят давно, покупая машины вы уже знали, что нарушите закон, если будете загружать их полностью.

На это у предпринимателей находились свои ответы, также не лишенные здравого смысла: дескать, в том-то и дело, что закон принят давно, да с нас никто ничего не спрашивал. Не обошлось и без банального вопроса, намекающего на коррупционную составляющую: почему одним можно, а другим нельзя. Впрочем, некоторые из грузоперевозчиков сами едва ли тянут на больших почитателей закона. Так одна из присутствующих на встрече бизнесвумен искренне недоумевала, как же определять перевес автомобилей, если даже весов на некоторых карьерах нет. Как выяснилось, весов нет только на нелегальных карьерах. По закону же, отметил Александр Рольбинов, весовая должна быть. «Я не хотела их подставлять», — вздохнула женщина. Министр адресовал вопрос с отсутствием необходимого оборудования на карьерах правоохранительным органам.

В сторону ГИБДД отправился и еще один камень: относительно избирательности досмотров. На что начальник отдела местного управления ГИБДД Сергей Кульбеда невозмутимо ответил: или называйте фамилии, или прекращайте пустые разговоры. Усомниться в чести мундира без улик или хотя бы проверить действия своих коллег господин Кульбеда, кажется, посчитал ниже своего достоинства.

За борьбу с нарушителями и коррупционерами от грузоперевозок решился всерьез взяться министр Рольбинов. Даже попросил предпринимателя Игоря Плешкова сообщить о всех известных ему фактах нарушений. Чиновник даже пообещал обеспечить всем равные условия, которые, наконец, позволят честно конкурировать и возить грузы в соответствии с законом всем перевозчикам.

Впрочем, о необходимости и своей готовности к борьбе с коррупцией ранее заявлял и губернатор, и даже целый президент. А воз, к сожалению, и ныне там. Более того, коррупция, кажется, настолько крепко вцепилась во все сферы жизни, что когда в одном месте пытаются соблюдать закон, в другом тут же придумывают как заработать на тех, кто не хочет следовать правилам ни при каких обстоятельствах.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

menty.jpgЖизнь такая
В последнее время глава российского МВД Рашид Нургалиев ударился в мечты и лирику: то он курсы человеколюбия для полицейских ввести хочет, то любовь к прекрасному привить, а в четверг он вообще пожалел, что не может позвать на службу в полицию инопланетян. И правда, нам тоже жаль, ибо представьте, как было бы здорово: космические правоохранители, прилетающие с разумных цивилизованных планет, без особых хлопот и, главное, без всякой там коррупции наводят у нас порядок. А все потому, что у них, у инопланетян этих, по мнению Нургалиева, общество такое, в котором ни коррупции, не превышения полномочий, ни прочей заразы не существует.

Это все к тому было сказано, что господин Рашид Гумарович уверен — проблема не в полиции как таковой, а в обществе. «Где образование? Где воспитание? Где нравственность?» — вопрошал министр в интервью «Интерфаксу». И переаттестация тут, прошедшая в рамках реформы МВД, по убеждению главы МВД, не способна была в одночасье избавить правоохранительные органы от паршивых овец. «Переаттестация — это не значит взять и „белье перетрясти“. На протяжении десятилетий такие были проблемы по нарушению закона, что нужно было осмыслить — что же происходит», — говорил министр.

По всей видимости, Нургалиев осмыслил все происходящее в его ведомстве совсем недавно. И ерунда, что свой пост он занимает уже ровно 8 лет, а в целом в министерстве трудится с июня 2002 года. Озарение пришло к нему, по всей видимости, после резонансного события в отделе казанской полиции «Дальний», когда в марте 52-летний мужчина, по предварительным данным, был там изнасилован бутылкой из-под шампанского. Часть сотрудников отдела полиции после этого были уволены, кого-то взяли под арест, а 5 апреля министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров подал рапорт об отставке. А все потому, что этот случай с мужчиной (он, кстати, скончался от полученных травм), оказался на счету казанской полиции не единственным.

После этих скандалов Рашид Нургалиев разразился заявлениями, что нужен курс человеколюбия, а то «мы очень озлоблены сейчас, у нас очень много проблемных вопросов, а надо просто научиться слушать и быть услышанным, надо уметь сопереживать, сочувствовать». А позже попросил деятелей культуры и искусства, а также представителей религиозных конфессий помочь в духовно-нравственном воспитании сотрудников полиции. И при этом министр все время разводит руками: ну вы же понимаете, за год-полтора реформирования кардинально ничего поменять нельзя, давайте подождем. Теперь же и вовсе он заявляет, что полиция не может стать чище и добрее, когда в головах людей грязь, в обществе — злость, во власти — коррупция и так далее и тому подобное.

Все это, несомненно, правильно. Тут вопросы и к родителям, и к учителям, и к массовой культуре, и к той же власти, представителем которой, кстати, Нургалиев тоже является. Но разве не полиция ли должна быть одним из примеров для подражания? Какие же это стражи порядка, если они лишь отражение беспорядка? Абсурд!

Если же ударяться в лирику, как Рашид Гумарович, то стоит заметить, что очень выгодно жить по принципу «не мы такие, жизнь такая». Вроде тогда и делать особо ничего не нужно — любые низменные наклонности полицейских можно всегда оправдать порочностью общества. И никто же не задумывается над другой вариацией этой говорки: не жизнь такая, мы такие. Потому что в этом случае нужно оглянуться на все те 8 лет, которые руководил российскими правоохранительными органами, да подать рапорт об отставке, как это сделал коллега из Татарстана.

Мария БОЧКО, корреспондент

Фото - из архива "Нового Калининграда.Ru".

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.