Прямое президентское и полицейские, не внушающие доверия

Важные события субботы: ректор БФУ им. И. Канта считает, что губернаторов в Калининградской области можно взять да отменить, вверив эту территорию в прямое президентское управление, а модернизированная полиция ведет себя так, что становится ясно: даже президент, особенно действующий, может не справиться.

klemeshev_1.jpgПрямое президентское 
Ректор БФУ им. И. Канта, доктор политических наук Андрей Клемешев считает, что калининградские проблемы — не экономического, а политического характера, и в федеральном центре должны признать, что Калининградская область — это эксклав.

«Я поддерживаю тех, кто выступает за то, чтобы в Калининградской области было введено прямое президентское правление, а сама область была признана федеральной территорией», — сказал Клемешев после заседания общественно-политического совета при губернаторе в субботу. Отвечая на вопрос, согласится ли федеральный центр на такую форму правления, Клемешев отметил, что «к сожалению, логика тут сложная, федеральный центр идет навстречу тогда, когда есть какие-то отрицательные реакции в регионе».

«Но я не думаю, что это какой-то наш региональный сепаратизм, это позитив, консолидация сообщества с тем, чтобы мы понимали свои интересы и могли бы вместе все их отстаивать в федеральном центре», — отметил Клемешев. По его мнению, с приходом нового президента и правительства «шанс для Калининградской области появится».

Отмечу, что на заседании совета обсуждалась стратегия развития региона. Та самая, для подготовки которой была привлечена международная консалтинговая компания McKinsey. Напомню, что результаты этого исследования не оглашались. Губернатор Николай Цуканов объяснил закрытость информации об исследовании тем, что у Калининградской области есть конкуренты, в том числе Литва, Польша и Китай.

На самом деле ничего нового на совете в субботу сказано не было. Все те же самые слова, которые говорил в интервью агентству «Интерфакс»  Николай Цуканов в декабре 2011 года. Говорилось про туризм, зону свободной торговли, развитие неких промышленных кластеров и т.д. и т.п.

Единственное, что стало новостью - вопрос о прямом президентском правлении. Раньше эту возможность настолько открыто не обсуждал никто. Разве что на заседании совета в августе 2011 года депутат Гинзбург предложил повысить ранг губернатора Калининградской области до замглавы администрации президента РФ.

Но на этот раз все было серьезно. Клемешева горячо поддержали глава регионального отделения  «Справедливой России» Павел Федоров и уполномоченный по правам человека в области Владимир Никитин, который лишний раз напомнил про больную мозоль - очереди на границах. Он сказал, что без дополнительных полномочий у губернатора эту проблему решить невозможно.

Любопытно, что в бытность губернатором Георгия Бооса, который, кстати, буквально накануне получил степень почетного доктора БФУ им. И. Канта, подобных вопросов не ставилось. Вряд ли тут стоит говорить о знаменитой  «федеральной проходимости» Георгия Бооса, у которого  «в друзьях»  ходит почти весь московский бомонд и половина федерального правительства. Ведь на самом деле Федеральная целевая программа как финансировалась, так и финансируется, деньги по программе  «Новые дороги городов России» - почти 1 млрд рублей - регион получил, миллиарды в рамках программы модернизации здравоохранения - тоже. Да и параметры областного бюджета в принципе серьезно не изменились, а собственные налоговые и неналоговые доходы даже малость подросли. Хотя, справедливости ради надо признать, что задел с ФЦП, строительством школ, дорог - это работа прежнего правительства области, и сейчас регион продолжает получать финансирование по инерции.

Но ведь и во времена экс-губернатора были проблемы с очередями на границах, таможней, объектами Министерства обороны и прочими неприятными вещами. Министры регионального правительства так же, как и сейчас, неделями сидели в московских кабинетах, выбивая подписи на соглашениях о финансировании объектов Федеральной целевой программы. Но вот только прямого президентского правления тогда никто не просил. По всей видимости, просто изменился подход к федеральному центру. Экс-губернатор считал, что сам может вывести свою губернию на качественно иной уровень, предпочитал презентовать достижения и занимать первые места в рейтингах Минрегиона. На самом деле, наверное, ничего плохого в таком желании нет. Но, с другой стороны, подобная позиция могла привести к тому, что Москва действительно вряд ли понимала, что у региона есть серьезные проблемы из-за его географического положения.

Нынешняя власть, по всей видимости, готова показывать федеральному центру иную сторону медали, играя на слабостях. Но что удивительно - еще 8 месяцев назад, на том самом заседании общественно-политического совета в августе 2011 года, на котором депутат Гинзбург, говоря о проекте закона  «О Калининградской области», предложил повышение статуса губернатора, Николай Цуканов от такого предложения отказался.

«Нужно ли быть губернатору замглавы администрации президента? Категорически не согласен, - с сомнением ответил на это Николай Цуканов. – Я много времени потратил на то, чтобы наладить отношения с федеральным центром, считаю, что полномочий у губернатора региона и так достаточно».

Напомню также, что тогда губернатор согласился с тем, что у области в федеральном центре должен быть свой куратор. «Сегодня в Правительстве РФ Калининградскую область курирует вице-премьер Александр Жуков», - сказал тогда губернатор.

Жуков теперь не вице-премьер, и куратора, по всей видимости, в правительстве у Калининградской области больше нет. Вот, наверное, и решились региональные власти на последний отчаянный шаг - попросить прямое президентское. 

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

milits.jpgПолиция как угроза

Сегодня для новостника выдался  «замечательный» день. Сообщения, которые обычно имеют сотни прочтений и множество комментариев, сыпались прямо как из рога изобилия. Впрочем, если оставить в стороне столь сомнительную профессиональную радость, то ничего хорошего эта рабочая суббота не принесла. Еще бы, героями скандальных сообщений стали представители полиции - того института, который называют государствообразующим. 

По порядку: сегодня Следственный комитет сообщил, что 34-летний подполковник, замначальника отдела полиции по Калининграду, был задержан за то, что, по мнению следствия, отдал незаконный приказ доставить предпринимателя в отделение, да еще и применить к нему насилие.

Если бы сообщение о нелегальных методах работы силовых структур было бы первым за долгий период времени, можно было бы подумать, что это - единичный случай, беда и боль полиции. Можно было бы представить, как честные полицейские начальники нервно ходят по своим кабинетам, раздумывая, не подать ли в отставку и сколько их личной вины в том, что такой недобросовестный сотрудник дослужился до столь высокого чина. Можно было бы даже посочувствовать людям в погонах: старались, но не доглядели. 

Но, к сожалению, это сообщение отнюдь не первое. В начале апреля начальник уголовного розыска Черняховска попал в СИЗО: его подозревают в избиении местного жителя. Вместе с начальником угрозыска арестован был один из его подчиненных. Сегодня сообщили, что под стражу взят и начальник участковой службы этого ОМВД

Понятно, что в обоих случаях впереди детальное разбирательство и суд. Но в таких чувствительных вопросах как законопослушность полиции даже тень подозрения, не говоря уже о целом уголовном деле и статусе подозреваемого, на корню разрушает пресловутое доверие. 

К тому же, для разрушения этого доверия есть и обвинительные приговоры: не так давно суд признал виновной следователя полиции, которая ничтоже сумняшеся сфальсифицировала доказательства при расследовании. В августе прошлого года был осужден заместитель начальника 1-го межрайонного отдела оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям областного УВД, 29-летний капитан милиции Антон Стоянов. Он в сентябре 2009 года заставил предпринимателя написать явку с повинной, что якобы тот не задекларировал доход на сумму свыше 950 тыс рублей и не уплатил налог. Полицейский угрожал предпринимателю изъятием документов и не побрезговал фальсификацией документов. 

На этом фоне мне вспомнилось недавнее общение с журналистами начальника областного УМВД Евгения Мартынова. «Не хочу комментировать на прежнее руководство», - заявил он. Именно так. «Комментировать на прежнее руководство»  - это, вероятно, все равно что «стучать на» своего. Эдакая внутрикорпоративная этика. Начальник уголовного розыска бьет - и главный участковый с ним. Приказал замначальника применить незаконно силу - и подчиненный исполнил. И если после задержания черняховских полицейских в УМВД хотя бы потрудились сообщить, что они теперь уволены из органов, то здесь Евгений Мартынов просто промолчал. Может быть, решил не беспокоиться. Может быть, не считает нужным информировать граждан, чью безопасность по идее ему бы следовало охранять. А может быть, отчалил к морскому берегу, а подчиненные не сочли нужным сообщить о столь незначительном инциденте как задержание замначальника отдела полиции? Конечно, из рук вон плохие сотрудники бывают везде. Было бы странно, если бы в полиции, или в любой другой достаточно большой структуре, собрались исключительно нравственные и уважающие закон граждане. Но все же было бы неплохо, если бы все эти оправдания озвучивал не журналист, а полицейский начальник, подспудно рассказывая о том, что делается, чтобы подобные истории не повторялись впредь.

Впрочем, у нас еще не все так плохо: в других регионах не то, что насилие незаконно применяют - сразу убивают задержанных. Но работают ли в этом вопросе сравнения? Четыре года действующий (или бездействующий) президент Дмитрий Медведев врачевал наше больное общество некой панацеей - модернизацией. На полицию, ее переименование, зарплаты, информатизацию и прочие сомнительные радости уходило несметное количество бюджетных денег. Люди в телевизорах заработали массу политических очков, обещая нам новую правоохранительную систему. А что в итоге? Мы имеем тот же самый косой государственный институт под названием полиция. К этому наименованию мы можем прибавить уже ругательное слово «модернизированная». И еще можем надеяться, что люди, зарплату которых повышают на наши налоги, своей избирательностью в борьбе с реальными и надуманными нарушителями будут не очень сильно мешать нам нормально жить. Или хотя бы существовать - как получится.

Ирина Саттарова, корреспондент

Фото из архива "Нового Калининграда.Ru"

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.