К системе образования всегда найдутся претензии, потому что буквально каждый из нас знает, как надо учить, лечить и управлять страной. Почему до сих пор не утихают споры вокруг ЕГЭ тоже понятно – такой вид экзамена для современных родителей в новинку, они его никогда не сдавали, да и обезличенность и стандартизированный подход к «таким разным» ученикам вызывает нарекания. Поэтому каждый год в период проведения единого госэкзамена появляется армия недовольных, кричащих, что от этой затеи государству пора бы отказаться. И им вторят результаты экзаменов: так, согласно последним опубликованным региональным министерством образования данным, средний балл на ЕГЭ по математике в Калининградской области в 2012 году составил всего 42,19 по стобалльной шкале, что оказалось худшим результатом за последние четыре года. Ниже средний балл по математике был зафиксирован лишь в 2008 году — 39,49. И ни одного «стобалльника» по математике в этом году.
С одной стороны, если большинство выпускников показывают невысокие результаты, стоит задуматься: а всё ли правильно со способом аттестации? Ведь мысль о том, что нынешние школьники просто плохо знают основной материал, приходит намного позже идеи, что в системе оценки их знаний закралась ошибка. Но есть еще другая сторона, которая как раз и касается образования, получаемого в стенах школы. Настолько ли оно хорошо, как принято о нем думать?
В субботу, приехавший в Калининградскую область новый министр образования РФ Дмитрий Ливанов, общаясь с педагогами, старшеклассниками и родителями в зеленоградской школе, заверил: ЕГЭ есть и будет. По его словам, необходима единая система оценки полученного основного образования школьниками, вне зависимости от региона проживания. И между этими банальными фразами прозвучала очень правильная мысль: нужно не экзамены модернизировать, а само образование, если у выпускников не получается пройти итоговую аттестацию. Ему вторила и глава Рособрнадзора Любовь Глебова: она говорила, что если есть недовольные формой ЕГЭ, то нужно искать этому обоснованную причину. А причина, скорее всего, коренится в самом преподавании, преподавателях и даже в учениках.
Увы, приходится констатировать тот факт, что школа, скорее, продолжает медленно умирать, нежели возрождается, несмотря на все реформы. Повышение зарплат учителям, установка всевозможных интерактивных досок и внедрение электронных учебников пока не способно решить основную задачу: как привлечь молодых, но талантливых педагогов. Даже маленький пример, когда губернатор области Николай Цуканов при посещении гусевской школы спросил у старшеклассников, кто пойдет получать педагогическое образование, и не увидел ни одной поднятой руки, показателен. Скоро Россия может подойти к черте, когда учить новое поколение будет просто некому. Принимаемые властью меры пока не дают результата: ну разве можно завлечь выпускника на педфак обещаниями выдать ему ипотечный кредит под 8,5% годовых (об этом тоже говорил Дмитрий Ливанов в ходе поездки) при зарплате в 20-22 тыс рублей? И это для педагогов со стажем. В конце 2011 года выяснилось, что в Калининграде, например, молодой учитель со всеми надбавками и стимулирующими выплатами получает порядка 10 тыс рублей.
Школы модернизируются, жизнь учеников облегчается, однако пока результаты этих миллиардных вливаний не видны. Вот и выходит, что средний показатель по ЕГЭ по истории в Калининградской области в 2012 году едва переваливает 48 баллов, 100 баллов на едином госэкзамене по химии получает только один выпускник, ЕГЭ по иностранным языкам стобалльников не выявляет и так далее и тому подобное. При этом почти все высокие результаты приходят из гимназий и лицеев, где концентрируются лучшие педагогические умы, получающие неплохие зарплаты. И крайне мало хороших итогов экзаменов в обычных школах. А в гимназии и лицеи, как известно, в Калининграде попасть не так уж и легко: даже несмотря на новые правила поступления в школы по приписке, места в этих учреждениях разбирают уже на начальном этапе приема в классы.
Не на ЕГЭ нужно пенять школьникам и родителям, а на образование и даже на самих учеников. Сюда напрашиваются философские рассуждения о подмене идеалов современной молодежи, о неправильной расстановке приоритетов и так далее, но оставим эти мысли родителям и их детям. А властям оставим возможность подумать о том, где была допущена роковая ошибка при модернизации образования, и будем надеяться на скорое ее исправление.
Мария БОЧКО, корреспондент