Трагические неслучайности, новые полеты по старым ценам и нелиберальное недоверие

Важные события вторника: очередное ДТП с "непростыми" участниками заканчивается детской смертью, приход очередного "бюджетного" авиаперевозчика никак не меняет ситуацию с транспортной доступностью для жителей эксклава, а очередная игра в "прямую" демократию лишь добавляет сомнений в наличии хотя бы какой-нибудь.

traff_2.jpgТрагические неслучайности
В понедельник днем в Черняховском районе произошло серьезнейшее по своим последствиям ДТП — погибли два человека, в том числе 5-месячный мальчик, еще два человека пострадали. В машине, на которую снесло груженый грузовик, ехала семья военнослужащего.

Сам он попал в реанимационное отделение госпиталя с серьезными травмами и переломами, его 12-летняя дочка — в тяжелом состоянии в детской областной больнице, где ей сделали операцию. В этом ДТП погибли 36-летняя женщина — жена военнослужащего и пострадавшей девочки, и пятимесячный сын водителя. Единственной, кому удалось уцелеть этой аварии — матери водителя, которая сидела в пассажирском кресле рядом с водителем.

По предварительной информации, водитель машины — «Опеля Астры» — не был виноват в ДТП. Получилось так, что «Фольксваген Гольф», ехавший впереди, почему-то выехал на встречную полосу, зацепил двигавшийся навстречу грузовик «Даф», у того лопнуло колесо, и его занесло на «Опель», который пытался избежать аварии и съехать на обочину.

Как сообщил на заседании правительства области во вторник замначальника ГИБДД Александр Михалевич, за рулем «Гольфа» был замначальника регионального управления ФМС по Нестеровскому району.

«Будет возбуждено уголовное дело, и следователь будет разбираться, что произошло, — отметил Михалевич. — Я был на месте ДТП и видел, что машина выехала на половину встречной полосы».

Начальник УФМС по Калининградской области Сергей Савин заявил корреспонденту «Нового Калининграда. Ru», что сотрудник миграционной службы ездил в Калининград по служебным делам и был трезв.

«Случилась страшная трагедия. Приношу глубокие соболезнования родным и близким погибших, — сказал Савин. — Одним из участников дорожно-транспортного происшествия был сотрудник миграционной службы, виновность или невиновность которого установят специалисты. Пока идет расследование происшествия. Могу сказать однозначно: сотрудник приезжал в Калининград по служебным делам, был абсолютно трезв, что подтверждается проведенной экспертизой».

Сослуживцы пострадавшего водителя уже выразили опасения, что расследование ДТП может зайти в тупик из-за «непростых» участников. Но можно надеяться, что столь широкая огласка не даст никому из желающих не довести это дело до конца ни одного шанса.

«Опель», пострадавший в ДТП, был новым, машина оборудована подушками безопасности, малыш сидел в специальном детском кресле. Но это не помогло. Как будто это трагическая случайность — какой-то водитель почему-то нарушил правила и выехал «на встречку», по которой ехал грузовик, грузовик вынесло на другую машину. Но как-то слишком много таких «трагических случайностей» стало в нашей жизни.

25 мая в ДТП около ресторана «Атлантика» погиб случайный водитель «Гольфа», потому что два автомобиля не поделили дорогу, кто-то из них нарушил правила, из-за столкновения один упал прямо на «Гольф». У водителя, который был совершенно не при чем, не нарушал правила, ждал знакомых около обочины, не осталось шансов на жизнь.

В ноябре на дороге около Талпаков фура наехала на припаркованный на обочине «Мерседес», в котором погибли водитель и 3-летний ребенок. Водитель «Мерседеса» притормозил, поскольку впереди было несколько аварий из-за тумана, но эта предосторожность закончилась для него трагически.

Трагические случайности, когда в авариях погибают люди и дети, которые не нарушали правила дорожного движения, наводит на весьма неоднозначные мысли. Потому что погибают эти люди и эти маленькие дети из-за тех, кто правила нарушает. Те же, кто правила нарушает, остаются живы.

У меня есть приятель, который с великой гордостью рассказывает о том, что был лишен прав 18 или 19 раз. Как он ездил без прав, и почему бездействовали сотрудники ГИБДД? Можете не спрашивать, наверное, понятно без лишних объяснений.

Нарушать правила дорожного движения в последнее время стало как-то невероятно модно. Можно запросто начать движение или перестроиться, не включая повортник, проехать на красный. Можно развернуться со второй полосы, а с левой полосы поехать направо, или подрезать сразу несколько автомобилей, перестроившись из крайней правой в крайнюю левую. Когда я спрашивала знакомого, почему он так поступал, почему нарушал правила, ответы были традиционными: «Мне надо срочно», «Если не умеют ездить, пусть не садятся за руль», «Пусть в очереди стоят лохи».

Каждое утро я еду по ул. Горького, Пролетарской, сворачиваю на Черняховского, объезжаю площадь Победы. Каждое утро мне встречаются десятки автомобилистов, которые считают «лоховством» соблюдение правил дорожного движения. Им все равно, что правила дорожного движения, как это говорилось сотни раз, «написаны кровью». Возможно, что они просто не задумываются над тем, что рано или поздно такое поведение кого-либо из них приведет к тому, что на дороге погибнет человек, соблюдавший правила, или даже маленький ребенок. 

Впрочем, наверное, бесполезно взывать к совести рядовых автомобилистов, когда «нерядовые» из года в год продолжают показывать дурной пример, игнорируя правила. И мне кажется, что все ДТП, про которые я сказала выше — это не трагические случайности. Наоборот, это трагические неслучайности, которые происходят из-за того, что кто-то считает себя вправе нарушать правила и убивать людей.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Red_Wings_Airlines_Tupolev_Tu-204-100.jpgНовые полеты по старым ценам
Все, что касается авиаперевозок и вообще способов передвижения с острова Калининград на материк, вызывает у местных жителей неподдельный интерес. Наверное, вторая по популярности транспортная тема после приграничного сообщения между регионом и Евросоюзом – это вопрос стоимости перелетов из Калининграда в две российские столицы – Москву и Санкт-Петербург. Во вторник до калининградцев дошла довольно радостная весть: по маршруту Москва-Калининград с 25 июня будет летать еще один перевозчик – российская авиакомпания Red Wings Airlines.

Как говорится на официальном сайте перевозчика, «авиакомпания выполняет чартерные программы ведущих туроператоров в Турцию, Египет, Болгарию, Марокко, Испанию, Италию, Хорватию и Черногорию из Москвы и регионов России». Летать придется на Ту 204-100, с понедельника по пятницу, в первой половине дня, во «Внуково». Вполне стандартные предложения по, как оказалось, вполне стандартным для нас ценам – на ближайший рейс билет в одну сторону можно купить, по словам представителя компании в регионе Александра Шацкого, за 3600-4100 рублей.

Таким образом, новость, изначально казавшаяся позитивной, померкла при упоминании цифр. Вроде бы на калининградский рынок пришел еще один конкурент, а, значит, по законам логики, остальные компании должны насторожиться и предложить клиентам более выгодные условия. Или, скажем, Red Wings, осваивая новые территории, должен был бы сделать что-то такое, чтобы люди стали летать именно их самолетами, а не «Аэрофлотом» или «ЮтЭйром». Но удивительно: никто никаких акций не объявляет и распродаж не устраивает. Мало того, Red Wings заходит к нам с ценами, практически идентичными существующим. В чем подвох?

А подвох, скорее в том, что люди хотят передвигаться на самолетах, да на всех относительно дешевых билетов не хватает. Как известно, калининградцам позволено с 15 мая до 15 сентября этого года летать за 3300 рублей в одну сторону до Санкт-Петербурга и 3600 рублей до Москвы. Разницу в стоимости приобретаемого билета и его реальной (по словам авиакомпаний) цене субсидирует государство. Какова реальная цена билетов и есть ли на самом деле потери у перевозчиков простым смертным неизвестно: такие секреты со 100-процентной честностью не раскрываются. Но если авиакомпании вступают в эту госпрограмму, то, значит, это, по меньшей мере, не убыточно.

Месяц назад, когда ажиотаж на перелеты в большую Россию только начинал складываться, льготных билетов уже не хватало на всех желающих, теперь-то и подавно. А, сложив «два» и «два», можно предположить, и почему пришел Red Wings, и почему он не стал предлагать никаких более выгодных условий. Пока есть спрос даже на дорогие билеты, найдутся компании с подходящими предложениями. А тут еще, по словам Александра Шацкого, Red Wings ведет переговоры с властями о вступлении компании в госпрограмму субсидирования бюджетных билетов для калининградцев. Вполне неплохие условия на вполне перспективном рынке.

Сейчас приходится констатировать, что ситуация с доступностью и открытостью Калининграда никоим образом не изменилась, несмотря на то, что в Москву с 25 июня будут совершать рейсы уже 6 авиакомпаний. С тех пор, как обанкротилась «Авианова» и ушел сравнительно недорогой «СкайЭкспресс», калининградское воздушное пространство затянулось непроглядными тучами заоблачных цен. Сейчас, например, российскому туристу, скажем, из Санкт-Петербурга, чтобы прилететь в Калининград погреться на балтийском берегу и оставить областной экономике кровно заработанные, нужно отдать какой-нибудь авиакомпании в среднем 10-12 тыс рублей. Многие ли пойдут на это? Ответ очевиден.

Нет, не видать нам, кажется, тех сладких времен, когда можно было улететь в столицу хотя бы за 2 тысячи рублей. Такое ощущение, что после введения субсидий для авиаперевозчиков за льготные билеты для калининградцев ситуация стала еще более патовой: найдутся желающие поживиться дармовыми бюджетными хлебами. Пассажиры, какие-никакие, всегда будут, а госказна, ежели чего, подсобит.

Ну и так, шутки ради: с 2009 года Red Wings является официальным авиаперевозчиком сборной России по футболу. Я бы не стала ожидать в ближайшем будущем от нее каких-то сказочных предложений и потрясающих результатов.

Мария БОЧКО, корреспондент

vyb.jpgНелиберальное недоверие
Игра в либеральную демократию окончена. То, что еще вчера казалось шагом вперед, сегодня — прыжок в пустоту. Именно такие трансформации проходит закон о прямых выборах губернаторов в исполнении депутатов областной Думы. Впрочем, слово «прямых» в этом контексте уже пора брать в кавычки.

Депутаты Госдумы, принимая закон о выборах губернаторов, поступили максимально трусливо: почти все спорные пункты были оставлены на откуп регионам. Так именно депутатам областных заксобраний нужно будет решить, оставлять самовыдвижение или нет, сколько депутатов и глав муниципалитетов должны одобрить кандидатуру потенциального губернатора — 5% или 10%.

Возможно, предполагалось, что депутаты будут каким-то образом учитывать местные особенности, принимая эти поправки. Ну, на традиции может какие-то ориентироваться или общественно-политическую ситуацию. На деле же большинство субъектов РФ решили обойтись и без самовыдвижения, и с максимальным «муниципальным фильтром». Чем дальше от Болотной — тем большее поле для маневров по закручиванию гаек.

Вот, к примеру, и у нас в Калининградской области считают, что самовыдвиженцам не стоит баллотироваться на пост губернатора. «Если человек не имеет поддержки ни одной партии, то как же ему становиться губернатором», — говорили абсолютно неизвестные большинству жителей региона главы поселков и городов нашей области.

Возможно, в каком-то другом, более политически-развитом обществе это и имело бы какой-то смысл: да, действительно, губернатор — это политик, ему неплохо бы иметь соратников, опираться на какую-то идеологическую платформу и тому подобное. Но мы живем в стране, где всего две партии хотя бы отдаленно похожи на партии, а их идеология одинакова близка и далеко от каждого из живущей в этой стране. Ну, давайте серьезно, по большому то, по гамбургскому счету, можете назвать что-то похожее на партии, кроме КПРФ и «Единой России»? Правда, последняя все мечется между Лениным, Сталиным, национализмом и социализмом, сплетая все это в странный бесформенный клубок с ниткой православия. Идейное содержание деятельности «Единой России» и вовсе невозможно объяснить: партия, которая обещает всем и все, на словах защищает интересы каждого, но не работает ни на кого, кроме своих высокопоставленных членов.

Еще один момент — муниципальный фильтр. Согласно предложенному губернатором варианту законопроекта, потенциального кандидата в губернаторы должны поддержать 5% от депутатов местных советов и глав муниципальных образований не менее, чем в 75% муниципалитетов. Но главы и депутаты безывестные главы муниципалитетов забушевали на координационном совете областной Думы: роль муниципальных образований нужно увеличивать, количество подписей «за» должно быть больше — 10%! Наверное, если бы федеральный закон позволял собирать, скажем, 50, а то и 70% подписей, князьки всевозможных славяновок, междуречий и прочих поселений непременно порадовались бы таким нововведениям.

Оставим в стороне тот факт, что «муниципальный фильтр» в условиях, когда большинство людей просто не посещают выборы всевозможных депутатов райсоветов и сельских парламентов, просто смешон. Закроем глаза на то, что во многих селах выборы неразрывно связаны с акциями «Голосуй, а то не напьешься». Давайте даже не будем обращать внимание на тот факт, что большинство муниципальных советов безраздельно принадлежат «Единой России»: даже в окружном Совете депутатов Калининграда всего один оппозиционер.

Сам по себе муниципальный фильтр означает только одно: мы, бесконечно мудрые депутаты, непременно должны решить, кого же допускать до участия в выборах, чтобы это неразумное население не повелось на обаяние какого-нибудь проходимца. Если население действительно настолько бестолково, то нам бы тогда выборы просто «взять да отменить», как понедельники на острове неудачников.

Ведь совершенно непонятно, почему, скажем, мнение избранного главы Калининграда, за которого голосовали десятки тысяч людей, ставится на одну линейку с подписью депутата сельсовета, которому делегировали полномочия два десятка соседей. Удивительно, почему 1100 депутатов всевозможных муниципалитетов внезапно получили право вето при том, что избирались они на свои должности отнюдь без учета этих внезапно свалившихся полномочий?

Остается пока только догадываться, насколько причудливыми могут оказаться схемы проведения «своих» людей в местные советы в будущем, насколько независимы будут губернаторы и как много фамилий появится в избирательных бюллетенях. Впрочем, место губернаторских выборов в сложившейся системе власти вполне честно охарактеризовал глава избиркома Михаил Плюхин, отметив, что они «совсем необязательны».

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Фото - из архива редакции и wikipedia.org.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.