Ожидание обещанного и неокончательный конец

Важные события среды: государство сокращает траты на достойную жизнь людей и увеличивает расходы на их эффективное убийство, а областные власти завершили обсуждать стратегию светлого будущего и думают о том, какими методами можно её реализовать.

dengi_3.jpgОжидание обещанного
Минфин РФ определился с бюджетной политикой на ближайшие три года. Расходы на культуру, образование, медицину, социальную политику сократятся. Вместе с ними упадут и капитальные инвестиции. Порадоваться увеличению денежных потоков могут лишь те, кто причастен к национальной обороне и строительству дорог. С учетом того, что ни кардинального перераспределения расходов, ни громких экономических реформ вместе с этим документом заявлено не было, нам придется смириться с мыслью, что в ближайшие три года «лучше не будет».

Понятно, что верить предвыборным обещаниям — последнее дело. Особенно когда речь идет о словах, которые говорят люди, уже находящиеся у власти. Если мы обратимся к предвыборным посланиям Владимира Путина, который теперь может посылать уже в статусе президента, то мы заметим существенное расхождение его слов с делами.

«Начиная с 1 сентября этого года будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов — до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013 — 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике», — написал нам зимой 2012 года Владимир Путин.

Тогда еще премьер-министр пообещал хорошую жизнь не только работникам вузов. Аналогичное повышение зарплат обещано для «преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры». «При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы — 200% от средней зарплаты по региону», — писал Владимир Владимирович.

«Пенсии непременно будут расти. Как и прежде, еще раз хочу сказать, что я против повышения пенсионного возраста», — радовал своих основных избирателей теперь уже президент. Было также обещано и увеличить гранты на культуру, и еще много чего — перечислять нет смысла.

Сегодня же мы можем посмотреть документ, руководствуясь которым в ближайшие три года государство будет распределять деньги на всех и вся.

Вот, к примеру, статья «Образование». В 2012 году на эти цели уходит 614,8 млрд рублей, а к 2015 году на эту же сферу потратят только 573 млрд рублей (в 2014 году, кстати, еще меньше — 544,3 млрд рублей). При этом если взглянуть на роспись этих расходов, мы увидим, что в рамках этой суммы вырастут траты только на создание бизнес-школы в России да на внедрение информационных технологий. По остальным направлениям денег будет потрачено либо столько же, либо еще меньше, чем в предыдущие годы. То есть педагогам придется повременить с планами на хорошую жизнь.

В здравоохранении расходы упадут еще сильнее: с нынешних 554,7 млрд рублей до 383,3 млрд в 2015 году. Смотрим на бюджетную роспись: единственное, на что федеральный бюджет готов давать больше денег — так это трансферты фонду обязательного медицинского страхования. Для того, чтобы в целом расходы на медицину в стране выросли, придется платить больше работодателям и региональным бюджетам.

С чего вдруг резко увеличатся бюджеты субъектов РФ, которые уже сейчас постоянно просят помощи у центра — непонятно.

Экономист Георгий Дыханов уверен, что сокращать расходы федералов на социальные нужды можно и нужно, но только в том случае, если большая часть налогов будет уходить не в центр, как сейчас, а оставаться на местах. В таком случае, уверен эксперт, муниципалитеты не будут ждать федеральных дотаций на строительство детсадов и увеличение зарплат бюджетникам, а справятся с этими задачами сами. Более того, имея возможность оставлять заработанное регионом или муниципалитетом у себя, местные власти будут заинтересованы в развитии своих территорий. С Георгием Дыхановым согласен и экс-президент Дмитрий Медведев. Правда, как показала практика, нынешний глава правительства Медведев выполнить свои пожелания относительно бюджетной политики может ничуть не в большей мере, чем калининградский бизнесмен Георгий Дыханов — перераспределение доходов между центром и муниципалами так и осталось красивыми словами.

Отчасти сокращение расходов на социальную сферу можно списать на кризис, в который верит чуть ли не каждый второй россиянин. Правда, в таком случае непонятно, почему государство в таком случае не увеличивает свои траты на инвестиции. 

Как известно, в кризисные годы бизнесмены не слишком охотно вкладываются в долгоокупаемые инфраструктурные проекты. Значит, пресловутое увеличение производительности труда (по-медведевски это звучит как «модернизация») — дело рук государства. Но и здесь, увы, никаких всплесков не предвидится — сплошное сокращение. Экс-министр экономики региона Александра Смирнова уверена, что это плохой знак. Георгий Дыханов, напротив, считает, что государство в конце концов должно прекратить практику, когда самый крупный и серьезный инвестор в России — само же государство. Правда, эксперт делает оговорку: прежде чем производить подобные сокращения, нужно создать условия для того, чтобы инвестировали частные лица. Однако и об этих условиях тоже ничего не слышно: разве что отказ правительства сократить налоговую нагрузку на бизнес. Хотя это с трудом можно назвать созданием условия для увеличения потока инвестиций.

И, да, последнее обещание, которое правительство нам уже неоднократно озвучивает, но все никак не может исполнить — сокращение расходов на национальную оборону. Этот пункт есть даже в документе о бюджетной политике. Надо сокращать, говорят в Минфине. Только вот почему-то в опубликованных документах говорится, что эти траты возрастают с 3 709,0 млрд. рублей в 2012 году до 4 356,9 млрд. рублей, 4 655,1 млрд. рублей и 4 938,8 млрд. рублей в 2013–2015 годах соответственно.

Словом, обещанного Путиным, да и не только им, в ближайшие три года нам ждать не приходится. Может быть, в следующие три дождемся. Если, конечно, кто-то еще видит смысл в том, чтобы чего-либо ждать от этих людей, бесконечно верных своему слову.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент 

pojiga.jpgНеокончательный конец
Сегодня был подведен итог широкого и долгого обсуждения документа, который должен определить, как мы будем жить и к чему стремиться в ближайшее и не очень время. На заседании Совета по стратегическому планированию губернатор Николай Цуканов сообщил, что Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную преспективу направлена на утверждение на ближайшем заседании облправительства.

Перед этим судьбоносным заявлением члены Совета, представлявшие всех участников процесса общественного обсуждения проекта, доложили, что процесс был всем интересен и полезен, прошел очень хорошо и принес нужные плоды. Хотя и не без изъянов.

Например, глава региональной Общественной палаты Гарий Чмыхов сказал, что нужно попессимистичнее прогнозировать развитие туризма, так как кризис не за горами, как и ВТО, а поставленные цели придется выполнять. "Необходимо разработать программу на случай, если кризис наступит, - отметил он. - Дай бог, чтобы она не понадобилась. Уже многие через полгода предрекают наступление кризисных времен". При этом, по его мнению, антикризисная программа не нуждается в широком обсуждении - "достаточнго мнения специалистов".

Как заметила после заседания Совета региональный министр экономики Елена Пожигайло, изменение условий из-за ВТО уже учтено в Стратегии, а вот кризис - нет. "Нет еще у прогнозистов, макроэкономистов его понимания, - пояснила она. - И мы из-за этого пока не можем выработать конкретные меры".

Президент Балтийского делового клуба Галина Усенкова считает, что в процессе обсуждения Стратегии калининградские предприниматели выработали бинес-проекты, которые могут ее наполнить. "Бизнес готов перейти к конкретным вещам, - подчеркнула она. - К тактическому наполению Стратегии". Она отметила, что хотелось бы перейти к обсуждению инструментария, путей реализации документа.  По ее мнению, особенно важно для бизнеса знать, какой в области будет налоговая политика - это определит инвестиционную привлекательность региона. "Нужно знать, что будет сейчас, через год, чтобы делать расчеты, - сказала Усенкова. - Работа над конкретной тактикой идет. И сейчас повышение нашей привлекательности возможно через налоговую и таможенную компоненту".

О необходимости как-то прояснить стратегический инструментарий намекнул и вновь избранный глава Ассоциации муниципальных образваний области Сергей Лютаревич. "Беспокоит, что Стратегия сильно зависит от инструментов своей реализации - закона и программы, - подчеркнул он. - Она амбициозная, поэтому нужно, чтобы программа и закон соответствовали ей".

По мнению профессора БФУ им. И. Канта Геннадия Федорова, необходимо создать условия для постоянного обновления Стратегии. Губернатор с радостью согласился с этим предложением. благодаря чему была создана рабочая группа для непрерывной коррекции в соответствии с требованиями времени.

Представитель облдумы Александр Кузнецов попытался вернуться к истокам работы, заявив, что нужно было начинать обсужедние не на "бумажной" стадии проекта, а на стадии формирования миссии. "Я считаю, это важно - знать, что мы - "туристический рай", промышленная зона или еще что-то", - заявил он. Но губернатор пресек эти поползновения, напомнив, что у облдумы было время для обсуждения. Кузнецов согласился, что без этого документа нам не жить, и одобрил ее. Хотя и пообещал вернуться к этому вопросу в будущем.

Елена Пожигайло со своей стороны практически гарантировала, что у общественности будет над чем поломать голову и кроме уже фактически принятой стратегии. "Тактика и инструментарий Стратегии определяются Комплексной программой и законом о Калининградской области, - пояснила она. - Мы над ними работаем и надеемся, что уже в середине августа начнем их широкое обсуждение".

И, судя по настрою губернатора, в процессе не сможет принять участие только убежденный анахорет. Все остальные разделят с облправительством почетное бремя отвественности за наше процветание.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото - из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.