Колесо неслыханной щедрости, враг вокруг и край света


Важные события среды: в совершенно частном парке отдыха посреди Калининграда ставят аттракцион за совершенно бюджетные средства, местные производители продуктов питания трепещут в ожидании интервенции заграничных товаров, а всего лишь в часе езды от областной столицы 21-й век если и наступил, то лишь номинально.

koles.jpgКолесо неслыханной щедрости
Посетители калининградского парка «Юность» теперь могут увидеть на месте детской площадки колесо обозрения. Новый аттракцион пока еще без кабинок, отгорожен от многочисленных посетителей строительным заборчиком. Городские власти обещают, что кабинки будут закрытыми, оборудованными кондиционерами, и работать колесо сможет круглогодично, в отличие от многих других парковых аттракционов.

Однако в среду выяснилось, что аттракцион куплен за счет бюджета (в основном, конечно, федерального), и обошелся налогоплательщикам в 50 млн рублей. Еще 1,5 млн рублей бюджет потратил на то, чтобы сделать проект и провести инженерные изыскания.

При этом, если кто не знает, сам парк «Юность» — предприятие сугубо коммерческое. В ноябре 2004 проект «Возрождение парка «Юность» в Музее мирового океана презентовала супруга президента Людмила Путина, которая призналась, что в глубокой юности купалась в Верхнем озере, выразила сожаление, что сейчас такие развлечения невозможны и дала надежду, что рано или поздно пляж на берегу Верхнего озера появится снова.

Реализацией проекта занимается ЗАО «Стройинвестрегион-Калининград», которое арендует территорию парка у муниципалитета. На каких условиях сейчас компания арендует землю, установить не удалось — на сайте администрации города этой информации нет. Однако же стоит напомнить, в 2006 году депутаты Горсовета передавали парк «Юность» компании в бесплатную аренду, причем с этой просьбой обращался экс-мэр Калининграда Юрий Савенко. Цена вопроса аренды парка «Юность» для городского бюджета составляла 6 лет назад чуть больше 2 миллионов рублей в год.

Более того, ЗАО «Стройинвестрегион-Калининград» — один из самых первых резидентов Особой экономической зоны с проектом «Комплексная реновация Калининградского городского парка культуры и отдыха „Юность“», объемом инвестиций 150,5 млн рублей и, соответственно, налоговыми льготами.

Парк развивается хорошо, в нем работает «Парк-Кафе», крытый ледовый каток, площадка картинга, лодочная станция. Несколько лет назад было построено здание «Центра развития межличностных коммуникаций». Правда, изначально было обещано, что в здании будут всевозможные кружки для детей, сегодня же доподлинно известно, что в нем проводят выездные регистрации браков по 14 тыс. рублей за брак. О кружках узнать ничего нельзя, в том числе и на сайте парка

Парк «Юность» стал одним из немногих популярных мест отдыха для калининградцев с детьми. Не в последнюю очередь, потому что самих этих мест у нас — раз, два и обчелся. Правда, поход с ребенком в парк обходится в копеечку, но что поделать — развлечения дело недешевое, поход в кино может стоить и подороже. К тому же, к счастью, хорошую конкуренцию коммерческой «Юности» составляет муниципальный Центральный парк. Чем больше хороших парков и аттракционов — тем больше конкуренция и ниже цены.

И вот как раз решение городских властей поставить муниципальное колесо обозрения в коммерческом парке кажется каким-то очень странным.

Напомню, что изначально установить колесо планировалось на специальном островке отдыха, который завершили в 2010 году. Правда, тогда же, в 2010 году экс-глава комитета строительства горадминистрации Павел Саркисов огоршил горожан тем, что установка аттракциона на Верхнем озере перенесена на неопределенный срок, поскольку возникли сложности с финансированием проекта. «Город свою часть работы выполнил, — процитировал Саркисова в сентябре 2010 года портал Klops.Ru. — Остров для установки колеса обозрения готов. Он выдержит необходимую нагрузку, мы подвели туда электричество. Но кто в дальнейшем будет искать финансирование на покупку и установку колеса, я сказать не могу. Возможно, это будет частный инвестор».

Но в итоге получилось так, что колесо оплатил бюджет (напомню, 85% суммы финансирования выделил федеральный бюджет, 15% — муниципальный), причем оно было заложено в бюджетный проект еще 1,5 года назад-то есть, все в том же 2010 году. Кто и почему принял такое решение — не сообщается. Никак сам президент, тогда еще бывший премьером, расщедрился ради малой родины своей супруги.

На вопрос, почему муниципальное имущество установлено в парке, который является коммерческим предприятием, зампредседателя комитета строительства Артур Крупин сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что специально для установки колеса в парке был сформирован муниципальный земельный участок.

«Как будет проходить эксплуатация колеса, и кто будет получать деньги за его работу, я не знаю, это ведение комитета муниципального имущества. Моя задача — построить и сдать объект к сентябрю», — отметил Крупин.

В администрации парка «Юность» нам пояснили, что билеты на колесо будут продаваться все же в кассах парка. «Не в мэрию же вы пойдете за ними!» — сказали нам. Ответить на вопрос, кто будет получать деньги за работу колеса, там также затруднились, предложив дождаться возвращения генерального директора в конце августа. Стоимость билетов пока неизвестна.

Мы связались с пресс-службой городской администрации, и нам пообещали дать ответ на этот простой вопрос — почему муниципальное колесо обнаружилось частном парке. И еще очень хотелось бы узнать, кто же в итоге будет получать деньги за билеты, и насколько они будут дорогими. Все же 50 млн из денег налогоплательщиков на него пошло. Можно надеяться, что простые горожане смогут покататься на нем за божеские деньги, которые, в итоге, не уйдут в карман частникам. Иначе просто какой-то аттракцион неслыханной щедрости со стороны бюджета получится — и колесо бесплатно, и билеты с отдыхающих. 

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

eda_1.jpgВраг вокруг
Наши местные торговые сети и производители совершенно внезапно, как это обычно бывает, обнаружили конкуренцию с «той стороны». Вдруг до них дошло, что многие калининградцы предпочитают покупать колбасу вместе со стиральным порошком не в магазинах, а в «мобильных торговых точках», проще говоря – с машин. Привозящих к нам это добро из все менее далекой Польши. И этот процесс зашел уже настолько далеко, что в день «из багажников» уходит около десяти тонн мясопродуктов. А это, как отметил Аудрюс Каладжинскас, объем, который производит за сутки крупное мясоперерабатывающее производство.

По его словам, калининградские торговцы и промышленники готовы конкурировать, но в равных условиях. То есть, импортеры должны платить все положенные пошлины и налоги, и тогда это уравняет их с местными производителями. А «просачивающиеся» через границу нелегалы с честной конкуренцией несовместимы, считает он.

Всего в области таких «багажных магазинов» около трех сотен. «У каждого рынка стоят несанкционированные точки», - заметил представитель УМВД майор Григорий Таранов. При этом, по его словам, в день на них выписывается всего два протокола. Этот факт несказанно удивил вице-премьера облправительства Александра Торбу, как и объем взысканных штрафов в этом году с этих нарушителей – около 300 тысяч рублей.

Вообще, нужно сказать, представители таможни и УМВД на совещании в правительстве области по вопросам оборота продовольственных товаров выглядели бледновато. Отрицать, что ввоз контрабандного продовольствия и других товаров в таких объемах возможен в основном благодаря попустительству таможенников на границе, не решился никто. Министр промышленности области Дмитрий Чемакин, который ведает и торговлей, прямо сказал, что если в области столько нелегальных товаров, то это или некачественная работа таможни на пунктах пропуска, или ослепляющая жажда получить «толику малую», которая, по данным Александра Торбы, укладывается в тысячу рублей с каждого челнока.

Но, как пояснил Григорий Таранов, с января 2012 года контрабанда товаров как понятие упразднена. Теперь для признания факта нелегального ввоза нужно, чтобы общая сумма ввезенного превысила 6 миллионов рублей, причем по документам. «Это нереально, - считает он. – Как и установить факт незаконного предпринимательства».

Процедура изъятия чего-либо незаконного у владельца тоже оказалась какой-то не очень простой. Дмитрий Чемакин уверен, что достаточно всего лишь обнаружить «перевес» и установить связь между частотой пересечений границы и объемами товаров «для личного потребления» для одного человека, чтобы решить, сам человек съест то, что везет, или часть продаст, и на этом основании изъять излишки прямо на границе. «У нас был уже такой опыт с автомобилями, - пояснил он. – Некоторые каждый день перегоняли через границу машину для «личного потребления». И мы решили этот вопрос раз и навсегда. И сейчас можно так же решить!»

Начальник управления экономического развития администрации Калининграда Владимир Кузин отметил, что каждое изъятие нелегальных товаров вызывает жалобу владельца в прокуратуру. «Прокуратура проверяет правомерность изъятия, - сказал он. - Мы пока тут сидим и улыбаемся, так как всё делаем правильно».

А вообще изымать что-либо могут только органы внутренних дел, подчеркнул он. Причем, изъятое ими идет как вещдок. Этот факт развеселил руководителя регионального Россельхознадзора Анатолия Казиева. «Куда вы деваете изъятое?» - спросил он. «Оно идет как вещдок», - ответил Владимир Кузин. «Колбаса?! Как вещдок?» - со смехом уточнил Казиев. И пояснил, что ветеринарная служба его ведомства имеет право не только изъять, но и утилизировать или уничтожить изъятое по выбору собственника. Эту продукцию нельзя просто возвращать, пояснил он, ее можно отправить на переработку на корм скоту, например, или совсем уничтожить, причем за счет собственника и в присутствии представителей Россельхознадзора или Роспотребнадзора.

Главный вопрос – почему все-таки контрабандная колбаса пользуется таким спросом, напрямую решилась задать только Татьяна Груничева, яростная противница всякой нелегальщины. Но он энтузиазма среди представителей наших крупных коммерсантов и производителей не вызвал. Только Аудрюс Каладжинскас попытался объяснить связь между ценой, качеством, маркетингом и зарплатами. А Александр Торба дипломатично предложил не обсуждать сейчас эту тему, а дать возможность самим производителям и торговцам подумать, как им улучшить свою работу, чтобы цены и качество все-таки не так пугали покупателей.

По результатам заседания осталось ощущение, что ближайшие месяцы ничего в этой сфере не произойдет. Штрафы в размере 1,5-5 тысяч не сравнимы с заработками на торговле контрабандой, на границе не очень-то горят желанием все потрошить и взвешивать, а в регионе – проверять и устанавливать.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

electr.jpgКрай света
Расскажите жителям поселка Сосновка в Полесском районе о том, что у нас в стране давно 21 век и цивилизация, они над вами посмеются. Посмеются грустно и скажут, что вы жестоко издеваетесь. Причем, как сказал в среду корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» директор МКУП «Сосновское ЖКХ» Александр Соколов, если люди смеются, значит, они достигли предела в своем терпении и у них не осталось никакой надежды.

1 августа, через 3 дня после прошедшего по области шторма, стало известно, что около полутысячи наших с вами земляков до сих пор живут без электричества. Местный житель, который и сам по профессии электрик, рассказал, что на центральной дороге поселка по-прежнему валяются опоры линий электропередач, света ни у кого нет, и когда будет, непонятно. Сказал, что чиновники ничего не делают, хотя еще 30 июля ОАО «Янтарьэнерго» гордо отрапортовал, что электроснабжение в поселок восстановлено.

Как оказалось, электроснабжение, действительно, восстановлено, но только до трансформаторной подстанции. «Западные электрические сети» выполнили свою часть работы и ушли, оставив всё на плечах местного ЖКХ. И теперь муниципальное казенное унитарное предприятие пытается самостоятельно справиться с последствиями чрезвычайной ситуации.

У директора этого предприятия Александра Соколова голос в телефонной трубке был печальный. Он с какой-то безнадёжностью рассказывал, что они подключили к электричеству уже 3 улицы, осталось еще 4, около 500 человек остаются без света, упали 50 столбов, повреждено полтора километра линий электропередач, на дом упало дерево, около полусотни домов повреждены частично. «Наверное, мы сильно нагрешили», - с грустной улыбкой говорил он, отмечая, что даже соседним поселкам досталось меньше.

Большую часть работ МКУП приходится проводить за свой счет. Хотя муниципалитет в этот раз хорошо помог, уверяет Соколов. Администрация Саранского сельского поселения выделила деньги на устранение ЧС и закупила 50 железобетонных опор вместо рухнувших. «Нам сумму выделенных средств не называют, но думаю, около миллиона. Деньги большие», - рассказывает он.

Но все не так плохо говорит Соколов. Он сначала уверяет, что муниципалитет в этот раз оказывает значительную поддержку, но тут же, словно забывшись, продолжает: в поселке около 300 старых опор стоит, и только 50 из них будут заменены на железобетонные. Сами же линии давно пора передать ОАО «Янтарьэнерго», но компания, говорит собеседник, не берет.

И правильно делает, что не берет. Зачем бизнесу чемодан без ручек? Местный житель, ни один год проработавший в «Западных электрических сетях», рассказывает, что электролинии в свое время, когда они еще были «живыми», не захотела отдавать местная администраци. Теперь бы и рада, да кому этот хлам нужен?

А тем временем «Сосновское ЖКХ» с горем попалам продолжает наводить в поселке порядок. В четверг должны увезти поваленные деревья (они до сих пор лежат вдоль дороги), через пару дней, глядишь, и свет вернется. И все это с одним электриком на все Саранское сельское поселание, который уже давно не мальчик, чтобы по столбам лазить.

И сколько их еще таких забытых чиновниками и оставленных без благ цивилизации поселков? Сколько этих грустно улыбающихся граждан нашей развивающейся страны, закупающих упаковками парафиновые свечки на «черный день»? Александр Соколов, тянущий свою лямку директора муниципального предприятия, судя по его голосу, ужа мало во что верит. Слишком они маленькие, чтобы на них упал взор вышестоящей власти. Потому что власть думает о том, как будет хорошо «потом». И почему-то ее совсем не заботиn, что живем мы «сейчас». И в этом «сейчас» уже три дня нет никакого света.

Мария БОЧКО, корреспондент 

Фото - из архива редакции.

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.