Бюджетная петля и старые пенсии на новый лад

Важные события среды: новая система распределения бюджетных средств между Калининградом и областью, судя по накалу страстей, может стать для губернатора чем-то намного более серьёзным, чем повышение транспортного налога для Георгия Бооса, а федеральные власти не оставляют попыток объяснить гражданам, зачем же им понадобилось вновь менять пенсионную систему, - и не особо преуспевают в этой затее.

dengi_3.jpgБюджетная петля
Чем ближе к концу года, тем более бурными становятся дискуссии о бюджетных процессах. В Калининградской области образца второй половины 2012 года они особенно жаркие, ведь правительство внесло в областную Думу новый законопроект, регулирующий межбюджетные отношения. По мнению чиновников горадминистрации и депутатов окружного Совета, областному центру он принесёт лишь беды и выразится в серьезном сокращении доходной части и без того не особо богатого бюджета. В Облдуме напряженность ситуации вполне понимают. Выражается это, среди прочего, в том, что уже второе подряд заседание бюджетного комитета проводится келейно. Информировать загодя о своих планах законодатели теперь не считают необходимым не только журналистов, но и городских коллег. Так, в среду главе города Александру Ярошуку пришлось в спешном порядке бросать текущие дела и мчаться в Думу, где заседал комитет по бюджету. Успел он лишь к середине заседания, к обоюдному неудовольствию.

Основной новеллой, как любит говорить председатель комитета Валерий Фролов, является изменение принципа дотирования муниципалитетов. Законопроект разрешает муниципалитетам выбирать — или получать дотации из областного бюджета, или оставлять у себя больший норматив налога на доходы физических лиц. По словам правительственных чиновников, значительная часть муниципалитетов от этого только выиграет. Так, ряд районов смогут в случае принятия законопроекта рассчитывать на все 100% поступлений НДФЛ.

Однако областному центру затеянная Николаем Цукановым реформа межбюджетных отношений жизни не облегчит, потому как Калининград, с точки зрения правительства, является муниципалитетом с высокой бюджетной обеспеченностью, следовательно никаких дотаций ему не положено. И на дополнительные куски от налогового пирога он также рассчитывать не может. Ну, точнее, на куски, которые выглядят сколько-нибудь питательными. Вместо оставляемых сегодня в муниципальном бюджете 40% собираемого НДФЛ, по мнению авторов законопроекта, Калининграду вполне хватит 33%. Компенсировать выпадающие доходы региональный минфин предлагает за счет налога на имущество юридических лиц. Городу законопроект предполагает отдавать четверть этого налога, собираемость которого должна, по словам областных чиновников, вырасти в результате окончания льготного периода налогообложения для резидентов особой экономической зоны.

В мэрии с такими подсчётами не согласны. Как заявил после окончания той части заседания, на которую он успел прибыть, глава города, бюджет Калининграда недополучит не менее 168 млн рублей, и цифра эта — лишь промежуточная. Дело в том, что, по мнению городских чиновников, значительная часть имущества предприятий-налогоплательщиков расположена за пределами Калининграда, соответственно и налог на это имущество они будут платить не в городской бюджет. Да и подсчитать точно, какие потери может понести город после принятия нового закона, пока не удаётся; налоговая служба лишь уточняет данные о базе по налогу на имущество юридических лиц. Кроме того, предлагаемый правительством законопроект устанавливает новую схему распределения бюджетных средств на три года, что вызывает особые и вполне понятные опасения городских чиновников.

Позиция регионального минфина выглядит как-то странно фривольной. Глава ведомства Виктор Порембский уверен в том, что город выиграет от введения новой схемы около 50 миллионов. И если его расчёты окажутся неверными, то уже по итогам первого квартала 2013 года министр обещает «найти возможности компенсировать потери». Правда, уточнить метод, с помощью которого это удастся сделать, он пока или не хочет, или не может. Видимо, в силу своей уверенности в нереальности такого сценария. Да и возможные потери (какая-то шизофрения — уверен в выигрыше, но просчитывает потери) в 100 млн рублей серьёзными для бюджета областной столицы не считает. Похвальная широта мышления, ничего не скажешь.

Законопроект вполне способен стать лакмусовой бумажкой для значительной части депутатов облдумы нынешнего созыва, доселе себя особо не проявлявшим. Так, против его принятия в среду выступила заместитель председателя комитета по бюджету, глава приёмной Владимира Путина и местный предводитель «Народного фронта» Алла Войтова. Она, гусевская по духу и месту ведения бизнеса, но избранная в Калининграде, высказалась весьма резко, призвала отложить рассмотрение законопроекта и отметила, что торопиться в данном случае не стоит. «Я знаю, что муниципалитеты, в том числе Калининград, очень ждали этого закона. Все муниципалитеты говорят о том, что они хотят сами зарабатывать деньги, не желают отдавать львиную долю налогов куда-то там — в федеральный бюджет, областной, — а потом стоять с протянутой рукой. И если в результате этого законопроекта, который наконец-то решили принять, некоторые муниципалитеты, а тем более Калининград, который будет принимать и чемпионат, может пострадать, то, конечно, я считаю, что здесь нельзя торопиться», — заявила Войтова.

Момент с «сами зарабатывать деньги» вообще выглядит в данной ситуации весьма интересно. Если иным муниципалитетам, явно не являющимся драйверами развития области, новая схема межбюджетных отношений в определённой степени позволяет это делать (при условии, что работодатели не начнут уводить обратно в тень выплаты заработной платы), то в случае Калининграда всё как раз наоборот — доля налога, напрямую зависящего от развития бизнеса, судя по содержанию законопроекта, лишь сократится.

Количество критически высказывающихся о новой схеме высокопоставленных граждан вообще выглядит весьма серьёзным. Среди них — сохранявший доселе осторожный нейтралитет по отношению к правительству Олег Шкиль, заместитель главы окружного Совета и возможный новый его председатель Андрей Шумилин и даже депутат Госдумы, красовавшийся не так давно чуть ли не в обнимку с губернатором на предвыборных плакатах Андрей Колесник. И еще масса народу, включая депутатов облдумы от фракции большинства. Если правительство не выберет какую-то более вменяемую, чем «всё будет хорошо, а если не будет, то мы что-нибудь придумаем», мотивацию для законопроекта, отбирающего у города деньги в пользу областного бюджета, то политический кризис, развившийся во времена позднего Георгия Бооса на почве повышения транспортного налога, может показаться Николаю Цуканову лишь цветочками. Тогда, к слову, депутаты и чиновники также предпочитали заниматься законотворчеством за закрытыми дверьми — точно как сейчас. Не понимая, что этой закрытостью лишь затягивают на собственной шее петлю.

Впрочем, и глава Калининграда, которого депутаты не приглашают на обсуждение жизненно важных для города законов, который вынужден, запыхавшись, вбегать в зал Думы в середине заседания бюджетного комитета, выглядит как-то не очень выигрышно. Особенно учитывая, что не так давно в горадминистрации еще обсуждалась идея разработки и даже принятия специального закона об областном центре, результатом чего могли бы стать перечисляемые в городской бюджет либо 2% совокупных собираемых в регионе налогов, либо дополнительные 10% НДФЛ. Однако тема эта давно не на слуху, а Ярошуку теперь приходится буквально упрашивать правительство и Думу отбирать у него не 7, а 5 процентов собираемого НДФЛ. Сомнительный прогресс в работе над межбюджетными отношениями.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор.

1_2.jpgСтарые пенсии на новый лад
Как говорится, приплыли. 10 лет понадобилась федеральной власти, чтобы осознать свои провалы в пенсионной реформе. Оказывается, не так-то просто заставить россиян думать о старости, когда они не могут быть уверены в завтрашнем дне, и когда полстраны живет на зарплаты «в конвертах». Сейчас правительство активно разрабатывает новую долгосрочную стратегию развития пенсионной системы России, потому что старая уже лет через 15-20 могла бы привести к ухудшению положения большинства пенсионеров. Проект стратегии вошел в стадию активного обсуждения: Министерство труда и социальной защиты РФ активно рассказывает о его плюсах журналистам, хотя еще президент Владимир Путин в нем до конца не разобрался и оправил документ на доработку. Сейчас он снова опубликован на сайте министерства и проходит второй этап обсуждения.

В среду Минтруда устроил видео-конференцию с журналистами и попытался втолковать представителям СМИ, зачем же нужна очередная реформа. Вдаваться в нюансы новых предложений пока трудно: сам разработчик определился не со всеми мелочами. Но основные критерии вполне понятны. Главное и самое спорное, по мнению многих экспертов, это сокращение накопительной части пенсионного тарифа с 6% от зарплаты до 2%. При этом 4% будут направлены в солидарную часть пенсии ( в дополнение к имеющимся 16%), а насчет 2% гражданам придется решать самим: либо оставить в солидарной части, либо самим формировать себе накопительную пенсию  при самостоятельном выборе кредитной организации и страховщика. 

Против накопительной части пенсий высказывается много аргументов. Это и обесценивание накоплений в реальном выражении, и незначительная доля в общем размере пенсий, и отсутствие гарантий сохранности, и их экономическая бессмысленность - по оценке Пенсионного фонда России, россиянами уже накоплено около 2,3 трлн рублей, но никакого дохода они не дают. В итоге, когда на пенсию начнут выходить люди, родившиеся после 1967 года (с них началось формирование накопительных частей), их доход окажется ниже, чем у пенсионеров 1966 года рождения. 

Кроме того, вся пенсионная система превратится в трехуровневую модель: трудовая или государственная пенсия (отчисления на нее обязательны для всех работодателей без каких-либо льгот), корпоративная пенсия (слагается из дополнительных взносов работодателя) и частная пенсия (для нее гражданин самостоятельно должен уплачивать дополнительный взнос). 

Чиновники пытаются объяснить новые пенсионные правила простой формулой: если в течение 40 лет платить по 20% от заработка, то к старости будешь иметь пенсию в 40% от заработной платы на протяжении 20 лет. «Пенсионное правило основано на том, что при начале работы в 20-25 лет 40 лет стажа можно выработать к 60-65 годам, при этом средний возраст жизни после назначения пенсии составляет больше 20 лет», - объясняет Минтруда. Соответственно, чем больше стаж и чем выше отчисления (предположим, что и корпоративная пенсия принесла 15% от утраченного заработка, и частная свои 5% вложила), тем богаче будет пенсионер. При этом самозанятому населению, чтобы получать достойные пенсии, придется платить за себя наравне с другими. 

Еще один кит, на котором стоит новая стратегия, это реформирование системы досрочных пенсий. Чтобы побудить работодателя улучшать условия труда, власть предлагает вводить за опасные для здоровья рабочие места дополнительные тарифы. Проще говоря, за каждое особо вредное и опасное рабочее место (первый список) в 2013 году работодателю придется отчислять сверх установленной суммы 4%, в 2014 году – 6%, а в 2015 году – 9%. По второму списку (вредные и опасные) тарифы вырастут на 2%, 4% и 6% соответственно. Если же работодатель решит предоставить своим работникам на опасных местах дополнительные социальные гарантии, то он может быть освобожден от уплаты лишних страховых взносов.

Все это, по мнению разработчиков из Минтруда, должно привести к снижению дефицита пенсионной системы, повышению размеров пенсий, а главное, наиболее справедливому обеспечению пожилых людей, ведь их доход на старости лет будет напрямую зависеть от того сколько он работал и какую зарплату за это получал. 

Пока нерешенными остаются вопросы о том, как, например, женщине выработать даже 30 лет стажа к 55 годам, чтобы иметь пенсию в 40% от заработка. Ведь еще не известно, как в этом случае будет учитываться время ухода за детьми, и какие страховые суммы будут отчисляться. Или кто сможет дать гарантию, что работодатель не будет чисто формально сокращать число опасных рабочих мест, не улучшая при этом условия труда? А самый главный вопрос, который задают большинство простых трудящихся страны, - как заставить компанию, на которую трудишься, сделать всю зарплату «белой» и отчислять проценты не с «минималки», а с реального дохода? 

Не менее сомнительным кажется и предоставление свободы гражданам в распоряжении своими накопительными процентами. Сейчас у россиян тоже есть кое-какие права, в частности, по переводу денег в негосударственные пенсионные фонды, однако большинство сограждан остаются «молчунами». Проще говоря, им наплевать, что происходит с их «будущей пенсией». Потому что у многих простых работяг за годы непосильного труда накопились лишь какие-то копейки.

А еще существует большая опасность, что это не последняя пенсионная реформа, потому что основная проблема не в накопительной пенсии и не в «серых» зарплатах, а в возрасте выхода на пенсию. Недаром последние годы поднимается вопрос о поднятии возрастной планки – численность трудоспособного населения серьезно уменьшается, и скоро, как говорил глава Роспортебнадзора Геннадий Онищенко, работать будет некому. Цивилизованная Европа давно пошла по непопулярному пути, заставив своих граждан в 60 лет активно работать. Правда, у них там и условия жизни несколько другие. 

Сейчас в Калининградской области треть пенсионеров продолжает работать, по России цифры примерно такие же. В России из 3,2 млн «досрочников» трудятся после выхода на пенсию 2,4 млн человек. Вопрос с повышением пенсионного возраста давно назрел. И остается только гадать, когда будет принято это с одно стороны антинародное, а с другой, наверное, спасительное для существующей российской системы решение.

Мария БОЧКО, корреспондент

Фото - из архива редакции.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.