Клейма ставить негде, приватизация протеста и деньги в трубу

Важные события понедельника: кому нужно клеймо — пьяному водителю или депутату; калининградские избиратели начали отличаться завидным постоянством: выборы как среди системных кандидатов во власть, так и среди несистемных, жители региона попросту игнорируют, а сам процесс формирования Координационного совета оппозиции все больше напоминает попытку приватизации уходящего протеста; власти в очередной раз потратили время и деньги на проект, который вряд ли будет использован.

alkotest.jpg
Клейма ставить негде
Законотворческая трясина, похоже, затягивает некоторых депутатов похлеще наркотиков. Вот стоило только нашему старо-новому премьер-министру и президенту высказать свежую и здравую мысль о необходимости ужесточения наказания для пьяных водителей, как депутаты всех размеров просто взорвалась идеями.

Единоросс-госдумовец Шамсаил Саралиев сравнил пьяных водителей с террористами и предложил наказывать их намного жестче: вплоть до пожизненного заключения. Его товарищ по партии Вячеслав Лысаков, являясь одновременно главой народного движения автомобилистов «Свобода выбора», предлагает предусмотреть ответственность для нетрезвых водителей, совершивших убийство, сроком до 15 лет лишения свободы.

Региональные законодатели тоже не остались в стороне от обсуждения вопроса. Законодательное собрание Калужской области внесло в Госдуму законопроект, предлагающий наказывать нетрезвых водителей лишением прав на срок до 10 лет.

Сейчас вот ЛДПР, уже выступавшая в августе с антиалкогольной инициативой, выдвинула еще одно предложение, совсем сказочное — клеймить пьяниц-водителей, причем в прямом смысле.

Спору нет, бороться с пьянством за рулем, да и с всяким пьянством нужно. Тем более, что статистика уверяет: количество поддавших водителей растет.

Но, с другой стороны, уже общим местом стало замечание, что в России хорошие законы, только их исполнение хромает. По мнению многих юристов, лишение нетрезвых автовладельцев водительских прав на 10 лет — спорная мера, которая приведет к вождению без прав и повышению коррупции. И, собственно, некоторые факты из нашей, калининградской действительности, подтверждают правомочность таких опасений. Ведь у нас то поддельные права покупают, потому что «нужно ездить», то молодые люди, практически подростки, угоняют машины, чтобы доехать до дома. Ну, а уж о покупке техосмотра вообще говорить не приходится. Это настолько обычное дело, что уже даже страховщики предупреждают — 90% автовладельцев приобретают талоны техосмотра без фактического диагностирования машин, а это может привести к катастрофическому росту аварийности. И подобные сообщения появляются каждую неделю, и не по разу, и никого не удивляют: мы все знаем, что можно купить права, техосмотр, если знать «правильного человечка».

Так, может, прежде чем плодить новые законопроекты, стоит добиться выполнения уже существующих? И как-то сделать так, чтобы разговоры о сребролюбии гаишников стали досужими враками? И тогда никаких клейм не понадобится. А то многие жители нашей страны и так уже считают, что на законотворцах российских всех мастей и масштабов пробы ставить негде.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент


люди_1.jpgПриватизация протеста
Калининградцы отличаются завидным постоянством. Свои то ли разочарование, то ли усталость, то ли равнодушие к текущему политическому процессу они уже во второй раз выражают игнорированием выборов. Еще недавно СМИ писали о рекордно низкой явке на выборах главы Калининграда — 20% от числа зарегистрированных избирателей, а сегодня стало известно, что в нашем регионе — некогда протестной столице России — лишь 4,5 тыс человек пожелали принять участие в выборах в Координационный совет оппозиции (т. е., зарегистрировались в качестве избирателей, явка на региональном уровне пока неизвестна).

В Калининградской области зарегистрировано 771837 совершеннолетних граждан, пользующихся избирательном правом. Быть избирателем Координационного совета оппозиции пожелали лишь 4,5 тыс человек — половины процента сознательных жителей региона.

Возможно, тому стал причиной сам список кандидатов в некий координационный орган новой и не очень системной оппозиции. Калининградцев, по крайней мере в общегражданской части, — нет. Те же самые организаторы митингов зимы 2009–2010 года, приглашавшие Бориса Немцова на свои акции протеста, в координацию московской оппозиции не ходоки. Да и столичных претендентов на лидерские посты хватает — более двухсот человек. Фамилии большинства из них тем, кто следит за московскими протестами с экранов мониторов, просто неизвестны. Да и сложно представить, что российское несистемное оппозиционное движение вмещает столько истинных лидеров.

Руководитель регионального выборного комитета Дмитрий Трунов объясняет низкую явку, как и на обычных выборах, плохой информированностью населения о предстоящих выборах. «Плюс не до конца понятно, чем будет заниматься Координационный совет. Мне здесь близка позиция Ильи Пономарева: надо было задействовать активнее регионы. Получился междусобойчик — всего несколько человек из регионов», — отметил Трунов, подчеркнув, что в небольшом интересе к выборам есть и его вина. Дескать, активная работа началась за 3 дня до выборов. «Мы еще не были готовы к выборам», — отметил Трунов.

К тому же, как отметил Трунов, так называемые системные партии к выборам в Координационный совет не присоединились. «По сути, они подтвердили своим поведением, что есть разделение на системную и несистемную оппозицию», — отметил руководитель РВК.

Впрочем, быть может, за попыткой созвать Координационный совет сейчас, когда на площадях и проспектах уже не собираются тысячи человек — запоздалая попытка приватизировать проснувшееся и опять затаившееся гражданское общество? Андрей Макаревич, не чуждый протестным настроениям, в одной из своих песен отметил: «Вожак выбирает сам себя и сам себя утверждает». За спиной большинства из тех, кто захотел координировать оппозицию, собственных успешных политических протестов нет. Кандидаты, которые набиваются в лидеры, увы, в отрыве от участия в этом голосовании лидерами не являются, и единственная возможность поруководить группой политически активных людей для них — попасть в Координационный совет оппозиции. Инструментом для удовлетворения амбиций неизвестных граждан большинству россиян почему-то быть не хочется.

Те, кто в ходе теледебатов кричал о необходимости пересмотра итогов приватизации, по сути, сейчас пытаются заниматься ровно тем же, только в политическом смысле. Как после долгих строгих запретов на частную собственность в 90-е в стране существовало множество свободных активов, требующих управления, так и после долгого застоя в партобразовании в обществе возник избыток протеста, который также требует руководства. Вот только приватизация экономическая, кажется, научила множество россиян держать свое при себе — будь то политическое настроение или собственность. А за нежеланием системных партий входить в состав совета, вполне возможно, стоит желание обычного собственника не иметь дела с сомнительными и неопытными партнерами.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

IMG_1916.jpgДеньги в трубу
В понедельник губернатор Николай Цуканов встречался с претендентами на право разработать транспортную схему Калининграда, которая будет внедряться к играм Чемпионата мира по футболу 2018 года. Свои презентации представили инфраструктурные компании с весьма серьезными именами. В частности, французская группа Egis известна тем, что в настоящее время работает в Рио-Де-Жанейро, где пройдут игры Олимпиады 2016 года. Транснациональная корпорация AECOM занималась разработкой инфраструктуры Олимпийского парка для Олимпиады 2012 года в Лондоне. Эксперты из обеих компаний высказались за то, чтобы возродить в Калининграде к 2018 году рельсовый транспорт.

По всей видимости, эксперты пристально изучают ситуацию, которая происходит в Калининграде, в том числе — и отзывы публики на их предложения. После августовской презентации AECOM, где также говорилось про трамваи, негативных отзывов была масса. Поэтому в понедельник менеджер корпорации Александр Морозов попросил журналистов напомнить населению, что речь идет не о сохранении действующих трамваев, а о полной реконструкции путей, выносу их на специально выделенные полосы. Да и сами трамваи будут современными и бесшумными.

В понедельник эксперт был более чем убедителен. Он предложил полностью убрать из центра города автобусы, заменив их на рельсовый транспорт. Причем вынесенные за центр города остановки трамваев должны стать своеобразными «хабами», из которых горожане и туристы могли бы отправиться в другие точки города. Как мне кажется, весьма интересно было бы рассмотреть этот проект на примере Ленинского проспекта, крайнюю правую полосу которого сегодня занимают припаркованные автомобили, а вторую — ползущие друг за другом автобусы. Если крайнюю правую отдать под трамвай, который будет ходить по специально выделенной для него полосе регулярно и быстро, убрать автобусы, убрать трамвайные пути из центра дороги, сделав вместо них полосы для движения транспорта, перспектива получается вполне привлекательная. Все, кому нужно добраться из Центрального района в Московский или наоборот, благополучно едут на трамвае через весь центр без пробок и с комфортом, а там уже пересаживаются на другой транспорт дальше по маршруту. Конечно, для этого необходимо будет ввести единый «повременной» билет для всех видов транспорта, чтобы человек знал, что ему не нужно будет платить по несколько раз.

Губернатор Николай Цуканов после встречи не стал отдавать приоритет ни одной из экспертных компаний, но напомнил, что совместно с городскими властями уже было принято решение: разрабатывать схему к ЧМ-2018 должна иностранная компания. «Мы приняли важное решение: компания, которая будет разрабатывать транспортную схему, скорее всего, будет компанией иностранной. Мы понимаем: тот европейский опыт, который уже есть, работает, функционирует в таких же городах, в которых проживает полмиллиона человек. И, конечно же, самый лучший опыт мы должны взять для Калининграда», — сказал Цуканов.

По его словам, торги по выбору подрядчика будут объявлены до конца года. Судя по всему, для того чтобы выбрать ту фирму, которая нужна, техзадание будет весьма жестким, а сами торги пройдут в виде конкурса.

И тут возникает вопрос — а что же с той самой многострадальной транспортной схемой, которую за счет 5,5 млн бюджетных рублей разрабатывала белорусская компания по заказу ООО «БалтикСтрой», выигравшего аукцион летом 2011 года? Напомню, что схема эта дорабатывалась неоднократно, но депутаты областной Думы высказали к ней серьезные претензии. Белорусские эксперты, в свою очередь, высказали серьезные претензии в адрес городских властей.

Эксперт Юрий Важник обратил внимание, что в городе не создана правильная команда, никто не отвечает за пробки и погибших в ДТП. «Вы очень дорогие вещи себе позволяете. Но рядом лежат мелочи, которые легко исправить, но они десятилетиями портят людям жизнь. Сделайте, чтобы хоть кто-то в этом городе за этим следил, и кого можно было наказать. Вот это является ключом, — сказал он. — Есть то, что ближе всего к реализации. Но если вы начнете это делать просто так, потерпите фиаско. Будет ерунда, потому что это надо делать, исходя из общих целей, исходя из общего менеджмента и исходя из чьей-то ответственности. Все отвечают за все, но нет человека, которого выпороть можно за это».

Чем закончится эпопея с белорусскими разработчиками и получат ли они в итоге свои деньги, пока не совсем понятно. Но уже в понедельник Николай Цуканов признал, что «белорусская» схема КСОД разрабатывалась без учета предстоящего Чемпионата. «Тогда (при объявлении торгов на разработку КСОД — прим. „Нового Калининграда. Ru“) еще не было решения, что город примет игры ЧМ-2018. Городские власти выполняли эту работу и давали техзадание, не имея гарантий, что город войдет в список городов-участников. Поэтому, в том числе, с учетом ЧМ-2018 нужно перестроить транспортные потоки», — отметил губернатор.

По его словам, он задал вопрос транснациональной корпорации, можно ли адаптировать к реалиям ЧМ-2018 ту работу, которую провели белорусы. «Они согласились провести аудит, и возможно, что техзадание, какая-то часть работы будут использованы», — отметил Цуканов.

То есть, как это у нас, увы, часто случается, проведена работа, потрачено время, но разработки, за которые заплачены миллионы, просто лягут в стол. Впрочем, не впервой. Помнится, несколько лет назад десятки миллионов рублей потратили на внедрение в Калининграде «зеленой волны» — информационной системы АССУД, которая должна была синхронизировать работу светофоров, чтобы ликвидировать пробки. Кое-где еще видны оставшиеся от той системы синие информационные щиты, которые должны были указывать водителям правильную скорость. Еще один «проект в стол» — строительство надземного перехода на Моспроспекте, в который уже вложили 867 тысяч рублей.

Свежа в памяти история с конкурсом на проект Музыкального театра на Нижнем озере, на который было потрачено 8 миллионов рублей и в результате которого был выбран не тот проект, что был признан победителем, а другой. Кстати: за каждый эскизный проект участников конкурса бюджет заплатил по 500 тысяч. Где теперь эскизы — неизвестно. Вероятно, в столе у кого-то из чиновников. Не было до сих пор и официальных сообщений о том, что правительству области удалось вернуть аванс в 13 млн рублей, выплаченный за разработку проекта театра в 2007 году «знаменитой» компании «Мурадин». Проекта, само собой, никто не увидел.

Но самая, наверное, известная подобная история приключилась с гимном Калининградской области. На запись не утвержденного областной Думой музыкального произведения бюджет потратил 300 тысяч рублей, запись велась в Москве, к ней привлекали всевозможных солистов и артистов. Однако депутатам текст не понравился, и запись отправилась на полку, а 300 тысяч из бюджета вылетели в трубу.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Фото - из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.