Важные события понедельника: российские пограничные и таможенные службы внезапно поняли, что могут работать оперативно и не создавать очереди на границе, а Роскомнадзор начал без предупреждения закрывать популярные сайты, объясняя это заботой о нравственности общества.
Вода камень точит
Жители Калининградской области, которые пересекают российско-литовскую или российско-польскую границу, теперь могут не выходить из машин во время пограничного оформления. Об этом заявил в понедельник на совместном совещании с участием пограничных, таможенных служб, УМВД, Росграницы и прочих официальных органов начальник регионального пограничного управления ФСБ РФ Олег Луцких. Информацию подтвердил и вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов.
«Мы этот вопрос задавали на предыдущем заседании совместной комиссии. Польские и литовские пограничники подходят, собирают паспорта. Если мы хотим, чтобы Калининградская область позиционировалась как территория, интегрированная в европейское пространство… Наше пограничное управление пошло навстречу нашим предложениям и дало команду, что нет необходимости выходить из автомобиля. В позднее время, если есть маленькие дети, бывает холодно на улице и так далее», — сказал Рольбинов.
Он отметил, что команда не всегда выполняется, но «из машины можно не выходить». При этом, по данным руководства регионального пограничного управления ФСБ РФ, процедура пограничного оформления в таком случае удлиняется, поскольку контролеру нужно выйти из павильона, собрать паспорта, проверить и т.д. «Тогда вместо 100 машин, будет оформляться 50. Поэтому, наверное, если очередей нет, то можно оформляться, не выходя из автомобиля. Если хочется побыстрее, нужно выйти и подойти самостоятельно», — сказал вице-премьер.
То есть, с одной стороны новая система оформления направлена на более уважительное отношение к путешественникам, с другой стороны – каждый должен решать сам, как он хочет: быстрее или комфортнее.
Новая система на самом деле действует пока не везде и не всегда. Пользователи «Нового Калининграда.Ru» отмечают, что, к примеру, на Куршской косе всех пассажиров автобусов по-прежнему «выгоняют» для прохождения паспортного и таможенного контроля. Однако также есть иные примеры. «В начале сентября мы ехали в Польшу на автобусе через пункт пропуска Мамоново-Бранево. На нашей границе нас вообще никуда не отправляли – пограничник собрал паспорта, затем прошелся по автобусу таможенник. И все. Прямо, как в Европе», — рассказала корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» одна из путешественниц. По ее же свидетельствам, необязательно было выходить из микроавтобуса, когда она возвращалась назад около часа ночи через Гжехотки-Мамоново-2.
«На польской стороне мы простояли почти 2 часа, но наши пограничники и таможенники пропустили нас буквально за 10 минут. Причем, когда я со спящим ребенком на руках направилась к пограничной будке, на меня замахали руками, отправляя назад в автомобиль. Сказали, что не нужно будить ребенка, документы они проштампуют без нашего участия», — рассказала женщина.
Кстати, пользователи форума «Нового Калининграда.Ru» «Путешествия и туризм», регулярно отслеживающие происходящее на границах, отмечают, что ситуация с оформлением путешественников на российской стороне действительно изменилась к лучшему. Правда, пока что это касается российско-польской границы. На российско-литовской все пока не так хорошо. Даже традиционно свободный пункт пропуска на Куршской косе по выходным дням переживает серьезный бум – иногда люди стоят в очереди несколько часов. Но, как говорится, есть, к чему стремиться.
Как утверждает вице-премьер Рольбинов, очереди возникают из-за того, что «тормозят» пограничники и таможенники сопредельного государства. По словам вице-премьера, с 15 сентября 2012 года российские пункты пропуска начали работать по системе «Открытый шлагбаум», которая подразумевает, что машины ожидают оформления не за пределами пункта пропуска, а уже на его территории.
Однако он не смог ответить на вопрос, почему такая система не применялась ранее. «Вы знаете, я вам на это не отвечу. Вопрос, наверное, раньше никто не обострял, не ставил, не занимался. Это с одной стороны. С другой стороны, знаете, тоже идет либерализация — пограничников и таможенников, и наши усилия, что мы целенаправленно бьем-бьем, дают свой результат. Вода камень точит», — сказал вице-премьер.
Оперативная работа российских пограничников и таможенников уже сказалась на снижении криминогенной обстановки. Как отметили участники совещания, давно уже не поступает жалоб от граждан Польши на то, что в России им предлагают купить очередь на границе за деньги. «Насколько нам известно, там действовало несколько преступных групп, которые продавали очереди», — сказал он. По оперативной информации, которая есть у погрануправления, преступные группы ищут варианты, чтобы вновь организовать очереди на границе и взимать мзду.
В любом случае, можно надеяться, что ситуация будет меняться к лучшему и дальше. Правда, для начала нужно, чтобы правоохранительные службы сопредельных государств также работали в этом направлении. Не далее, как в сентябре замминистра внутренних дел Польши Петр Стаханьчик, ответственный за работу пограничных пунктов пропуска, удивился очередям на границе с Калининградской областью и пообещал с этой историей разобраться.
«Я пока не знаю, что мы сделаем. Конечно, мы что-нибудь с этим сделаем, нужно принять решение, — сказал замминистра. — Сегодня утром я был очень удивлен. Я проезжал в область около 8 утра по калининградскому времени, и с российской стороны стояла очередь около 150 машин. Было не совсем понятно, откуда взялась очередь, ведь у нас прекрасно оборудован переход, есть возможности. Что-то происходит. То ли что-то не работало с российской стороны, то ли с польской». Также Стаханьчик отметил, что поскольку он отвечает за работу пограничных переходов, то обязательно проверит, что происходит. «Я проверю, почему стояла такая очередь, и откуда они появляются», — пообещал Стаханьчик.
Осталось дождаться, когда высокопоставленный чиновник из соседнего государства выполнит свое обещание. Ведь и российские пограничники и таможенники тоже долгое время почему-то не особо стремились ликвидировать очереди, хотя, как оказалось, сделать это было не так и сложно. Было бы желание.
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент