Мемориальная пауза и союз двух рыб

Главные события среды: в Медведевке сняли «мораторий» на перезахоронение найденных поисковиками павших советских солдат; а литовцы снова придумали, как калининградцам развивать туристическое направление.

ostanki_2.jpgМемориальная пауза
Сегодня в Гурьевском районе произошло большое событие — не только по районным или областным, но даже по общероссийским меркам. На военно-мемориальном комплексе в поселке «Медведевка» перезахоронили останки сразу 332 советских солдат, павших в ходе Восточно-Прусской операции.

Имена большей части погибших — 233 человек — даже удалось установить: те места, где обнаружили их прах, значились в архивах Миноброны как захоронения, соответственно, во многих случаях были списки погребенных. Более того, найдены родственники одного из них, правда, по состоянию здоровья приехать они не смогли. Всю эту работу провели поисковики — в сотрудничестве с военно-мемориальной группой Балтийского флота.

Одно лишь портит торжественность момента: останки были найдены в течение почти двух последних лет, отсюда, кстати, и масштабность прошедшего в Медведевке мероприятия. Все это время мешки с прахом «пылились» где-то на складах. Причем, по независящим от поисковиков обстоятельствам.

Так, даже объявленная во всеуслышание и назначенная на 21 июня 2012 церемония перезахоронения 145 солдат и офицеров внезапно была отменена. Как рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» исполнительный директор региональной ассоциации поисковых отрядов «Память» Александр Будаев, «из-за юридических тонкостей муниципальные власти перезахоранивать поисковикам останки в Медведевке не разрешали». Нынешнее событие состоялось благодаря тому, что вопрос был поднят на совете по культуре при губернаторе.

Позиция «муниципальных властей», точнее, попечительского совета военно-мемориального комплекса «Курган Славы» в Медведевке проста настолько, насколько ситуацию трактует законодательство. Дело в том, что с просьбой о перезахоронении обратились поисковики, а не главы тех муниципальных образований, где были найдены останки. «Налицо грубое нарушение Закона "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"», — приводила в июле этого года слова заместителя председателя попечительского совета Владимира Степанова «Калининградская правда».

По сути, представители попечительского совета обвинили тогда поисковиков в том, что они действуют незаконно, поскольку каждый раз при раскопках они должны получать разрешения местных властей. Противоположная сторона, как нетрудно догадаться, парирует тем, что, легче не делать ничего вообще, чем добиваться получения «окончательной бумажки».

Ситуация далеко не новая — предыдущее крупное «обострение» случилось в 2007 году, когда прокуратура тоже заявила о незаконности проведенных поисковиками раскопок и, более того, усомнилась в месте их проведения (поселки Минино и Нагорное Багратионовского района.)

Потом от поисковиков отстали: в апреле, к примеру, сообщалось, что в том же Багратионовском районе были найдены останки более 100 погибших советских солдат и офицеров. В октябре — троих, причем, там были обнаружены орден «Красная Звезда», и две медали «За Отвагу», которые передали в военно-мемориальную группу Балтфлота. И так далее, и так далее.

Никому другому до непосредственных поисков погибших солдат попросту нет дела: на государственном уровне эта работа почти не ведется. Периодически даже звучат голоса тех, кто считает, что перезахоранивать их необходимости нет и незачем тревожить покой павших. Пусть это будет сугубо личное мнение автора данных заметок, но поисковики могут быть трижды «черными копателями» — в чем их прямо никто не обвинял, но осадок, как в известном анекдоте, после предыдущих скандалов остался — но главное, что есть люди, которые находят прах погибших и не зарывают его обратно в землю, а пытаются достучаться до тех, кто наделен правом решать: быть перезахоронению или не быть. Потому что, как бы банально это ни звучало, это нужно живым.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

yolka_2.jpgСоюз двух рыб
Наши соседи литовцы в очередной раз показали нам, как нужно вести дела. Сегодня в генеральном консульстве Республика Литва состоялась презентация культурно-развлекательной программы Паланги на декабрь и январь.

И то, что делает крошечная Паланга, достойно зависти и удивления. На рождественские и новогодние праздники уже разработан большой план, учитывающий разницу в праздничном календаре России и Литвы — ряд мероприятий пройдет в первые две недели января, когда мы еще отдыхаем, а литовцы уже работают и учатся.

На Рождество, которое отмечается по католическому летоисчислению, Паланга превращается в «Город Рождественского света». Улицы, дома, общественные места будут богато иллюминированы, причем не так, как в прошлом году. Планируется проведение большого карнавала и рассылка елок соседям. «В прошлом году мы хотели сделать елочную аллею, где каждое дерево было бы украшено посольством соседних стран, но ничего не вышло, — отметил один из активистов самоуправления, магистр „Ордена Корюшки“ ресторатор Клайдас Пакутинскас. — Поэтому сейчас мы сами нарядим елки».

Кроме этого, Паланга в эти дни превратится в литовскую столицу гурманов-ворчунов. Эта идея принадлежит президенту Палангской ассоциации гостиниц и ресторанов Гинтарасу Сычунасу. Он пояснил, как в этом городе появился ряд традиций, например, «День Корюшки». «Однажды я с другом как-то ворчал на все несколько дней, потом собрали еще друзей и продолжали ворчать, затем подключили жен, подруг, семьи, — рассказал он. — Получилась неплохая компания друзей. И мы подумали, что пора что-то придумать и сделать, а не ворчать. И придумали Лигу Гурманов. И в этом году, с 17:00 15-го декабря до 13 января, в это время чудес, в Паланге будет весь мир в ресторанах и кафе. Там будут подавать блюда со всего мира».

Кроме того, Клайдас Пакутинскас придумал, как привлечь туристов в самое гиблое время для туризма — в середине февраля. «К нам приехал как-то журналист из Латвии, мы с ним сидели в пустом городе и придумали, как сюда сейчас привлечь людей, — рассказал он. — В это время идет на нерест корюшка — маленькая вкусная рыбка. И мы придумали "День Корюшки"». По его словам, сначала эта идея не слишком впечатлила жителей Паланги — 10 лет назад только 3 ресторана и пять рыбаков согласились в нем участвовать. А вот в прошлом году, на девятом празднике народу было столько, что Паланга не смогла всех принять. В этом, юбилейном для «Дня Корюшки» году, в участники записались 20 ресторанов, 9 рыбаков и мастера-ремесленники.

Для поддержания духа и «придания статуса» в этом же году был учрежден и «Орден Корюшки» для особо отличившихся в деле продвижения и праздника, и города.

И тут же затейники из Паланги предложили Калининграду объединиться «рыбными днями» — магистр Ордена Клайдас уверен, что калининградский «День Селедки» только выиграет от присутствия корюшки из Паланги, как и наоборот.

К сожалению, с нашей стороны ничего, кроме желания съездить к соседям в эти дни, предложено не было. Что уже стало привычным делом.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»поискового отряда «Совесть»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.