Непрозрачные кредиты и золотые пески


Ключевые события вторника: правительство области, как оказалось, взяло очередной кредит в 3 млрд рублей, точное предназначение которого неясно, и накануне кризиса решило запросить 9 млрд федеральных денег на то, чтобы в регионе были красивые пляжи.

5tys_5.jpg Непрозрачные кредиты
Политика брать в долг чужие и отдавать не свои для региональных властей, похоже, входит в норму. Правительство области, не так давно вернувшее федеральному центру взятые в долг на реконструкцию аэропорта «Храброво», но так и неиспользованные 2,2 млрд рублей, взяло новый кредит. На этот раз в 3 млрд рублей. Об этом сообщил журналистам во вторник после заседания правительства области министр финансов Виктор Порембский.

Новость была несколько неожиданной, поскольку о ней ранее не сообщали на заседаниях ни областной Думы, ни правительства. Выяснилось, что в отличие от «храбровского» кредита в случае с новым займом не потребовалось вносить поправки в федеральный бюджет. «Это в рамках тех ассигнований, которые были предусмотрены в бюджете, в рамках полномочий Министерства финансов РФ», — отметил Порембский. Правда, на вопрос о том, куда планируется пустить очередные миллиарды и будут ли за их счёт финансироваться строительные работы на Берлинском мосту, министр ответил уклончиво. По его словам, строительство моста финансируется за счёт дорожного фонда, поэтому фонд будет дофинансирован. За счёт кредита ли? Министр на это чётко утвердительного ответа не дал.

Справедливости ради стоит сказать, что о планах области взять новый кредит, который не имел бы целевого назначения, правительство области говорило давно. Ещё в начале июля 2013 года губернатор Николай Цуканов сообщил, что заключена договорённость с Минфином РФ о получении кредита в размере 3 млрд рублей. Нецелевое использование долговых денег давало правительству широкие возможности — ведь тратить их, само собой, можно на какие угодно нужды. Как уточнял тогда же, в июне, Виктор Порембский, «средства планируется пустить, в частности, на финансирование дорожного фонда — строительство Берлинского моста и моста на Сельме, для которого нужны дополнительные ассигнования». Слова Порембского подтверждал и вице-премьер Александр Рольбинов, который рассказывал, что для открытия технического движения по Берлинскому мосту до конца года, обещанного губернатором Николаем Цукановым, необходимо изыскать дополнительно 400 млн рублей, и министерство финансов области будет увеличивать ассигнования дорожного фонда, после того как получит новый кредит из федерального бюджета.

В июне, предлагая депутатам областной Думы утвердить поправки в бюджет, касавшиеся займа, министр финансов утверждал, что договорённость с федеральным центром уже достигнута и просто нужна соответствующая строчка в бюджете. Правда, на конкретный вопрос о том, куда ещё, помимо дорожного строительства, будут направлены очередные долговые миллиарды, министр конкретного ответа не дал. «Часть средств планируется пустить на объекты областной инвестиционной программы (ОИП), законтрактованные в прошлом году. Кроме того, требуются средства на подготовку площадки для стадиона к Чемпионату мира по футболу», — пояснил Порембский депутатам. При этом он не уточнил конкретный перечень объектов программы, на которые потребовались деньги. Тем не менее, депутаты тогда за это решение проголосовали, и соответствующая строка в бюджете появилась.

Стоит напомнить о нерадостной истории с прежним бюджетным кредитом в 2,2 млрд рублей, который выделялся на реконструкцию аэропорта «Храброво» и так и не был использован. Депутаты областной Думы в течение того самого полугода неоднократно спрашивали у министров, что происходит с деньгами, но конкретного ответа не получали. Чем это в итоге обернулось, многие, наверное, помнят. Осенью выяснилось, что деньги пролежали просто так, но проценты по этому кредиту обошлись бюджету в 33 млн рублей за полгода. Если народные избранники будут продолжать просто интересоваться судьбой денег, удовлетворяясь неконкретными ответами чиновников, можно ожидать, что и очередные 3 млрд рублей уйдут непонятно на что и непонятно куда, а вот проценты за них придётся отдавать бюджету области. Хотя, с другой стороны, зачем депутатам особо интересоваться такими вопросами, ведь отдавать придётся не свои, а общие.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

yant.jpg Золотые пески
Сегодня региональные власти оценили, во что обойдется сохранение пляжей. 1 километр — 299 млн рублей. Всего в области 145 километров пляжей, защищать планируется четверть из них. А именно — те, где находятся объекты инфраструктуры и населенные пункты. На почти 17 километрах пляжей областное правительство хочет намыть столько песка, чтобы они достигли 70-метровой длины.

Тема не новая, судя по сохранившимся немецким волнорезам. Но они давно уже стали украшением пейзажа, в отличие от того, что получается после усилий современных специалистов. Пример — уродливые габионные сооружения, превратившие берег в Светлогорске в подобие промзоны. Что бы там ни говорили об их эффективности (которая, надо сказать, является предметом активной дискуссии). «Вы, наверное, бываете в Светлогорске, там пляжи сейчас ушли. Почему? Вот мы защитили берег в Светлогорске, и пляжи ушли. Раньше они подпитывались за счёт обрушающегося берега, который намывался на пляж», — ничтоже сумняшеся говорил сегодня журналистам региональный министр строительства Сергей Майоров.

Идут споры и по поводу аппетитов Балтийского моря. В бытность вице-премьером Евгений Морозов заявлял, что пляжи теряют в среднем 4 см в год. Понятно, запросить под этот мизер 9,6 млрд рублей (большую часть денег предполагается взять из федерального бюджета) не удалось бы. И даже под 80 см, которые называл в 2010 году замминистра строительства и ЖКХ Николай Телевяк. Тогда, кстати, планировалось направить на защиту побережья 225 млн рублей. Но в те времена и госпрограммы никакой не было.

Зато, согласно свежайшим исследованиям ученых БФУ имени Канта, теперь море «съедает» от 1,5 до 3 метров! Вот это другое дело. В июне в Светлогорске прошла научно-практическая конференция, где была озвучена эта цифра. Получив столь серьезное подкрепление, можно смело бросаться в бой за федеральные миллиарды. «В Туапсе и Адлере подобные работы обошлись в 309 млн рублей за 1 км», — обосновывал сегодня претензии областного правительства министр Майоров. Хотя, надо сказать, сравнивать калининградские реалии (да и какие бы то ни было в России) с сочинскими нынче — это явный моветон, учитывая размеры тамошних откатов.

В ответ на вопрос о стоимости работ Сергей Майоров напомнил, что 1 км Приморского кольца стоил 450–500 млн рублей. «Это сооружение находится вне активной водной среды. А тут 300 млн рублей. Цена невысокая для гидротехнических сооружений, если говорить про мировую практику. Это тоже плохо, но, по крайней мере, расчёты наши показывают, что это реальные деньги», — сказал министр.

То есть, они реальны настолько, насколько реальна госпрограмма развития области. По которой в регион не поступило пока ни копейки и с которой неизвестно, что будет, поскольку все ждут нового кризиса. Конечно, можно надеяться, что федеральные власти будут исходить из того, что лучший рецепт выхода из экономического пике — это большие объемы строительства. Дескать, снижение безработицы и все такое. Но, глядя на то, кто у нас занят на стройках, ясно, что этот рецепт не сработает. Наверное, это понимают и в Москве. И, видимо, местным деятелям тоже нужно понимать: деньги на пляжи в такой ситуации будут выделяться в последнюю очередь.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Фото из архива редакции

Комментарии к новости



Страшно смешно

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, что можно противопоставить немотивированной агрессии — и даже иметь шансы победить.