Защита от букв



Об очередной любопытной и, конечно, запретительной законотворческой инициативе депутатов Государственной Думы стало известно в ночь на четверг. Представители сразу трёх фракций парламента — титульной, а также коммунистов и либерал-демократов предприняли очередную яростную попытку защитить русский язык от посягательств недругов.

Законопроект, подготовленный депутатами Валенчуком, Денисенко, Дегтярёвым, Катасоновым, Никитчуком, Романовым, Хайруллиным и, конечно, главным защитником всего родного от всего вражеского Евгением Фёдоровым (он его, собственно говоря, и вносит в Госдуму), предполагает ответственность за использование в рекламе наименований и товарных знаков российских производителей на иностранном языке или с использованием латинского шрифта.

Депутаты предлагают штрафовать тех предпринимателей, кто осмеливается украшать вывески своих магазинов с русскими товарами нерусскими буквами, причём при определении размеров штрафов отталкиваться от выручки, которую они получают за такое издевательство над русским языком. Небезынтересно обоснование, которым руководствовались народные избранники: якобы многие российские производители называют свои товары не по-нашему и, тем самым, «создают ложные предпосылки для восприятия такого товара или самих компаний как иностранных». И это ещё не всё — депутаты уверены, что подобные производители, шаля таким образом с брендами и товарными знаками, «проявляют неуважение к русскому языку». Который, как гласит Конституция, является государственным на всей территории РФ.

Сейчас реклама с использованием иностранных слов и букв уже является делом довольно рискованным. Так, действующий закон «О рекламе» запрещает использование иностранных слов и выражений, которые «могут привести к искажению смысла информации». Кроме того, запрещено использовать нерусские слоганы, которые не зарегистрированы как товарный знак. А те, что зарегистрированы, необходимо сопровождать переводом — правда, размер его не определён, поэтому сноски с переводом в рекламных макетах обычно делают микроскопическим кеглем. Более того, антимонопольная служба имеет намерение запретить магазинам использовать в своей рекламе слово «sale», заменив его нашими, исконными «скидками» и «распродажами».

Сайт «Вести.Ru» раскрашивает новый виток битвы с буквами в яркие и сочные цвета: якобы, жертвами её падут такие гиганты, как «Лукойл» и даже концерн «Газпром», использующий в своей рекламе стилизованную под зажигалку латинскую букву «G». Не очень понятно, стоит ли беспокоиться местным заправкам, работающим под брендом «Рос&Нефть» — является ли амперсанд вражеским знаком, неизвестно. 

Забота депутатов о русском языке и Конституции, несомненно, умиляет, если бы не несколько нюансов. Во-первых, для того чтобы русские производители не пытались одурманить покупателя и подсунуть ему наше под видом иностранного, нужно несколько иное, чем запрет на вывески. Нужно производить качественный товар, в таком случае покупатель как-нибудь сам разберётся и возьмёт наше, свежее и вкусное. Времена, когда сограждане сметали на вещевых рынках «Абибас» всё же несколько миновали; точнее, часть жителей великой страны продолжает оставаться такой же неразборчивой в вопросах потребления, но вот ей-то явно без разницы, русские в бренде буквы или китайские. А до тех пор, пока в основной своей массе товары народного потребления отечественного производства проигрывают в качестве зарубежным аналогам, законы, пусть даже и очень патриотические, вряд ли помогут.

Ну, а во-вторых, если депутаты так сильно озабочены вопросами сохранения, приумножения и защиты если уж не всей Конституции, но хотя бы русского языка, то им стоит начать с себя. Потому как очень сложно поверить в истинность их намерений, если в результате реализованной всё той же нынешней властью муниципальной реформы на теле страны появились такие монструозные с точки зрения русского языка топонимы, как «Городской округ „Город Калининград“». Ну и уж совсем неприлично будет, когда направленный на поддержание лингвистической чистоты законопроект попадёт к коллегам депутатов, в верхнюю палату парламента. Которая, как известно, носит гордое официальное название: «Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.