Высший пилотаж раз в сто лет: авиашоу в Черняховске

Фото — Юрий КОЖЕМЯКИН для «Нового Калининграда.Ru».

Авиашоу, посвященное 100-летию морской авиации Балтийского флота, состоялось 16 июля на военном аэродроме в Черняховске. Слухи о его отмене, к счастью, оказались слухами. Свои впечатления от увиденного описала для «Нового Калининграда.Ru» Марианна Янкова.

С 10 утра подъехать к парковке у входа на территорию аэродрома было уже невозможно — многочисленный транспорт и потоки людей говорили о том, что что-то точно состоится. Накануне 16 июля ходили слухи об отмене полётов, и многие приехали просто потрогать статическую экспозицию. Прикоснуться на площадке предлагалось к четырем боевым вертолетам, одному Су-24, двум Су-27 и одному Ту-134А. Где-то вдалеке за линией, пересечь которую зрителям запрещалось, стояли несколько вертолетов, и на первый взгляд надежда увидеть хоть что-то летающее в этот день возлагалась именно на них. Но у морской авиации были припасены свои рояли в кустах.

_MG_7270.jpg

К 11 часам с торжественной сцены будничным голосом объявили: «Начало полётов в 11:08». По-военному, коротко и чётко. (А ведь как обычно бывает: на авиашоу, если уж так называют действо, объявляют полётную программу, имена асов, названия воздушных судов, у авиашоу есть и ведущий, и профессиональный комментатор). Где-то в стороне зашумели различные моторы, среди которых чётко выделялись вертолёты, но в общем звуке нижними обертонами гудело что-то хорошо знакомое с детства. Точно. Из кустов, кабиной к публике, выруливал Ан-26. Он вообще-то транспортный и не предназначен для пилотажа. Антонов разбежался, взлетел и исчез. «На работу полетел, трудяжка», — переговаривались люди. Но и у Ана был свой сюрприз.

_MG_7327.jpg

Вертолеты тем временем сгруппировались в композицию 3+2 (Камовых — двое, остальные Ми) и явно что-то задумали. Но интригу немного разбавил свистящий звук и острые носы двух Су-24, которые неспешно вырулили из тех же кустов и явно стремились занять взлетную полосу. И что вы думаете? Заняли, разбежались и улетели друг за другом. «Патрулировать пошли», — со знанием дела комментировали зрители. А главный комментатор догадку не развеял.

_MG_7470.jpg

Хитрая комбинация вертолётов вернулась к зрителям и совершила отстрел тепловых ловушек — зрелищный момент, когда кажется, что боевые машины дают небольшой салют. На самом деле это нужно для — и тут отчетливо вступил комментатор — того, чтобы сбить с толку противника, который наводит ракету на наш славный вертолет, а снаряд летит туда, куда отстрелялась тепловая ловушка.

_MG_8067.jpg

Так же тихо, не особо привлекая к себе внимания, из наших любимых кустов грациозно выплыли два Су-27; Су-27 — один из самых красивых в мире типов военных истребителей. Это те самые самолеты, на которых летают «Русские витязи» и «Соколы России». Только наши, местные. В этот момент промелькнула унылая догадка, что они, скорее всего, сделают один проход над полосой и, может быть, красиво разлетятся налево-направо. К счастью, она оказалась ложной. Проход и отстрел — всё случилось, только «сушки» и не думали садиться. Наоборот, скрылись где-то в зоне ожидания, готовя нам редкий по нынешним временам подарок.

_MG_7860.jpg

Вертолеты продолжали отжигать: то один спускает противолодочный буй, то второй спускает на тросе человека, который утаскивает с земли с собой другого человека. «Спасение на воде», — откуда-то всплыл голос комментатора. Третий имитирует разведку и, хищно рыская, с наклоном кабины грозно проходит на минимально возможной высоте над полосой. Другие периодически делают виражи с отстрелами ловушек.

_MG_7942.jpg

Наконец, вертолёты завершили демонстрацию, и один из них, завершающий, уходя вдаль от зрителей, покачался из стороны в сторону. (Ремарка: обычно это характерно для самолетов, которые, завершив программу, покачивают крыльями, прощаясь со зрителями; для того, чтобы провернуть этот трюк на вертолёте, нужен высочайший профессионализм лётчиков).

_MG_8185.jpg

Казалось, что пора идти на статику, всё улетело, но что-то нас держало на месте. Свист. Тот самый свист, с которым запускаются двигатели истребителей. Но кто? Всех же уже показали, никто не зашёл на посадку. На взлетной полосе появляется еще один Су-27. Не может быть, наверное, вызвали на дежурство, или неужели… сольный пилотаж?! Да. Короткий разбег, форсаж, и ничуть не хуже французского Рафаля — вертикальный взлет.

_MG_8677.jpg

«Пилотирует полковник…» — доносились редкие фразы комментатора. Су-27 выполнил обязательную и любимую авиаторами и зрителями фигуру бочка, ряд виражей и боевых разворотов. Его десятиминутный пилотаж не был похож на то, что демонстрируется на авиасалонах в угоду зрелищности. Это было несколько четких манёвров, которые не оставляли сомнений в том, что полковник лично неоднократно применял их в работе. Автор текста может ошибаться, но на памяти автора это первый раз, когда морская авиация Калининградской области демонстрирует сольный пилотаж. Тем более — такого уровня.

_MG_8104.jpg

Это действительно была кульминация, настолько захватывающая, что я не заметила, успел ли кто-то до настоящего полковника уже зайти на посадку. «Да в Чкаловске они, наверное, или на дежурстве», — предположил один из зрителей. Это было похоже на правду, и многие стали разбредаться. Но с небес раздался нарастающий гул. Через несколько секунд произошло то, что в кругах любителей авиашоу называется «восхитительное хулиганство»: очень быстро, чтобы никто не успел ничего сообразить, над головами зрителей прошли два Су-27, которые выступали в начале. Вообще, это считается запрещённым приёмом, но раз в сто лет — почему бы и нет?

_MG_7854.jpg

После такой вишни на торте скупая на аплодисменты публика наконец потеплела. Хлопали уже не только те, кто пришел со знанием дела — в футболках с МАКСов прошлых лет или флажками ВДВ. И в этот момент всеобщей гордости за мастерство летчиков Балтфлота небо закоптил Ан-26, покинувший тем утром черняховский аэродром самым первым. Он торжественно выбросил отряд парашютистов, которые эффектно, с дымами, выписали пируэты в воздухе.

_MG_8903.jpg

Калининградская область совершенно не избалована авиашоу. А это было именно оно — настоящее лётное мастерство, представленное широкой публике. Радость момента омрачает, пожалуй, только дата — 100-летие. Если кто-то дождётся 200-летия, приходите на аэродром пораньше и занимайте места на холме с видом на взлетно-посадочную полосу, не прогадаете.

Текст — Марианна ЯНКОВА, фото — Юрий КОЖЕМЯКИН для «Нового Калининграда.Ru».

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.