Правоохранительные органы продолжают выяснять причины катастроф Як-52 и Су-24М

Вчера были возбуждены сразу два уголовных дела по статье, предусматривающей ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее смерть человека.

На Балтфлоте военная прокуратура Черняховского гарнизона расследует обстоятельства падения ракетоносца Су-24М.Вчера были подняты "черные ящики". А Ленинград-Финляндская транспортная прокуратура приняла к производству дело по факту катастрофы легкого Як-52, взлетевшего с аэродрома Ржевка.

Таким образом, "черная полоса" катастроф и аварий российской авиации продолжается. Что парадоксально, оба разбившихся самолета имеют репутацию надежных, а обстоятельства ЧП вызывают многочисленные вопросы. Принадлежащий "Невскому аэроклубу" легкий Як, по предварительным данным, прошел капремонт и находился в хорошем состоянии. А 42-летний командир Денис Веселов и 40-летний Олег Золотухин значатся в клубе опытными пилотами.

Не вызывает сомнений профессионализм и заместителя командира полка Виктора Пешехонцева, и старшего штурмана Бориса Седова, разбившихся на флотском Су-24М в 25 километрах от Калининграда. Самолет должен был принять участие в воздушном параде по случаю дня ВМФ. Очевидно, что от машин, которые над головами многотысячный толпы зевак демонстрируют чудеса пилотажа, обыватель вправе ожидать повышенной надежности.

Уместно вспомнить, что несколькими днями ранее военная авиация потеряла истребитель из пилотажной группы "Стрижи", который тоже направлялся на авиашоу, но на взлете попал в стаю чаек.

Говорить о причинах гибели Су-24 пока рано. Но чтобы лучше представить потенциал этого бомбардировщика, приведу несколько фактов его насыщенной биографии. Однажды "Сушка" без каких-либо фатальных последствий выдержала "таран" сразу с 17 воробьями, а другой бомбардировщик благополучно вернулся на аэродром после столкновения с крупным орлом.

Что до отказов матчасти, то, как утверждают специалисты, они случаются крайне редко. В одном из полетов на максимальной скорости самолет начал разрушаться. Воздyхозабоpник весом 200 кг оторвался от фюзеляжа, снес часть крыла и отpyбил часть горизонтального оперения. Встречавшим Су-24 предстала страшная картина: в верхней части топливного бака зияла большая пробоина, на жгутах висели блоки оборудования. Летчик-испытатель, когда увидел, на чем приземлился, заявил: "Если б знал - немедленно катапyльтиpовался бы". Но тогда самолет сел!

Су-24 - ветеран ВВС. Разрабатывать его начали 40 лет назад, то есть он фактически ровесник многих пилотов, которые на нем сегодня летают. Строили Су-24 на Новосибирском авиазаводе. Месяц назад из цеха этого завода выкатили первый серийный Су-34, который должен заменить старые Су-24.

Увы, но цена Су-34 доходит до миллиарда рублей, и ожидать быстрого перевооружения всех полков не приходится. Ведь Су-24 в лучшие времена у нас было до 700 машин, а денег у ВВС в лучшем случае хватит на шесть десятков Су-34. Которые к тому же планируется закупать небольшими партиями до 2015 года. Так что в обозримом будущем пожилые "Сушки" еще останутся в строю.

Что до второго потерпевшего в воскресенье катастрофу самолета, то именно на Як-52 в США разбился Александр Зуев, в 1989 году бежавший на МиГ-29 в Турцию. Самолет тогда вернули, а дезертир эмигрировал в США и написал о своем "подвиге" книгу.
Источник: Российская газета

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.