На водных дорогах не ставят крестов

Плавучие хулиганы

Самое приятное времяпрепровождение в погожие дни - отдых на реках, заливах, у моря. Но мир и покой варварским образом нарушают «плавучие хулиганы». Многие калининградцы были свидетелями того, как рядом с берегом, едва ли не по головам купальщиков, носятся мощные катера и яхты, гидроциклы. Их даже прозвали «адреналинщиками» за неуемный риск.

Слава богу, в этом году «адреналинщики» никого не подавили. Хотя покалеченных водителей и пассажиров частных маломерных судов и водных мотоциклов наберется больше десятка. Обычно они сами нарушают правила движения на воде и потому за помощью в правоохранительные органы не обращаются. Чаще всего владельцы гидроциклов и катеров (а они люди небедные) превышают скорость, катаются без документов, берутся за штурвал в нетрезвом виде.

Основные нарушения: езда по «понятиям» и в запрещенных для плавания местах. Но нередко строительные организации, ведущие ремонт мостов, прокладку трубопроводов, и сами виноваты - не уведомляют о запрете и ограничении судоходства на опасных участках.



Трагедия на Лаве

В 2005 году на реке Лава в Гвардейском районе произошла жуткая трагедия. 28 августа во время катания на водном мотоцикле двое мужчин врезались в металлический трос, подвешенный под ремонтирующимся мостом недалеко от поселка Знаменка. Один мужчина получил смертельные ранения, тело второго позже нашли спасатели.

Ремонтные работы вела организация «Мост». Опасное место - натянутый поперек реки трос - работники не обозначили специальными знаками. Два флажка, что стояли на берегу, были незаметны с реки. Люди погибли, а дорогой «летательный» аппарат даже не получил повреждений.

Гвардейская прокуратура провела проверку. Выяснилось, что работники ремонтной фирмы нарушили строительные нормы и правила при производстве работ на мосту. Возбудили уголовное дело. Под следствие попал прораб организации «Мост» Борис Мыц.

- Суд приговорил виновного к трем годам условно, с испытательным сроком два года, - рассказывает прокурор района Дмитрий Новиков. - Адвокаты подсудимого указывали на то, что потерпевшие гидроциклисты не должны были кататься на этом участке реки Лава. Погибшие мужчины действительно совершили административное правонарушение, но оно не было причиной наступивших трагических последствий. Защитники Мыца обжаловали приговор, но в областном суде он устоял. Я уверен, что это справедливое решение.



На скорости по Преголе

Без жертв, но с большим ущербом (209 тысяч 491 рубль) закончилась загородная прогулка на катере для гражданина К. 5 ноября 2005 года он с женой и другом плыл по реке Преголе. Управлял катером капитан Назаренко. Ровно через час все почувствовали сильный удар под днищем, судно потеряло управление. Как потом выяснилось, катер врезался в трубопровод, который прокладывал 6-й экспедиционный отряд подводно-технических работ.

Владелец катера обратился в суд с иском о возмещении морального вреда и материального ущерба. Однако в иске суд отказал, а кассационная жалоба потерпевшего осталась без удовлетворения. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что транспортное происшествие произошло по вине судоводителя. Катер можно было использовать только в целях мореплавания, а не как прогулочное маломерное судно на внутренних водоемах. Судоводитель не имел права управления на внутренних водных путях, не знал района плавания. Мощный катер шел по району, закрытому для судоходства, на большой скорости. Она была так велика, что после столкновения судно по инерции перескочило через трубопровод. Кстати, ответчик по делу, возражая на жалобу истца, справедливо отметил, что предприятие выполнило практически все подводные переходы в регионе, но такое дикое транспортное происшествие случилось впервые.



Что погубило «Принцессу»

Летом этого года в центре Калининграда разбилась быстроходная пластиковая моторная лодка «Принцесса». Владелец лодки и его друзья врезались в заграждение под мостом на улице Октябрьской. Там вели ремонт, но предупредить любителей покататься не посчитали нужным. В итоге три человека оказались в больнице.

Тогда в редакцию и позвонил Олег Кучкин. Он профессионал, занимается продажей моторных лодок.

- О беспределе, творящемся на реках, мне известно не понаслышке, сам много лет увлекаюсь водными видами спорта, - говорит он. - Ребята с «Принцессы» из нашего эллинга «Волна». Если бы нас (а в Калининграде 6 водно-моторных клубов) предупредили, что движение под мостом закрыто, поставили запрещающие знаки, то ЧП не произошло бы. По счастливой случайности отделались малой кровью. Но кто должен отвечать?! У нас масса инстанций: водная ГИБДД - государственная инспекция по маломерным судам МЧС (ГИМС), транспортная милиция, транспортная прокуратура, государственная речная инспекция судоходства, Гвардейский технический участок, ответственный за установку навигационных знаков... Но посмотрите, зачастую нет указателей, где можно пройти, а где нельзя. Кто заказчик и подрядчик на строительные или ремонтные работы моста на той же улице Октябрьской? Никто не известил о начале и завершении ремонтных работ. А взяли и натыкали под мостом палок и арматуры.



Правила на крови

- Конечно, во многом виноваты и сами владельцы катеров и гидроциклов, - продолжает Кучкин. - В городе скоростное движение ограничено: на реке 12 километров в час (6-7 узлов), а ходят под 20 километров, а то и быстрее. На Преголе дети тренируются на байдарках и каноэ, пролетит такой любитель, если сам не разобьется, ребятишек угробит. Был случай, что возле острова Канта гидроциклисты влетели в бетонную стенку, разбились насмерть. А кое-где предлагают гидроциклы без тормозов на прокат, не инструктируют, как управлять техникой. Плати деньги и - катись! А дальше будет еще хуже, как на наших дорогах.

Инспекция маломерных судов ведет регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование «водных машин», наказывает нарушителей. Но, увы, ей не хватает кадров.

Сергей Астанин, заместитель начальника Государственной инспекции маломерных судов, признался: «На всю область 29 инспекторов ГИМС. На каждом перекрестке их не поставишь»...

- Все проблемы упираются в человеческий фактор. Судовладельцы недисциплинированные, не знают правил. Считают, раз купил «пароход», можно всех давить, - посетовал Астанин. - Не задумываются, что рискуют своей и чужой жизнью. Если человек приобретает лодку, катер, гидроцикл или яхту, то необходимо у нас получить свидетельство на право управления судном, зарегистрировать право собственности на судно, пройти техосмотр. Суда должны иметь судовой билет, свидетельство о годности к плаванию и судовую роль (список экипажа). Опознавательные знаки, включая название судна или имя собственника, должны быть нанесены на борту.

Правила пользования маломерными судами на водных объектах разработаны в соответствии с Водным кодексом России. Существуют Правила плавания по водным путям, Международные правила против столкновения судов в море. Все регламентировано, обязанности судовладельцев, меры безопасности и так далее. Эти законы, документы и приказы, как и Правила дорожного движения, написаны на крови. Видимо, настает время, когда за их нарушение требуется не меньшее наказание и контроль, как и на дорогах.



О чем говорят правила плавания

На гидроциклах и маломерных судах в местах большого скопления купающихся кататься запрещено.

В разрешенных местах гидроциклисты не должны подъезжать к берегу ближе, чем на 15 - 20 метров.

Для нарушителей в Административном кодексе есть статья 11.9:

«За отсутствие прав - штраф - 15 - 20 минимальных размеров оплат труда (1500 - 2000 рублей).

За превышение скорости (более 70 км/час) - от 3 до 5 МРОТ (300 - 500 рублей)».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: КП - Калининград

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.