Глуши мотор – на границе затор!

Все новости по теме: Соседи
В окрестностях КПП «Багратионовск-Безледы» с минувших выходных громко стонут «колесные обыватели». Причина их невзгод стара – необходимость чуть ли не сутки маяться в очереди перед заветным шлагбаумом. Но вот что необычно: километровая колейка образовалась там, где ее не было несколько последних лет, – на польской стороне пункта пропуска. Что случилось? И каких еще сюрпризов нужно ждать «завязанным» на границу физическим и юридическим лицам? На эти и другие профильные вопросы корреспондента «Калининградской правды» Андрея Горбунова ответил заместитель начальника службы организации таможенного контроля СЗТУ Герман Вузловенко.

-Герман Александрович, польские автомобилисты сейчас громко жалуются на российских таможенников – дескать, те стали очень уж медленно «запускать» машины в нашу область. Это правда?

-Увы, да. Дело в том, что мы вынуждены отказаться от использования многоразовых удостоверений ввоза транспортного средства (УВТС). Раньше такие удостоверения, действительные, как правило, в течение двух месяцев с момента оформления, сотрудники пограничных таможен региона выписывали гражданам Польши и Литвы, постоянно приезжающим к нам на своих авто. Иными словами, так называемым челнокам. Однако, во-первых, эта льготная практика не была регламентирована ни постановлениями правительства, ни документами Федеральной таможенной службы. Во-вторых, мы неоднократно сталкивались с тем, что обладатели таких удостоверений, срок действия которых подходил к концу, просто забывали их сдавать. В результате машины числились у нас на контроле, и при каждой проверке приходилось доказывать, что они подпольно не «прописались» в нашей стране. Теперь мы, как и все остальные таможни России, работаем только с одноразовыми удостоверениями. Это, собственно, и приводит к тому, что время оформления каждой въезжающей к нам иностранной легковушки составляет не две-три минуты, как раньше, а пятнадцать-двадцать минут.

-Но ведь в Польше, Литве и других государствах Европы вообще не утруждают себя выписыванием каких-либо контрольных бумаг на российские машины…

-Это так. Поэтому мы намерены обратиться к губернатору Георгию Боосу с предложением о поддержке нашей инициативы. Ее суть – в виде эксперимента какое-то время не применять на территории нашей небольшой и окруженной границами области постановление федерального правительства, внедрившее одноразовые УВТС.

Думается, получи мы разрешение на этот эксперимент и пройди он удачно, российских таможенников освободят от такой формы контроля. Но пока суть да дело, мы принимаем меры для того, чтобы сгладить ситуацию. В частности, на время увеличили количество работающих на линии сотрудников и оснастили их дополнительными компьютерами.

-До новогодних праздников остается всего ничего. Какие таможенные новшества ожидают калининградцев в начале января?

- Физическим лицам опасаться нечего. Иное дело – предприниматели. С 1 января все участники внешнеэкономической деятельности обязаны работать с новыми бланками грузовой таможенной декларации. По форме они полностью соответствуют бланкам единого административного документа стран Евросоюза.

Что данная унификация даст участникам ВЭД? В перспективе – существенную экономию времени, которое тратится на таможенные формальности. По договоренности между службами иностранные таможни будут по электронным информационным сетям передавать нам данные о грузе, который пойдет от них сюда. Таким образом мы заблаговременно сможем определиться с тем, как встретить этот товар, – так называемым зеленым коридором или специальными «углубленными» формами контроля. В целом нововведение можно назвать промежуточным этапом интегрирования России в общеевропейскую систему транзита грузов.

-Какова цена новых бланков, и поступили ли они в нашу область в количестве, необходимом для бесперебойной работы?

-Уверяю, дефицита бланков не будет. Кстати, не исключено, что их начнут на безвозмездной основе выдавать на границе перевозчикам транзитных и следующих к нам в область грузов. Правда, только в том случае, если в товаросопроводительных документах отсутствуют все необходимые по Таможенному кодексу сведения.

Что же касается цены, то этот вопрос следует задать официальному распространителю бланков – государственному унитарному предприятию «РОСТЭК Калининград». Впрочем, не возбраняется приобретать бланки и в других организациях – предложений в интернете предостаточно.

-Не столкнутся ли обладатели новых деклараций, везущие груз из Калининграда на остальную территорию России, с проблемами в Белоруссии?

-Могу лишь сказать, что Федеральная таможенная служба РФ своевременно поставила в известность ГТК Республики Беларусь о грядущих изменениях.

Хотелось бы выразить надежду на то, что наши отношения с белорусскими коллегами наладятся. Не скрою, сейчас они переживают не лучшие времена. В частности, нас весьма озадачил проект готовящегося указа президента РБ Александра Лукашенко о транзите российских грузов между нашим регионом и остальной частью нашей страны. На мой взгляд, подобные нормативные акты в обязательном порядке должны быть двусторонними. Этот же документ был разработан без учета мнения российской стороны. Даже на ознакомление с ним минскому представительству ФТС, по моим данным, отвели лишь два выходных дня.

-Недавно пообщался с представителем крупной столичной фирмы, которая планировала ежегодно переваливать через калининградский порт десятки тысяч тонн экспортно-импортных грузов. По его словам, изучив особенности работы местных таможенников, компания приняла решение «переключиться» на Санкт-Петербург. Якобы причина тому – необходимость долго ждать процедуры досмотра грузов или «ускорять» ее известными и весьма дорогими способами…

-Трудно комментировать ситуацию, не зная конкретики. Могу лишь сказать, что, по статистике, у нас 99 процентов всех грузов оформляется в течение суток (в этом мы впереди России всей), а задержки бывают в основном по вине самих грузоперевозчиков. К примеру, недавно один из предпринимателей пожаловался на то, что, мол, долго тянули с досмотром. Когда стали выяснять, что к чему, оказалось: жалобщик думал, что таможенники смогут досмотреть его товар самостоятельно. То есть без присутствия владельца груза. А это категорически запрещается.

Замечу, все недовольные шероховатостями процесса, именуемого в народе растаможкой, адресуют свои упреки нам. Хотя зачастую их проблемы связаны с деятельностью других контролирующих структур...
Источник: Калининградская Правда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.