Неизбежная катастрофа: причины крушения самолета под Гвардейском

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

В четверг комиссия по расследованию авиационных происшествий межгосударственного авиационного комитета завершила расследование крушения самолета под Гвардейском, случившегося в марте прошлого года. «Новый Калининград.Ru» пристально изучил документ и узнал, что, по мнению экспертов, привело к катастрофе, и какие еще нарушения были обнаружены в авиаклубе.

26 марта прошлого года самолет «С-2 Синтал», принадлежавший Гвардейскому аэроклубу, разбрасывал приманки с вакциной против бешенства. Около 9 часов утра он упал на землю рядом с поселком Тельманово Гвардейского района. В результате столкновения с землей судно разрушилось. 43-летний пилот и 23-летняя девушка-оператор погибли на месте происшествия.

Комиссия установила, что рейс, во время которого произошло крушение, был вторым за этот день для пилота. Известно, что пилот и оператор отправились в первый полет в 6 часов утра и приземлились в аэропорту Гвардейска в 7:40 для дозаправки, а затем в 8:12 судно вылетело во второй полет. В 9:25 очевидцы заметили самолет летящим на малой высоте у поселка Тельманово. Вскоре произошло крушение.

В день трагедии сообщалось, что мужчина, находившийся за штурвалом самолета в тот день, являлся опытным летчиком. Он окончил Киевское высшее военное авиационное инженерное училище в 1992 году. На январь 2011 года имел налет в 387 часов. Комиссия не располагает сведениями о дальнейшем налете пилота, а также данными о проверках техники пилотирования и самолетовождения, так как проверяющим не были представлены летная книжка и летное дело.

В день происшествия его налет составил 2 часа 45 минут. Согласно данным комиссии, перед вылетом пилот отдыхал в течение 14 часов. Медицинский осмотр летчика и девушки-оператора перед вылетом не проводился. Предполетная подготовка состояла лишь из ознакомления с погодой в районе посадочной площадки и по маршруту полета.

Соответствующей подготовки к выполняемой работе летчик не имел, равно как и свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна гражданской авиации, а также договора на работу и доверенности на выполнение полетов от владельца самолета. Оператор также не имела соответствующей подготовки к выполнению авиационной работы. Согласно пункту 6.5 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», «авиационный персонал, выполняющий авиационные работы, должен иметь подготовку, соответствующую виду выполняемых работ».

Воздушный Кодекс РФ, Федеральный закон от 19 марта 1997 года № 60. Статья 53:
Допуск лиц из числа авиационного персонала к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения: допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. 


Экспертиза также выявила множество нарушений при сборе информации о состоянии самолета. В частности: работы по техобслуживанию выполнялись несертифицированными специалистами сторонних организаций, с которыми арендатор самолета не заключал договор. Карты-наряды о выполнении технического обслуживания не оформлялись.

Воздушный кодекс РФ, статья 53:
«…лица из числа авиационного персонала допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства)…». П. 1.3. ФАП — 147: «…выполнение функций специалиста по техническому обслуживанию ВС осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками…».






самолетик2.jpg

При детальном изучении документов было установлено, что в день вылета самолет находился в неисправном состоянии. А именно: воздушный винт не имел ресурса для выполнения полета. В течение всего периода эксплуатации, начиная с момента установки двигателя на самолет в октябре 2007 года, на двигателе не были заменены изделия, имеющие ограниченный ресурс (5 лет с начала эксплуатации). Не выполнялись оперативные виды обслуживания радиоэлектронного оборудования, нерегулярно выполнялись периодические формы технического обслуживания, не заносились в формуляр все дополнительные виды работ, выполняемые на самолете и двигателе.

Более того, исследования показали, что взлетный вес самолета составил примерно 510 кг, что нарушало требования безопасности по максимальному взлетному весу для этой модели. Максимальный вес был превышен на 15 килограммов. На день вылета самолет «С-2 Синтал» находился в неисправном состоянии, так как воздушный винт не имел ресурса для выполнения полета.

Однако, согласно окончательному заключению экспертов, установлено, что наиболее вероятной причиной крушения стала ошибка пилотирования при выполнении фигуры пилотажа «бочка». «Технические характеристики самолета запрещают выполнять фигуры сложного пилотажа, к которым относится «бочка»). Это привело к потере контроля за высотой полета и столкновению с землей.

Как установила судебно-медицинская экспертиза, в анализах пилота были обнаружены 0,5 промилле этилового спирта. В анализах девушки-оператора алкоголя или наркотических веществ обнаружено не было. «Наличие в крови и моче пилота этилового спирта могло способствовать авиационному происшествию», — говорится в окончательном заключении комиссии.

Методические указания Минздрава СССР от 02.09.88 N 06–14/33–14 «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».
Отношение между уровнем алкогольной концентрации и степенью влияния алкогольной интоксикации: «…0,3 — 1,0% алкоголя в крови. Эйфория. Характеризуется подъемом настроения, благодушием, ощущением комфорта, повышенной самоуверенностью и игнорированием запретов. Невнимательность, безрассудность и недостаточный контроль из-за плохой координации и замедленного чувственного восприятия».

«Вероятно, что пилот, „увлекшись“ выполнением фигуры пилотажа, по причине неустойчивости внимания, а также нарушения восприятия удаленности предметов (как следствие состояния опьянения), упустил из вида, что для выполнения и безопасного вывода самолета из фигуры пилотажа необходим запас высоты», — гласит официальное заключение комиссии.

По результатам исследования катастрофы специалисты разработали рекомендации по повышению безопасности полетов.

Текст: Алёна Пятраускайте

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.