Собственников рассекретят

Всех владельцев дач, земельных участков, квартир и домов как бы рассекретят. Сведения о том, что, кому и на каких условиях принадлежит, сможет получить любой заинтересованный в такой информации гражданин в любой части страны. А сама регистрация прав на недвижимость перестанет быть тягучей процедурой, при этом планируется сокращение сроков проведения государственной регистрации прав на недвижимость.

Такие обнадеживающие граждан цели ставит масштабный проект Росрегистрации, который поддержал деньгами Всемирный банк. Цена проекта - свыше 100 миллионов долларов. Но оно того стоит. Недвижимость в стране стала ходовым товаром, граждане все активнее приватизируют, продают и покупают личные метры и сотки. И достоверная информация о собственности должна быть более доступной.

Тот, кто хоть раз сталкивался с регистрацией прав на недвижимость, прекрасно знает, насколько это многоходовая и затяжная процедура. Она отнимает не только массу времени и сил, но и нервов.

То, что эта система пока несовершенна, понимают не только простые граждане, но и те, кто в ней работает. Потому Федеральная регистрационная служба запускает шестилетний федеральный проект, поддержанный Международным банком реконструкции и развития. Цель новшества проста и понятна - сделать процесс государственной регистрации прав на недвижимость удобным для граждан, а работу регистрационной службы - максимально эффективной.

Идея проекта состоит в том, чтобы вывести процесс регистрации собственности на революционно иной уровень. С применением технологий даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. О масштабах проекта можно судить уже по тому, что на его реализацию 50 миллионов долларов дает Всемирный банк. Проект охватывает все без исключения уголки страны, где сегодня существуют территориальные подразделения Росрегистрации, из которых 25 регионов будут завязаны в единую информационную сеть.

Чтобы понять, насколько это важно, нужно хотя бы раз, к примеру, проживая в Калининграде, попробовать запросить информацию о какой-нибудь квартире или доме во Владивостоке. По закону сведения о собственнике недвижимости являются открытыми. Для этого достаточно оплатить госпошлину и подать заявление. Вопрос только, куда его направлять. Закон дает ответ и на это: по месту регистрации объекта недвижимости. То есть вам придется купить билет на самолет и, преодолев несколько тысяч километров, прилететь во Владивосток. И все ради одной бумажки.

- Сейчас обмен информацией между территориальными подразделениями службы крайне затруднен, - разъяснила ситуацию корреспонденту "РГ" начальник отдела программ и проектов развития Росрегистрации, отвечающего за реализацию этого проекта, Светлана Филиппенкова. - Основная проблема в том, что до образования ФРС задачи по созданию регистрационных систем были возложены на субъекты Федерации. Вследствие этого регистрационные органы имели различное материально-техническое оснащение и соответственно уровни создаваемых в них регистрационных систем были неодинаковы. Поэтому созданные до 2005 года региональные информационные системы ЕГРП существенно отличаются друг от друга. Они были локальными и ориентированными на местные условия.

В результате по стране используется около полусотни компьютерных программ для регистрации. Можно себе представить, насколько это неудобно.

Задача проекта не только в том, чтобы привести все отделы и управления Росрегистрации к единому программному знаменателю, но и создать для них общее хранилище информации. Тогда-то и отпадет необходимость лететь за бумажкой из Калининграда во Владивосток. Всю необходимую информацию можно будет получить на месте.

Есть здесь, правда, еще один нюанс.

- Для того чтобы эта система работала бесперебойно, нужно внести ряд изменений в федеральное законодательство, - уточнила Светлана Филиппенкова. - В частности, необходимо узаконить внедрения системы хранения и обмена документами на электронных носителях с использованием электронной цифровой подписи, как это уже практикуется в банковской системе. Это избавит от необходимости пересылать их по почте и при этом трудно переоценить экономию времени. Также необходимо будет четко прописать регулирование государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимости.

Анализ действующего законодательства и работа над новыми нормативными актами прописаны в проекте отдельной строкой. Росрегистрация планирует в ближайшее время разработать не только единый стандарт обслуживания, но и заняться правовым ликбезом.

Казалось бы, элементарный вопрос: какие документы необходимо собрать для приватизации квартиры? Абсолютное большинство людей ответить на него не в состоянии, хотя в законе все это написано. По словам Светланы Филиппенковой, планируется разработать специальные справочные издания, в которых будет доступным языком сказано, что нужно для регистрации и где можно получить необходимые документы.

Еще одна, если можно так выразиться, внутренняя проблема регистрационной службы, которая с каждым днем все сильнее дает о себе знать, тоже требует решения. В архивах ведомства накопились тонны бумаг. Причем абсолютное большинство с пометкой "хранить вечно". Год от года количество документов только увеличивается. Так что недалек день "Ч", когда их попросту некуда будет складывать. Чтобы разрешить эту проблему, планируется провести серьезную модернизацию действующих систем хранения документов.

По словам заместителя директора Федеральной регистрационной службы Владимира Метелкина, в рамках проекта будут реконструированы уже имеющиеся архивные хранилища. Будет увеличена их емкость за счет использования современных мобильных стеллажей. Кроме того, в пяти крупных региональных центрах планируется реконструировать имеющиеся целостные архивные здания или масштабные площади под региональные архивные центры и оснастить их электронным архивным оборудованием. Это будут 5 современных хранилищ со специальным роботизированным оборудованием, лифтами для доставки документов внутрь здания и системой сканирования документов, а также массивы современных механических стеллажей. Так что для ознакомления с нужной бумагой будет достаточно просто загрузить компьютер.

Реализация этой программы не только позволит повысить эффективность работы ФРС, но и существенно облегчит жизнь всем, кто сегодня вынужден соприкасаться с этой службой. В частности, практически вдвое сократится срок регистрации документов. То есть вместо месяца он будет занимать 15 дней. А время, как известно, на рынке - это деньги.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Российская газета

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.