Выставка фотографий, сделанных на стеклянных пластинах, в Калининграде

С 14 сентября в музее "Фридландские ворота" открыта уникальная выставка одних из первых цветных фотографий в России, сделанных в начале XX века еще на стеклянных пластинах!

Представляемая коллекция принадлежит Павлу Владимировичу Рябову. Эти снимки сделаны в 1910-1913 годах его прадедом Сергеем Рябовым.

В то время Сергей Рябов был владельцем крупнейшего в Москве мебельного производства и страстно увлекался фотографией. На снимках представлены члены семьи, друзья (среди которых выделяется фигура Ф.И.Шаляпина), сцены охоты, быта, пейзажи среднерусской равнины, прославленные в живописных полотнах И. Левитана.

Среди превратностей XX века многие снимки погибли. Те, что остались, проделали нелегкий путь от Москвы до Владивостока и затем вновь пересекли всю страну и оказались в Калининграде.

Историческая справка.

В 1861 году Джеймс Клерк Максвелл впервые продемонстрировал возможность получения цветного изображения путем одновременного совмещенного проецирования красного, синего и зеленого диапозитивов. Это событие сейчас считается отправной точкой в истории цветной фотографии - своеобразным доказательством принципиальной возможности. Но одно дело доказать возможность, а совсем другое - получить устойчивый практический результат. Довольно часто считается, что первый такой результат был получен только в 30-х годах XX века с изобретением цветной фотопленки. Однако это не совсем так.

Уже в самом начале XX века (1903-1906 гг.) практические результаты были получены нашим соотечественником Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

Получаемые на пластинах изображения для просмотра проецировались на стену. Удовольствие было дорогое - одна фотография обходилась в 10 рублей (по тем временам цена коровы!)

Снимки, полученные с помощью этого метода, были удостоены золотой медали на международной выставке в Антверпене в 1906 году, а предложенная Сергеем Михайловичем программа фотографирования России получила высочайшее одобрение Николая II и финансовую поддержку.

Выставка подготовлена при активном содействии Союза фотохудожников г. Калининграда.
Источник: Музеи России

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.