Вряд ли коллеги по кухне будут благодарны нашему консультанту Галине Иевлевой за ее откровенность. Но Галина - тот редкий представитель, работающий в малом бизнесе, которому репутация дороже полученной с простаков сверхприбыли. Сейчас Иевлева - владелица небольшого частного кафе. А когда-то работала официанткой и схему обмана изучила изнутри. И рассказала об этом читателям «Комсомолки».
Деньги делают изо льда
Самый распространенный способ - недолив и недовес. В первую очередь в баре. Помощник в этом - обыкновенный лед.
- Всегда смотрите, значится ли в ингредиентах лед, - советует Галина, - если нет, то приносить его должны либо в отдельной посуде, либо наливать напитки в стаканы большего объема. Например, хотите напиток со льдом. В меню указан объем порции - 200 мл. Тогда напиток должны принести в бокале объемом 300 мл. Иначе реальный недолив на каждой порции составит порядка 80 мл. Фактически вы платите за 200, а получаете 100 - 120 мл. Почти в два раза меньше.
В отличие от «копеечных» соков коктейли, в рецептуре которых значится лед, помогают барменам неплохо подзаработать.
- Открывая свое кафе, я столкнулась с непривычными претензиями, - рассказывает Галина. - Посетители жаловались, что коктейли... слишком крепкие! А ведь мы готовим их по классическому рецепту! Вывод: средний потребитель привык к нетрадиционным пропорциям алкоголя в коктейлях. К разбавленным, что ли...
Выход:
1) заказывайте коктейли, которые готовятся у стола клиента (например, многие миксы на основе самбука);
2) выбирайте места у барной стойки - не многие рискнут химичить на глазах у клиента.
Нажиться на здоровье молодых
Второе золотое дно - банкеты. Здесь прибыль получают натурпродуктом - до 50% того, что должно было появиться на столах, уходит в домашние холодильники персонала.
Самые распространенные способы:
# Салаты складывают в один большой салатник. Определить, сколько там порций: 9 или 6, не под силу даже опытному повару.
Выход: попросить все банкетные блюда разложить по тарелкам. Там недовес в 30 - 50 граммов с порции очень хорошо заметен.
# Напитки разливают по штофам. Красиво, но непрактично. В каждый кувшин или штоф можно недолить по 70 - 150 мл. Кувшинов таких на столах - десятки. В итоге с одной свадьбы персонал может обеспечить себя алкоголем к новогоднему застолью.
Выход: за пару часов до банкета отправить в ресторан «контролировать процесс» какого-нибудь дотошного родственника. И при заказе предупредить сотрудников, что до начала застолья все пересчитаете. Это сдерживает от соблазнов.
Петрушка «секонд-хэнд»
Недавно появился новый способ обмана. Простой и вульгарный.
- Взяли посудомойщицу, - рассказывает Галина Иевлева, - она в первый же день попросила пакетики. Моя посуду, откладывала в сторону нетронутую зелень, овощи, остатки нарезок и фасовала это по пакетам. Овощи потом перемывала. Мы переглядывались. Думали, домой это понесет - чужая бедность не осуждается. А она в конце смены убирает все в холодильник и дает отчет: сколько всего осталось. В ресторане, где она работала ранее, все это пускалось на новые заказы!
Дебет не сходится с кредитом
Официанты часто обманывают и с чеками.
По правилам сначала приносится так называемый «пречек». Его могут выписать от руки либо отпечатать на принтере.
Это чек не фискальный, то есть неподотчетный. По сути, просто бумажка, информирующая вас о ваших расходах.
Проверяете счет, если порядок - даете деньги.
По правилам кассовый (уже подотчетный) чек не может быть выбит, пока нет денег. Этот чек - на нем есть ИНН, номер кассы, реквизиты предприятия - вам и приносят со сдачей.
Так вот: не поленитесь и перепроверьте цифры в нем!
Возможные махинации:
# расчет «в объяву» - сумму счета называют устно, а потом приносят чек с итоговой суммой. Стопроцентный обман! А раз обманывают со счетом, обманули где-то и в заказе;
# со сдачей приносят тот же чек, что и в первый раз - там нет реквизитов, после вашего ухода чек перебьют, разницу положат в карман, а чтобы не заметил хозяин, впишут ваш салат или пирожное какой-нибудь пьяной компании;
# не приносят фискальный чек, аргументируя, что вы «дали без сдачи» - чек все равно обязаны принести.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?
Отдел защиты прав потребителей Роспотребнадзора, тел. (4012) 72-81-13.
Отдел потребительского рынка мэрии Калининграда, тел. (4012) 92-32-33.
А также в районные отделы по защите прав потребителей:
Ленинградского рай-она: (4012) 45-06-11;
Балтийского района: (4012) 47-36-66;
Московского района: (4012) 64-47-56;
Центрального района: (4012) 93-61-38;
Октябрьского района: (4012) 21-06-20.
КСТАТИ
Три мифа о надувательстве клиента
Миф первый: во всех ресторанах подают разбавленное пиво.
На самом деле
Это тяжело технически. К пивной установке должен быть подключен дополнительный шланг с водой - этого не сделать без ведома директора и техника обслуживающей компании. Если поделить навар на всех - выйдут копейки. Проще незаметно налить вместо дорогого пива дешевое. Разницу редко замечают. Такая же история и с водкой - особенно когда клиент уже «тепленький».
Миф второй: в кафе мне постоянно недокладывают мороженое. Вместо стограммовых шариков кладут шарики весом в 80 или 60 граммов. Ведь заменить мерные ложечки несложно.
На самом деле
Мороженое для вечерней продажи заказывают обычно днем, и персонал предпочитает не рисковать. Блюдо легко взвесить - а под видом покупателей могут прийти проверяющие. Выгоднее недолить вечером виски или коньяк - там навар доходит до 100 рублей с порции.
Миф третий: часто вместо «элитного» зеленого чая мне в ресторане приносят чай из ближайшего ларька.
На самом деле
На такой обман опытные официанты идут крайне редко. Дорогой чай всегда заказывают разбирающиеся в нем люди, а уж они способны отличить «сено» от хорошего чая. И в случае обмана не миновать скандала с клиентом!
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter