Бензиновая безнадёга

Улучшения качества топлива ожидать не стоит

В конце октября Комитет экономического развития мэрии организовал деловой рабочий семинар с представителями калининградских топливных компаний. Обсуждались проблемы безопасности и качества продукции, реализуемой на местных АЗС. Как выяснилось, большинство этих предприятий не соблюдают регламентирующих правил.

Дуриловка на АЗС

На совещании обсуждались итоги недавней проверки автозаправок со стороны координационного совета по защите прав потребителей при мэрии Калининграда. И оказались они далеко не утешительными: из тринадцати АЗС почти все игнорируют правила ежемесячного контроля и анализа топлива. А ведь результаты этих исследований они обязаны предъявлять любому клиенту по требованию.

Разумеется, в первую очередь проверялись те организации, на которые поступили жалобы от потребителей. Последнее время народ сетует на неисправности автомобилей, возникающие сразу после заправки на АЗС или спустя некоторое время после неё. К тому же, как выяснилось, три из четырёх заправок попросту недоливают топливо – и хоть на пару процентов, но дурят покупателя.

Помимо ежемесячного анализа нефтепродуктов предприятия должны добровольно один раз в два года проводить экспертную оценку своего товара. Однако мало кто из руководителей считает разумным тратить на это деньги. А потому пробы бензина и дизельного топлива брались во время «рейда» у тех, кто не проводил анализа самостоятельно.

Однако сами топливные компании считают, что ежемесячный контроль качества продукции зачастую не имеет смысла, особенно в тех случаях, когда цистерна на АЗС раскупается за неделю. Да и при контрольном анализе учитываются далеко не все показатели (для бензина их всего 13, а для ДТ – 21), а значит, по его результатам вряд ли можно наверняка судить о «съедобности» нефтепродукта. Напомню, что вопросы проверки качества топлива подробно уже освещались в газете «Авторынок Калининграда», в № № 28, 29 (660, 661).

Вопрос о целесообразности проведения ежемесячного анализа мы задали Леониду Гиндину, руководителю теплотехнической лаборатории «ЯнтарИТ», однако его мотивировка звучала не очень убедительно: дескать, этот контроль нужен, чтобы определить, соблюдаются ли, к примеру, условия хранения нефтепродуктов. Только вот о каком хранении может идти речь в тех случаях, когда за месяц предприятие делает не одну и даже не две закупки топлива?

Топливо с «секретом»

Как известно, бензин – это смесь углеводородов, и в зависимости от состава последних получаются 92-й, 95-й и прочие определённые ГОСТом его марки. На любом заводе готовят «базовый» продукт с фиксированным октановым числом, который «доводится до ума» позже уже при помощи различных присадок. Естественно, что качество бензина напрямую зависит от того, кто, как и в каких условиях «преобразил» полуфабрикат.

Геннадий Медведев, начальник ФГУ «Калининградрегионэнерго», считает, что проблема некачественных нефтепродуктов именно в присадках, на разглашение информации о которых сегодня наложен своеобразный «запрет-секрет». Никто не отчитывается, за счёт чего повышается октановое число бензина и соблюдаются ли при этом какие-то нормы. В итоге при тщательном анализе в нефтепродуктах находят всё, что угодно – и марганец, и технический спирт. Это становится и причиной постороннего запаха топлива, и ведёт к загрязнению окружающей среды.

Выявить все примеси трудно – нужны сложные исследования на специальной аппаратуре, полного комплекса которой в нашем регионе нет. Поэтому Ростехрегулирование уже решает вопрос о финансировании лабораторного оборудования для испытаний местной нефтепродукции.

Сегодня доказать, что в бак Вашего авто залили некачественный бензин, практически невозможно – таким неутешительным резюме своё выступление закончила Татьяна Покидина, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Калининградской области. А потому единственный совет, который здесь дают: не пользоваться услугами АЗС, топливо которой вызывает малейшие сомнения.

Председатель Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Георгий Румянцев предложил предавать такие случаи огласке – глядишь, и опомнится нерадивый владелец АЗС.

«Паспортный» контроль

Оставляет желать лучшего не только качество нефтепродуктов, но и оформление нормативных документов, регламентирующих деятельность АЗС. Тут вообще полная неразбериха: в паспортах на топливо может отсутствовать номер завода-изготовителя, и как результат – «всплывает» его несоответствие сертификату качества. Нередко имеют место и другие несоответствия документов поставкам топлива. Иными словами, «бумаги» на бензин и сам бензин – это зачастую разные вещи.

Так, руководитель теплотехнической лаборатории «ЯнтарИТ» Леонид Гиндин сообщил, что на некоторых калининградских заправках согласно паспорту продаётся продукт Московского НПЗ. В ходе проверки оказалось, что здешний бензин не имеет ничего общего с заводом-изготовителем.

Получается, что бензин или бодяжат где-то в пути, или готовят «левак» в кустарных условиях – в цистернах, находящихся на территории самих нефтебаз. Так или иначе, но здесь приходится, с одной стороны, взывать к совести поставщиков, а с другой, требовать от предпринимателей соблюдения всех правил при закупке топлива. Здесь стоит напомнить, что за отсутствие сертификата качества топлива предусмотрен штраф до 40 тыс.руб. Однако приведение в порядок документации вряд ли будет свидетельствовать о том, что и с самим товаром всё действительно о'кей.

Русская рулетка

Продавцы нефтепродуктов и рады бы контролировать качество поставок топлива, да вот сделать этого не в силах. Экспресс-анализ проб не учитывает всех сегодняшних стандартов – с ходу, глядя на содержимое в колбочке, никто не определит, что за «коктейль» берётся на реализацию. Пусть и запах у бензина нормальный, и осадка нет – этого всё-таки мало. Для детального же исследования продукта нужно время, а значит, и дополнительные расходы на оплату простоя цистерны на железной дороге.

Конечно, можно оборудовать и собственную лабораторию. Но для большинства местных бизнесменов это большая роскошь: к примеру, аппарат УИТ-85 стоит порядка 100 тыс. долларов, да и за его установку, говорят предприниматели, надо выложить ещё как минимум четверть этой суммы.

В общем, АЗС сегодня напрямую зависят от своих поставщиков, которых не так-то много. Вся российская нефть перерабатывается на 32 крупных заводах, заправок же в 1000 раз больше. Из них 13 тыс. (почти половина!) являются непосредственно «приближёнными» нефтяных компаний – им, разумеется, и тарифы пониже, и качество получше. При таком раскладе рядовым бизнесменам, оказавшимся по другую сторону «экватора», качать права не приходится – глядишь, и совсем без поставщика останешься.

Отсутствие какой-либо серьёзной конкуренции в большом нефтебизнесе неизбежно приводит к монополизации всего рынка. А потому представителям малого бизнеса не остаётся ничего другого, как искать «лазейки» для приобретения дешёвого, а значит и низкокачественного топлива.

По мнению некоторых владельцев АЗС, нет никакой гарантии, что их нынешний «надёжный» поставщик не продаст в следующий раз товар худшего качества. К примеру, лучшим на сегодня считается топливо на «Роснефти», но и здесь никто не застрахован от неприятностей. Как в лотерее...

Нефтяной дозор

Местных предпринимателей пока лишь слегка пожурили. Имена нарушителей названы не были. Но найти того, кто виноват, можно, – об этом многообещающе заявил руководитель «Калининградрегионэнерго» Геннадий Медведев.

Следует заметить, что за полтора года работы Роспотребнадзора было не так много проверок – по причине невозможности самостоятельно провести анализ качества нефтепродуктов. Сегодня решается вопрос о привлечении к работе тех лабораторий, которые имеют соответствующую аккредитацию.

Сами топливные компаниии считают, что нефтеинспекция в своё время хорошо справлялась со своими обязанностями. По крайней мере, предприниматели знали, что от них требовалось, да и квалифицированные разъяснения получали вовремя. Сегодня же какой-либо реальной помощи от Роспотребнадзора они не ждут. По мнению владельцев АЗС, с ежемесячной проверкой качества топлива их просто припирают к стенке, заставляя принимать новые правила игры – в одни ворота. А в такой ситуации надеяться на повышение качества топлива не приходится.
Источник: Авторынок Калининграда

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.