Обмен нелюбезностями

Все новости по теме: Правительство области

В последние дни октября калининградцы стали свидетелями публичного скандала, разразившегося между губернатором Владимиром Егоровым и Владимиром Щербаковым - хозяином “Автотора”, пионера отверточной сборки иномарок в России. На заседании международного клуба директоров последний обрушился с резкой критикой в адрес региональной власти - “в нашей области есть все, кроме мозгов у тех, кто этой областью руководит””, “калининградский регион, где все проворовались, предельно развращен”.



Ответ губернатора оказался не менее резким: “Администрация области разрывает договорные отношения с господином Щербаковым”. Егоров пообещал внести в областную Думу законопроект о лишении автосборочных предприятий местных льгот и направить высвободившиеся средства на решение социальных задач региона. Сказанное произвело довольно сильное впечатление на калининградцев. Со времени командования Балтфлотом адмирал-губернатор известен как человек сдержанный, никогда не устраивающий разносов подчиненным, не говоря уже о местных “олигархах”. Некоторые чиновники этим, кстати сказать, беззастенчиво пользовались. У всех на слуху дело заместителя губернатора Саввы Леонова, арестованного по подозрению в крупной взятке - его взяли с наличностью в 150 тысяч долларов, упакованных в коробку из-под торта. Как раз от этого неоспоримого факта и отталкивался Щербаков, обличая коррупцию. И все же…

“Автотор” как визитная карточка региона сам властью обласкан сверх меры. По платежам в областной бюджет холдинг имеет льгот на десятки миллионов. Плюс каждый год более миллиарда предприятие получает за счет федерального бюджета - в виде опять же льгот особой экономической зоны. Куда идут такие деньги? На этот вопрос отвечают по-разному. Щербаков говорит, что на предприятии наладили выпуск КИА, БМВ, “хаммеров”, создали около 2 тысяч рабочих мест. До недавнего времени региональная власть, соглашаясь с этим, привозила на “образцово-показательное предприятие” всех почетных гостей российского анклава. Но после скандала в области вдруг вспомнили: когда начинался проект автосборки в Калининграде, речь шла о выпуске 75 тысяч автомашин в год, а до сих пор производят лишь 10 тысяч. А где обещанное производство автобусов, троллейбусов, сельхозтехники? Много было сказано о возведении крупного крахмального завода, в итоге же “Автотор” лишь скупил около 30 тысяч га - в основном в курортной приморской зоне. Не говоря уж об обещании восстановить королевский замок в Калининграде…

Видимо, широкий размах сохранился у В.Щербакова со времени его вице-премьерства в последнем советском правительстве. Но надо было случиться публичному скандалу, чтобы многообещающие проекты стали здесь квалифицироваться как “прожекты”. Во весь голос заговорили о том, что “Автотор” просто ввозит детали по льготному таможенному коду запчастей, производит их сборку - и поставляет автомобили, которым присвоен уже код готового изделия. За семь лет работы в регион не перенесено производство даже мелких деталей, вроде каких-нибудь подлокотников или зеркал. Как и прежде, приходят крашеные кузова и готовые узлы, все свинчивается - и на продажу.

Добавим: с 1998 года все структуры холдинга зарегистрированы в Москве, там же платятся налоги, а в Калининграде нет даже расчетного счета. Так и не пустивший калининградских корней “отверточный бизнес” просто пользуется привилегиями особой экономической зоны. Но, спрашивается, почему вся эта “подноготная” вскрылась лишь после скандала? К слову, Владимир Щербаков, который рубанул правду-матку о вороватых чиновниках, поспешил многократно извиниться и заверить, что его “не так поняли”. Но губернатор пригрозил за ущерб, нанесенный резкими обвинениями региону, взыскать через суд с главы холдинга 10 млн. евро. Очень было бы кстати: в сентябре Лондонский международный арбитраж обязал Калининградскую область выплатить долг по кредиту немецкого банка - порядка 20 млн. долларов, а бюджет области, как всегда, сверстан с дефицитом.

Правда, время идет, а заявленный губернатором иск не подан. В областную Думу законопроект о лишении холдинга льгот тоже не внесен. И если стороны ограничатся публичной перепалкой, то эта история окажется всего лишь маленькой “повестью о том, как поссорились Владимир Иванович с Владимиром Григорьевичем”.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Труд

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.