По Ленпроспекту пустят пешеходов и велосипедистов?

Все новости по теме: Город
Три месяца с перерывами в Калининграде проходил международный проектный семинар (воркшоп), посвященный будущей застройке центра города. К нам съехалось немало маститых архитекторов и специалистов по городскому планированию из разных стран мира. Цель была одна - поставить точку над «i» в вопросе, каким быть архитектурному облику центральной части Калининграда.

- По сути, мы рассматривали две схемы развития города, - говорит председатель правления Союза архитекторов Калининградской области Сергей ГУЛЕВСКИЙ. - Первая схема - это перспективы развития центральной части города в границах исторического Второго вального кольца. Вторая схема - центральное ядро города. Это территории бывших городов Альтштадт, Кнайпхоф и западной части Лебенихта.

Окончательно на все вопросы ответить не удалось, но по многим спорным моментам специалисты пришли к завидному согласию. Теперь главное, чтобы власти серьезно отнеслись к рекомендациям ученых.

Итак, что решили на воркшопе.


Раздолье для пешеходов

Градостроители предложили освободить центральные территории города от транзитного автотранспорта. Для этого необходимо сформировать систему скоростных автомагистралей. Главными ее элементами должны стать внешнее третье кольцо, а также магистраль, которая протянется западнее центра города в направлении север - юг параллельно существующей железной дороге. Вдобавок предлагается использовать железную дорогу в качестве внутригородского скоростного общественного транспорта. На выходе перегруженные сейчас Ленинский проспект и улица Черняховского должны развиваться как торговые улицы с преобладанием пешеходов и общественного транспорта, а Московский проспект не должен рассекать территорию центрального ядра города. Для этого участок проспекта в районе Дома Советов и эстакадного моста предлагается «опустить» в тоннель или построить над ним платформу. Также для разгрузки движения жизненно необходимо построить второй мост по улице Железнодорожной и достроить эстакаду на улице 9 Апреля.

- Центр города в будущем должен быть в основном предоставлен для пешеходов, велосипедистов и различных видов общественного транспорта, - считает Сергей Гулевский.


Деревья - не трогать!

- Традициям города будет отвечать его превращение в один из самых благоустроенных и озелененных городов Европы», - мечтательно говорят архитекторы.

Для этого они предлагают территорию вокруг Нижнего озера сделать «зеленой ландшафтно-пешеходной зоной с размещением островных объектов учебно-образовательного, культурно-досугового назначения и общественно-делового назначения» (любопытно, что это плохо согласуется с недавним решением окружного Совета Калининграда о переводе территории вокруг озера из разряда рекреационной в категорию общественно-деловую).

Кроме Нижнего озера, «зеленые легкие города» должны быть расположены вдоль Второго вального кольца (заброшенные сейчас парки на Литовском вале, Гвардейском проспекте и т.д. должны остаться парками), в западной части острова Кнайпхоф (в восточной, возле собора, планируется реконструировать комплекс университета Альбертина). Среди зеленых зон - также парк 40-летия ВЛКСМ, территории исторических скверов по Ленинскому проспекту и на территории бывшего Альтштадта.

- Зеленые и ландшафтные зоны должны быть сохранены и увеличены, - не сомневается Сергей Гулевский.


«Новая Голландия»

Набережные Преголи хотят превратить в пешеходные озелененные участки шириной от 15 до 20 метров.

- Речной ландшафт необходимо включать в общественную зону города, - уверен Сергей Гулевский.

Масштаб застройки северного и западного берегов реки должен быть сопоставим с историческим - дома не больше четырех этажей. При этом здесь будут размещаться объекты торговли, досуга, а также жилые дома повышенной комфортности. На южном берегу Преголи будет преобладать 6-этажная жилая застройка (это заключение, правда, трудно сопоставимо с высоткой, которая в последние годы выросла напротив Кафедрального собора). На юго-западном берегу вырастут кварталы деловой зоны. А в восточной части острова Октябрьский, испещренного каналами и канальчиками, должен появиться район малоэтажной комфортной застройки «Новая Голландия».


Ядро города

Больше всего споров на проектном семинаре вызвал вопрос, что делать с центральным ядром города - территориями бывших городов Альтштадта, Кнайпхофа и западной части Лебенихта. В итоге выделили три градостроительных участка, каждый из которых ждет своя особая судьба.

Первый участок - остров Кнайпхоф. На большей его части сохранятся зеленые насаждения, причем деревья каким-то образом будут имитировать исторические кварталы застройки. Вероятно, их постригут особым образом.

- Незначительная часть острова уйдет под историческую застройку для создания пространственной среды для Кафедрального собора, - поясняет Гулевский.

Второй участок - территория севернее острова Кнайпхоф. Его предложено застроить смешанными объектами досуга, мелкой торговли, небольших представительских объектов в нижних этажах жилой застройки. Высотность - до четырех этажей, масштаб кварталов - приближенный к историческому, стиль застройки пока не определили (большинство участников воркшопа высказались за современную застройку).

Наконец, третий участок - территория бывшей Замковой горы. Здесь должны появиться культурно-досуговые учреждения, возможно, высококлассные гостиницы. Плотность застройки из-за ценности территории должна быть максимальной. Кстати, архитекторы рекомендовали властям организовать международный конкурс по застройке этого участка.


Замок, Дом Советов и «башни Башина»

Судьбу Королевского замка окончательно не определили. Восстанавливать его или нет, на этот счет мнения градостроителей разделились. Предварительно решили, что все же некое строение должно появиться на исторических фундаментах, чтобы вместить в себя выставочные залы, гостиницы и музеи. Высотность предлагается не более 25 метров (для сравнения, шпиль главной башни Королевского замка имел высоту более 70 метров).

В Доме Советов, возможно, появятся правительственные учреждения или гостиница. Как он будет выглядеть, пока тоже неясно. Часть архитекторов предложили снять несколько этажей и построить завершающий шпиль, другая часть - достроить по старому проекту. Мол, чтобы был памятник советской эпохи.

И судьба территории между Домом Советов и дворцом бракосочетаний (тот участок, где главный архитектор Александр Башин собирается возводить небоскребы) тоже пока не решена. Очевидно, что здесь появится комплекс зданий современной постройки, но какова будет его высотность, на этот счет ученые к единому мнению не пришли.


Деловые места

Мелкие деловые комплексы должны развиваться вдоль Московского проспекта и на градостроительных «узлах» - развязках магистральных дорог. Крупные же бизнес-центры предлагается строить на специально выделенных для них территориях вблизи вального кольца. Кроме того, будет сохранена и благоустроена сложившаяся крупная торговая зона севернее улицы Черняховского, вокруг Центрального рынка, а также деловая зона вокруг площади Василевского.

В перспективе деловую зону планируется вывести на запад города - в бывшие портовые территории и на участок вокруг Фридрихсбургских ворот.


Что дальше?

Понятно, что итоговые решения проектного семинара имеют рекомендательный характер. По идее они должны стать основой для разработки Проекта планировки центральной части города и выполнения Правил землепользования и застройки в границах бывшего Второго вального кольца. Это будут уже документы, имеющие юридическую силу. Теперь, как говорится, мяч на стороне властей. Если они прислушаются к рекомендациям ученых, Калининград через несколько лет заживет другой жизнью - более сбалансированной, упорядоченной и комфортной, в общем - другой.
Источник: Комсомольская Правда - Калининград

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.