Когда на Куршской косе появится велосипедная дорожка?

О том, что по территории национального парка «Куршская коса» необходимо проложить байк-трассу для туристов, которая соединялась бы с аналогичной дорожкой на литовской части заповедника, разговоры идут уже не один год. В плане велотуризма Калининградская область на фоне Европы, всё больше предпочитающей передвигаться не на авто, а крутить экологически чистые педали, выглядит не лучшим образом. Откровенно говоря, наш регион – дыра на европейской велокарте. Практически все страны ЕС буквально пронизаны разветвлённой, удобной, с хорошей инфраструктурой сетью байк-трасс. Есть они и у наших ближайших соседей – Польши и Литвы. Но когда дорожки доходят до Калининградской области, то дальше – тупик. У нас велопутешественникам делать нечего. Хотя, возможно, так будет не всегда.


«Машина не пройдёт!»

В Калининградской области, как известно, дефицит с хорошими дорогами. В скором времени регион получит солидное финансирование из федерального центра на прокладку новых автотрасс – своего бюджета на это, разумеется, не хватает. Поэтому вполне понятно, что вопрос оборудования современной велодорожки для региональных властей в числе приоритетов не значился. Никто, конечно, не возражал, но и особой щедрости в то же время не проявлял. Идея получила выраженное в конкретных делах развитие лишь после того как на её реализацию удалось получить финансовую поддержку Евросоюза – почти 225 тысяч евро.

Как заявила на вчерашней встрече участников проекта его координатор с российской стороны Людмила Мельникова, уже начата подготовка технико-экономического обоснования строительства велодорожки. «Мы так много ездим на машинах. А ведь Куршская коса - это место, где нужно отдыхать, наслаждаясь уникальной природой и чистотой местного воздуха. Я так жду, когда у нас появится дорожка!» - сообщила она собравшимся. По словам Мельниковой, к разработке ТЭО привлечены не только калининградские, но и европейские эксперты. В частности, именно по их рекомендации за образец решено взять байк-трассы на немецком острове Зюльт, природный ландшафт которого схож с Куршской косой.

По мнению Мельниковой, велодорожка должна быть не шире полутора метров: «Для велосипедистов этого достаточно, а вот автомобиль не проедет!» Разработан уже и примерный маршрут с лиричными названиями – «Птичье царство», «Голубой пляж» и так далее. Намечая путь, работники нацпарка выбирают те места на Куршской косе, где трассу можно прокладывать без вырубки деревьев.

«Изюминка» велодорожки – её почти полное совпадение со старинным почтовым трактом, который шёл по Куршской косе. По нему ездили многие царственные особы. Из местных там «отметилась», например, прусская королева Луиза, на косе даже соответствующий памятный знак установлен. «Конечно, полностью велодорожка с тем трактом не совпадёт, всё-таки уже не одна сотня лет минула. Но мы постараемся!» - заметила Мельникова. По её словам, сейчас разработано два проекта маршрута, один длиннее другого на три километра. Экспертам предстоит выбрать наиболее удобный вариант.


Чего хотят туристы?

У калининградцев опыта в строительстве велодорожек нет. Зато у соседей-литовцев есть. И на вчерашней встрече они им охотно делились. Координатор проекта с литовской стороны Валентина Буркшиене, работающая в администрации Неринги, высказала дельную мысль: «Построить велодорожку – это хорошо. Но мало! Представьте, если человек едет километр за километром, а вокруг нет ни кафе, ни места, где бы он мог отдохнуть, нет вообще ничего… Это же скучно, туристам такое не надо!» По её мнению, параллельно со строительством байк-трассы необходимо позаботиться об окружающей её инфраструктуре. Та же Неринга – идеальный пример для подражания. Там чуть ли не в каждом дворе есть несколько в хорошем состоянии велосипедов, которые сдаются владельцами в аренду туристам. Взял - и катайся вдоль Балтийского моря. К словам Буркшиене, наверное, стоит прислушаться. Ведь в Неринге число велотуристов растёт год от года.

Много людей посещают и нашу часть Куршской косы – по этому показателю среди отечественных нацпарков мы вторые в России (после Сочи). А по числу иностранных гостей и вовсе первые. Однако велопутешественники среди них редкость. Видя этих людей, уныло крутящих педали и умело уворачивающихся от джипов разных местных ВИП-жителей, хочется им только посочувствовать – не туризм, а настоящее испытание. Впрочем, будет о чём рассказать у себя дома…


Надо много денег

Людмила Мельникова и многие её единомышленники в ходе вчерашней встречи говорили, что надеются на льготы в получении виз для велопутешественников. Эту идею они обсуждали вполне серьёзно, намереваясь даже написать официальные запросы в соответствующие инстанции. Почему эта затея обречена на провал, им объяснила начальник правительственного отдела туризма Марина Друтман: «Отдельных виз для велотуристов быть не может. По той простой причине, что каждый из нас потенциально велосипедист. Так что речь лучше вести о льготах для всех».

Но в плане строительства байк-трассы эта проблема сейчас не самая актуальная. Львиная доля выделенных ЕС денег пойдёт на разработку проектно-сметной документации. Когда ПСД будет создана, то все деньги кончатся, – откуда брать финансы на непосредственно строительные работы? Бюджетные «кошельки» Зеленоградского городского округа и национального парка весьма скромны. Региональная мошна заметно толще, но и она вряд ли потянет прокладку велодорожки. Ведь это весьма дорогое удовольствие. Когда литовцы делали байк-трассу у себя, то один километр им обошёлся примерно в 25 тысяч долларов. Учитывая протяжённость дорожки с нашей стороны Куршской косы, её стоимость может потянуть примерно на 35 миллионов рублей. Даст ли денег Евросоюз, не знает пока никто.

Помощь из федерального бюджета также весьма сомнительна. «Честно говоря, раньше мы думали, что с готовой проектно-сметной документацией достаточно легко войдём в финансирование в рамках особой туристско-рекреационной зоны. Но теперь у меня такой уверенности нет», - сделала Марина Друтман неожиданное для многих заявление. Конкретизировать свои слова она не стала. В последнее время, заметим, всё чаще говорят о том, что наш регион может отказаться от статуса особой турзоны, которым в прошлом году была наделена Куршская коса. Если так и случится, то затея со строительством велодорожки рискует повиснуть в воздухе.

Понимая это, Друтман предложила всё-таки разработать полный пакет проектных документов. «Сейчас мы ведём переговоры с несколькими заинтересованными муниципальными образованиями, которые хотели бы создать между собой сеть велодорожек. Если всё получится, то финансирование будет совместным», - сказала она.

Вадим СМИРНОВ
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.