Областных автоперевозчиков наконец познакомили с некоторыми особенностями грядущего распределения пассажирских маршрутов

Не сегодня-завтра в СМИ появится официальное уведомление о конкурсе по распределению автобусных пассажирских маршрутов. Такая информация прозвучала в минувший четверг на первом в этом году заседании комиссии по регулированию областного рынка транспортных услуг из уст ее председателя – замминистра развития инфраструктуры Игоря Кухты.

Этого объявления с нетерпением ожидали руководители автотранспортных компаний, чьи пассажирские автобусы «бегают» между городами и весями нашего региона. Ведь о том, что цивилизованной схватке за линии якобы вот-вот будет дан старт, профильные чиновники регионального правительства объявили еще ранней весной прошлого года, и с тех пор «борцы» пребывали в тревожном ожидании. Казалось бы, известие о завершении затянувшегося периода неопределенности должно было исторгнуть из груди каждого присутствовавшего на заседании транспортника вздох облегчения. Но не тут-то было...

«Разговор на эту тему портит нервную систему» – данной цитатой из опереточной арии вполне можно охарактеризовать тот нервно-комичный обмен мнениями и колкостями, что в течение полутора часов имел место быть за овальным столом правительственного конференц-зала. Вольно или нет, но тон такому общению задал председательствовавший. В своем «приветственном» слове он обрушился с критикой на «отдельных» перевозчиков, которые никак не желают вписываться в стратегическую линию региональной транспортной политики, базирующейся на двух «китах» – безопасности и комфорте. Кого именно он имеет в виду, Игорь Кухта дипломатично не уточнил. За него это, как смог, сделал заместитель начальника областного управления ГАИ Владимир Михалевич. Он озвучил результаты всех прошлогодних проверок (в общей сложности их было девять) техсостояния автопарка ООО «Зеленоградск-транс» и двух родственных предприятий из Гусева – автоколонны № 1802 и ОАО «Гусев-автотранс». «Каждый раз наши инспекторы выявляли некондиционные автобусы. В том числе – с неисправными гидроусилителями, тормозными системами и внешними осветительными приборами...», – выдавал компромат докладчик, сопровождая его подробной статистикой. Заключительный аккорд его выступления был посвящен аварийности. Оказывается, в 2007-м зеленоградцы умудрились поучаствовать в двух ДТП, а гусевцы – в трех.

Попытки директоров взятых на карандаш фирм оправдаться председатель, что называется, задушил в зародыше. Однако «закруглить» тему все же не удалось. Сделать это помешала руководитель правительственной службы по госрегулированию цен и тарифов Наталья Андреева: «Неужели все остальные перевозчики прошлый год умудрились прожить безаварийно?» – с иронией в голосе озадачила она вопросом Михалевича. «Данные о прочих предприятиях я... не взял», – сказал тот.

«В 2007-м мы имеем гораздо худшие показатели в сфере безопасности движения, чем годом ранее», – поставил было точку над «i» Кухта, но Андреева упрямо гнула свою линию – мол, нужно помянуть недобрым словом всех транспортных бракоделов. В конце концов председателю комиссии пришлось капитулировать – дать команду секретарю в течение трех дней подготовить весь расклад. «Прозвучавший анализ состояния дел трех предприятий – не более чем пример. В целом похожая ситуация и у остальных перевозчиков», – вновь попытался выйти из затяжного пике бывший авиатор Кухта. Но на этот раз маневру помешала ремарка президента Калининградской региональной автотранспортной ассоциации (КРАС) Михаила Цуканова о том, что у одной оставленной за критическим «кадром» фирмы в прошлом году было 36 ДТП, а у другой – аж 40.

«У нас нет любимчиков!» – парировал этот выпад замминистра и, сдвинув брови, поинтересовался, почему до сих пор не выполнено его давнишнее предписание о возвращении 162-го маршрута законному владельцу (с начала нынешнего года на этом балтийском направлении без всяких на то оснований работают автобусы ООО «ЕвроЛайн»). «Мы рассматриваем этот вопрос», – весьма «исчерпывающе» ответила директор «ЕвроЛайн»Людмила Мукасева. На этот ответ, вызвавший смех в зале, должностное лицо не прореагировало. Замминистра предпочел перейти к следующей теме – конкурсной. Сходу он сообщил, что доминирующими критериями отбора станут цена проезда, предлагаемая претендентом на тот или иной маршрут, и «возраст» его автобусов. Что даже будет определен предельно-допустимый год выпуска транспортного средства.

- Ежемесячно каждый маршрутный автобус может «привозить» в бюджет не менее 30 тысяч рублей. Но на деле в казну поступают суммы куда более низкие. Неужели региональная власть готова и дальше смотреть сквозь пальцы на то, что страдают интересы государства? – предложил неожиданный поворот сюжета директор ООО «Кенигтрансавто» Владимир Гренц. – Если нет, то следовало бы среди главных критериев обозначить и налоговый.

- Весьма конструктивное предложение, – похвалил перевозчика Игорь Кухта, а потом вдруг заметил, что, если проверять на налоговый «просвет» дела всех конкурсантов, мало кого можно быдет выпустить на линию.

- На наш взгляд, основополагающим оценочным критерием нужно сделать не цену и год, а наличие собственной производственной базы, – вмешалась в обсуждение Андреева.

Но здесь ее оппонент был непреклонен – дескать, нельзя дискриминировать тех конкурсантов, у кого базы не собственные, а арендованные (недавно вклинившееся на рынок областных автоперевозок ООО «ЕвроЛайн» – как раз из таких).

Пожалуй, самую крупную ложку дегтя в бочку с конкурсными планами правительства вылила начальник областного управления Ространснадзора Любовь Фазилова. Вообще стоит ли сейчас огород городить, ведь на выходе – федеральный закон о пассажирских перевозках, и если местная распределительная затея не «впишется» в этот нормативный акт, ее результаты придется отменять – такова была суть ее речи, которую председательствовавший оставил без комментария.

Автобусы какой вместимости можно будет выставить на конкурс? Определено ли минимальное тарифное предложение, ниже которого «опускаться» нельзя? Эти и другие вопросы перевозчиков Игорь Петрович тоже проигнорировал. Сказал лишь, что ответы можно будет отыскать в конкурсной документации, когда ее опубликуют. «Но тогда для чего же нас здесь сегодня собрали?» – разводили руками обескураженные участники заседания.

«Полагаю, что это заседание было организовано и проведено исключительно для «галочки». Для того чтобы впоследствии иметь возможность говорить о том, что все конкурсные тонкости с перевозчиками заранее обсуждались и согласовывались», – так в разговоре с корреспондентом «Калининградской правды» прокомментировал итоги мероприятия Михаил Цуканов. Еще он подчеркнул, что возглавляемый им союз в обязательном порядке опротестует результаты конкурса из-за противоречия его некоторых критериев действующему законодательству. Все свои карты президент КРАС раскрывать не стал. Лишь заметил, что ограничивать автобусы по «возрасту» не велит Гражданский кодекс РФ.


P. S. В пятницу уведомление о проведении конкурса было опубликовано в нашей газете в разделе «Официально». Однако в нем почему-то не нашлось места ни для критериев отбора, ни для списка разыгрываемых маршрутов.
Источник: Калининградская Правда

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.