Не все памятники героям войны готовы к грядущей годовщине взятия Кёнигсберга

Все новости по теме: Город

Изуродованный застарелым и свежим граффити обелиск да расколотая пополам стела со следами от вырванных «с мясом» металлических пластин с фамилиями военных авиаторов – в таком непрезентабельном состоянии еще недавно пребывал памятник летчикам Балтики на Советском проспекте. Теперь же от былого убожества почти не осталось следа: с лица мемориала исчезла чуждая «боевая раскраска», а на месте «некондиционной» стелы вот уже несколько дней стоит ее новенькая копия.

Все эти позитивные изменения – дело рук людей в военно-морской форме, взявшихся восемь лет назад по приказу командующего Балтфлотом опекать объект культуры. Правда, в этот раз проявить реставрационную активность служивых побудила (чего греха таить) критическая статья в нашей газете, опубликованная сразу после Нового года.

Двумя неделями позже мы рассказали о плачевном состоянии другого не менее известного монумента в честь участников и героев Второй мировой войны – памятного знака морякам-балтийцам на Московском проспекте. Верилось, что этому уж совсем родному для Балтийского флота монументу, в народе более известному как «катер», тоже окажут шефскую помощь. Но, увы, он по сей день вынужден «жить» с аршинным матерным словом на своем торпедном аппарате и с неким напоминающим свастику символом, «украшающим» лицо выбитого в камне матроса. Почему так? Как намекнули в штабе флота, катеру просто не повезло с «географическим положением». Дескать, находись тот рядом с какой-нибудь воинской частью, как, скажем, монумент на Советском проспекте (он располагается в двух шагах от штаба флотской авиации), трудностей с косметическим ремонтом не возникло бы. А так...

Шефская помощь – дело, конечно, хорошее. Но почему на многочисленные изъяны памятного знака не реагирует учреждение, в ведении которой он находится, – муниципалитет, обладающий немалыми материальными ресурсами? Этот вопрос корреспондент «Калининградской правды» адресовал начальнику управления культуры администрации Калининградского городского округа (с 1 января текущего года именно этой структуре поручено отвечать за памятники муниципального значения) Светлане Сикоза. Замечу, полтора месяца назад во время подготовки первого материала о памятном знаке удалось пообщаться со Светланой Федоровной. К сожалению, какой-либо конкретикой насчет ремонта памятного знака морякам-балтийцам она на смогла порадовать. Лишь сослалась на сложности организационного периода и пообещала вернуться к разговору через три недели – мол, тогда будет ясно, кому из ее подчиненных придется «оперативно управлять» катером.

На сей раз должностное лицо тоже оказалось немногословным. Разве что проинформировало о «пока еще неофициальном» решении городских властей вернуть катер в изначальное районное подчинение, после чего «отпасовала» меня в недавно сформированный в ее управлении отдел охраны культурно-исторического наследия. Начальник этого отдела Владимир Кортигин с ходу попытался было связать нынешнее безобразное состояние катера с его юридической «ничейностью». Однако, заглянув «на всякий пожарный» в свой компьютер и с удивлением обнаружив в нем данные о том, что с 10 октября прошлого года предмет нашей беседы является- таки муниципальной собственностью, мой собеседник был вынужден быстро «перестроиться». Он, в частности, поведал о том, что вот-вот будет создано муниципальное предприятие «Центр по охране памятников местного значения», которое и станет их главным «контролером». Что за его отделом останутся функции надзора за этим самым центром. Наконец, что уже определены два «объекта первоочередного ремонта» – монументы морякам и летчикам Балтики. Однако когда именно начнется этот ремонт, Владимир Валентинович, увы, не уточнил. Лишь с грустью заметил, что в городском бюджете средства на ремонтные цели не запланированы.

В администрации Ленинградского района, на территории которого «пришвартован» мемориальный катер, обрадовали информацией о том, что в этом году впервые в районной казне зарезервированы деньги на обслуживание памятников – 200 тысяч рублей. «Текущий ремонт памятного знака морякам-балтийцам будет в обязательном порядке сделан к началу апреля, – заверила руководитель местной муниципальной службы заказчика Валентина Коляго. – Планируем покрасить то, что осталось от торпедного катера, поправить тротуарную плитку вокруг него и посадить цветы».

А как же насчет того, чтобы вернуть катер в исходный вид? Обещание на сей счет недавно прозвучало из уст окружного главы Александра Ярошука на встрече с ветеранами Балтфлота. Если верить газете «Страж Балтики», он дал гарантию, что округ возьмет на себя бремя полного финансирования реставрационных работ. Те, кстати, будут весьма дорогостоящими, ведь великовозрастный «экспонат» не только насквозь прогнил, но и лишился доброй половины деталей настройки – исчезли три глубоководные бомбы из четырех, мачта с радаром и спаренные крупнокалиберные пулеметы.

Кстати, напасть на след пулеметов автору этих строк случайно удалось несколько дней назад. Оказывается, массивное оружие в 2005 году было снято, разрезано и в качестве металлолома сдано в утиль по распоряжению начальника организационного отдела райадминистрации Владимира Кузнецова. «Одна станина пулемета превратилась в труху, и вся тяжелая конструкция в любой момент могла рухнуть. А ведь под катером постоянно играли маленькие дети.», – объяснил причину, побудившую его проявить «утилизационную» инициативу, Владимир Алексеевич. «Мысль о том, что остатки пулемета впоследствии могут пригодиться для реставрации катера, мне в голову тогда не пришла. Жаль...», – помолчав, вздохнул он.

Андрей ГОРБУНОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.