Затянувшийся процесс распределения областных автобусных линий по-прежнему далек от завершения

Все новости по теме: Город

Планировалось, что именно вчера пройдет то, чего владельцы колесящих между городами и весями нашего эксклава автобусов с нетерпением ожидали почти два года, – конкурс по распределению областных пассажирских маршрутов. Однако инициированное региональным министерством развития инфраструктуры мероприятие, о дате проведения которого, как и положено, объявили за месяц, так и не состоялось. Причиной неожиданной осечки стала «вводная», появившаяся на сайте областного правительства буквально за пару дней до конкурса.

12 мая – такова теперь скорректированная дата конкурсной встречи. Зачем понадобился перенос? Как сообщил вчера обозревателю «Калининградской правды» заместитель руководителя профильного департамента министерства развития инфраструктуры Николай Гуряков, взять месячный тайм-аут заказчиков и организаторов конкурса вынудила «буква закона». Она возникла, эта самая буква, в связи с существенно измененными правилами конкурсной игры.

По словам Гурякова, суть этих экстренных изменений в следующем. Во-первых, увеличен показатель количества автобусов, необходимых для обслуживания той или иной линии. Скажем, желаете вы претендовать на выгодный 105-й маршрут – извольте иметь в своем парке не девять машин, как поначалу было определено, а тринадцать. Во-вторых, отредактированы два параметра транспортных средств, которые разрешается выставлять на конкурс, – посадочный и экологический. В частности, если раньше «проходным» был автобус с сорока креслами для пассажиров, то теперь – с тридцатью семью (данное послабление почему-то внедрено только для автобусов, которые будут ходить на курортном направлении). А от так называемой экологической планки, изначально преграждавшей путь на конкурс автобусам стандарта ниже «Евро-1», решено и вовсе отказаться.

Должностное лицо подчеркнуло, что работа над внеплановым исправлением правил была проведена не под давлением извне, а в добровольном порядке: «Мы прикинули и пришли к выводу, что автобусов стандарта «Евро-1» и выше на все разыгрываемые маршруты может просто не хватить». Почему транспортные управленцы не удосужились своевременно провести соответствующие расчеты (на «изготовление» правил у них ведь ушел, по меньшей мере, год), мой собеседник, увы, не уточнил. Не удалось получить и внятного объяснения прочим конкурсным сюрпризам. В сущности, Николай Никитович лишь сослался на узаконенное право «уполномоченного органа» устанавливать любые количественные и качественные маршрутные нормы. «Мы исходили из потребностей пассажиров и здравого смысла», – резюмировал при этом Гуряков.

Однако большинство конкурсантов с этим объяснением в корне не согласны. «Почему организаторы в последний момент озадачились вместимостью автобусов для курортных маршрутов? По моему мнению, только из желания избежать громкого скандала, – рассуждает директор транспортной компании Алла Войтова. – Дело в том, что один из претендующих на рентабельную светлогорскую линию перевозчиков в преддверии конкурсного отбора за миллион евро купил за границей десять новых 39-местных автобусов. Не изменись правила, он бы не смог выставить их на конкурс...»

«Что же касается изменения количества автобусов, то оно, на мой взгляд, не имеет ничего общего с заботой о пассажирах и трезвым экономическим расчетом. Это либо глупость, либо кое-что похуже», – намекает на некий «подковерный» смысл инициативы коллега Войтовой Владимир Гренц.

«Убежден, что чиновники таким образом пытаются порадеть дружественному им перевозчику – рассчитывают на то, что у других конкурсантов все же не хватит ресурсов для того, чтобы побороться за выбранные их любимчиком маршруты», – озвучивает «коллективную» версию президент Калининградской региональной автотранспортной ассоциации (КРАС) Михаил Цуканов.

По его мнению, принцип ограничения количества посадочных мест «не вписывается» ни в российское антимонопольное законодательство, ни в «гостированный» 22-местный минимум кресел для большого пассажирского автобуса. Вместе с тем он больно бьет по интересам едва ли не самого слабозащищенного слоя общества – инвалидов: «Чтобы люди с ограниченными возможностями тоже могли ездить к морю, члены нашего союза приобрели специальные автобусы. Но в каждом из них меньше 37 пассажирских кресел, следовательно, они остаются вне конкурса».

Впрочем, как подчеркивает президент КРАС, «кресельный» изъян конкурсных правил куда менее страшен по сравнению с вроде бы резонным отказом от экологических ограничений: «То, что только сейчас снят запрет на машины, не отвечающие нормам первого, второго и третьего «Евро», – не что иное как экономическая диверсия в интересах конкретной коммерческой структуры. Шутка ли! Входящие в наш союз предприятия специально к этому конкурсу влезли в долги и купили, в общей сложности, 24 новеньких автобуса. Знай, что правила изменятся, они, согласитесь, сэкономили бы значительные средства...»

Михаил Цуканов не исключает, что нынешняя инициатива чиновных заказчиков конкурса вполне может обернуться его очередным переносом или шумными судебными разбирательствами «постфактум».

Кстати, серьезные вопросы о правомерности некоторых правил конкурса (в том числе и пресловутого «посадочного») остаются и в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы. В начале прошлой недели оттуда в министерство развития инфраструктуры ушло письмо с предложением до объяснения всех конкурсных закавык отложить его проведение. Официальный ответ антимонопольщики еще не получили, а информация на правительственном сайте оптимизма, по их словам, не вызывает.

Андрей ГОРБУНОВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Калининградская Правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.