Ярослав Чубиньски: "Я возьму с собой много русского"

Все новости по теме: Соседи

Визы не испортили наши отношения

- Пан Чубиньски, за шесть лет работы в Калининграде вы стали почти что земляком для многих жителей нашей области.  А каким было это время для вас лично?

- Спасибо за теплые слова. От себя я хочу поблагодарить всех калининградцев, которые поддерживают с нами сотрудничество по всем вопросам и дают положительную оценку нашей работе. Отзывы в калининградских СМИ, в Интернете, личные мнения жителей всегда были и остаются для нас ценной информацией для анализа работы. Так получилось, что меня направили в Калининград в тот самый момент, когда было понятно, что Польша вскоре вступит в ЕС, а значит, изменит безвизовые отношения с Россией. Я приехал, чтобы «выпить пива, которое я сварил». Есть такая поговорка. Мы не хотели, чтобы визы испортили наши отношения на уровне государственном, а прежде всего региональном.

- И, тем не менее, трудности только прибавлялись.

- Да, обстановка для калининградцев поменялась на 180 градусов. Вместо бесплатных льготных виз - получение национальных польских виз на общих основаниях для граждан России. А после вступления Польши в Шенген - плата за визу 35 евро. Но мы выдаем очень много виз для жителей региона, до 500 в день, хотя летний туристический сезон еще не начался. Один из принципов таков: время работы консула никогда не начинается и никогда не кончается. Это похоже на анекдот, но дело обстоит именно так. Если мы приняли несколько сот паспортов в день, то это значит, что до конца работы наших систем все данные должны обрабатываться. Мы хотим максимально сократить ожидание для наших клиентов и сразу начинаем обработку документов, которые к нам поступают. Поэтому оформление визы до выдачи занимает в среднем пять дней.

- Вы старались укрепить отношения жителей двух стран по всем направлениям: в культуре, науке, бизнесе, туризме. А в чем, на ваш взгляд, главное условие успешной работы консульства?

- Там, где люди не разговаривают, нет точек соприкосновения и понимания. Именно поэтому консульство стало открывать «ежедневную» Польшу для калининградцев, налаживать тесные контакты между нами, обычными людьми, которые хотят жить нормально, развивать добрососедство. У вас есть хорошая поговорка «Своя рубашка ближе к телу». Наверху решаются политические проблемы, а на региональном уровне мы должны дружить и помогать друг другу. Поэтому программы «Польша для калининградцев», «Польша в двух часах от Калининграда» стали всем интересны. Это была попытка показать обыкновенную Польшу, показать вам, что там происходит, особенно перед вхождением в ЕС. В результате - никто не понимает в России Польшу и поляков лучше, чем калининградцы.


Семья ждет в Варшаве

- Совсем скоро у вас истекает срок полномочий в Калининграде. Когда собираетесь на родину?

- По-моему, срок истекает уже в пятый раз, но есть вопросы и дела, которые могут помешать мне уехать и сейчас. Речь идет о подписании договора о малом приграничном движении. Надо будет подготовить консульское учреждение по выдаче специальных пропусков для жителей 30-50-километровой зоны. Самое минимальное количество жителей, которые потенциально могут получить такие разрешения для выезда за границу, - 250 тысяч человек. Если  чуть расширить эту зону или по-другому подсчитать, может оказаться, что это 850 тысяч человек! И пропуска будет выдавать наше консульство. Это огромная задача и единственная причина, которая может меня задержать в Калининграде. Хотя, как штатный сотрудник МИДа, я должен был уехать еще в начале года. В Польше я буду продолжать дипломатическую работу, укреплять контакты: консульские, гуманитарные, сближать наши народы.

- Вы много лет прожили в Калининграде, в отрыве от семьи. Как поддерживали отношения в разлуке?

- Моя семья осталась в Варшаве. Виделись мы редко и не дома, а на Вармии и Мазурах. Я взял там напрокат два домика, куда приезжаю и встречаюсь с женой, детьми и друзьями. Выходные зачастую проводил за городом, встречался с людьми, с которыми не успевал встретиться на рабочей неделе. Моя жена смеется, что я в ближайший магазин в Варшаве езжу на машине, а это расстояние - 150 метров. Люблю быть за рулем. В Калининграде эту привычку не оставляю. Супруга иронизирует и по другому поводу: есть ли еще какая-либо зона общественной деятельности, в которой я бы не принимал участия. Она имеет в виду Кубок Генерального консула. Это трансграничный велопробег «Правдинск-Кентшин», скоро будет турнир по футболу, а затем - мотокросс. За год таких мероприятий несколько, и я всегда в них участвую хотя бы как болельщик.  


Полюбил холмы и болота

- Что вы скажете о характере калининградцев?

- Калининградцы стараются использовать те возможности, которые у них есть. Они очень активны, интеллектуально развиты, изучают иностранные языки, любят путешествовать, не закрываются в четырех стенах. Они открыты миру. Мы видим, что вступление Польши и Литвы в Шенген - это шанс для расширения горизонтов жителей области. И консульство старается в этом помочь: трудности перестроить в победу.

- Какие-то любимые места у вас появились в нашем городе и области?

- Шесть лет назад я часто отдыхал на юго-востоке области: Озерский район, Черняховск, Нестеровский район. Там красивые холмы. И особенно красиво весной и осенью. Каждый поляк - романтик. Нет ничего более красивого, чем легкий туман над этими холмами. Потом пришло время славных болот - это Полесский и Славский районы. И по работе надо было там бывать. Дело в том, что в этих местах находился лагерь гестапо, где были замучены сотни поляков. Потом влюбился в Калининград. Так вышло, что консульство находится в Октябрьском районе, и он очень похож на район города Вроцлава, где я родился. Истории этих городов тоже похожи, как и старинная архитектура. Даже дом в Калининграде похож на мой родной дом! Рядом озеро. Зеленые тихие узкие улицы с уютными особнячками, здесь я люблю гулять по вечерам.

- А русские привычки приобрели? Может быть, новые кулинарные предпочтения?

- Русские блюда в Калининграде трудно найти, как и настоящий русский ресторан. Калининград - многонациональный город, здесь можно найти все кухни народов мира, но не русскую кухню. Есть хороший итальянский ресторан, а эту кухню я люблю. Хотя есть блюда из русской и советской кухни, которые всегда любил и по возможности кушаю. Например, предпочитаю мясную солянку, заказываю осетрину и калининградского судака. Но контакт с россиянами лежит не через желудок. Главное - общение. Я многому научился в Калининграде потому, что у меня были хорошие учителя.

- Кто это?

- Всех не назову. Но приведу такой пример. В первые дни после моего приезда в Калининград в 2002 году, когда мне неофициально удалось встретиться с губернатором Владимиром Егоровым и бывшим губернатором Юрием Маточкиным. Мы разговаривали очень долго. И в какой-то момент я понял, что уже не участвую в разговоре, а мне преподают введение в курс истории Калининградской области. А преподаватели - два губернатора. Они меня научили понимать то, что происходит здесь. Я понял и уважаю народ, который живет на этой земле. Хорошая черта русского человека - видеть в другом лучшее,  любовь к разговорам, дискуссиям, обсуждению самых невероятных тем. Вот этот русский элемент я возьму с собой.


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Ярослав Чубиньски родился 25 октября 1960 года во Вроцлаве.

В 1984 году окончил факультет права и управления Варшавского университета. Имеет степень магистра юриспруденции.

С января 1985 года работает в МИДе Польши.

С января 2002 года - Генеральный консул Республики Польша в Калининграде.

К заслугам дипломата относят, в частности, действия по освобождению из чеченского плена польских заложниц-профессоров.

В 2004 году получил высокое звание МИДа Польши «Консул года» за хорошую организацию работы по выдаче польских виз.

Женат. Имеет двоих детей.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Комсомольская правда

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.